ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).
И.В. Гончарова
РФ, ГБОУ СОШ №1374 (СП № 1096) СВОУО ДО г. Москвы
При организации работы с одарёнными детьми технологии проектной деятельности отводится важное значение. Технология проектной деятельности - одна из самых прогрессивных технологий, которая позволяет создавать условия для развития познавательных интересов, творческого потенциала одаренных детей. Проект как педагогическая технология может быть реализована в учебной работе, во внеклассной работе в системе дополнительного образования, в управленческой деятельности. Одним из результатов изучения курса информатики является возможность систематического использования методов и средств информационных технологий при изучении всех школьных предметов. Новые информационные (компьютерные) технологии открыли совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы. Интеграция осуществляется на основе общего вида деятельности (вовлечение в исследовательскую работу, коллективное проектирование). Специфика использования проектного метода в контексте нашей школы состоит в том, что работа над проектами ведётся с применением компьютерных технологий. Компьютерные программные средства используются на всех этапах проектной деятельности для поиска и отбора информации, моделирования и проектирования объекта, оформления документации, презентации проекта. Проектно-исследовательская деятельность учащихся (мультимедийные презентации в среде Microsoft Power Point; видеофильмы; Web-сайты на языке разметки гипертекста HTML; проекты в среде объектно-ориентированного программирования Visual Basic, разработанное программное обеспечение по вопросам компьютерной безопасности, по реализации алгоритма шифрования, основанного на гаммировании, симметричного и асимметричного шифрования, криптосистемы RSA) включена в учебный процесс и носит интегрированный характер (информатика + математика, информатика + физика, информатика +география, информатика + русский язык, информатика+ экономика, информатика + мхк и др). Проектная деятельность позволяет формировать устойчивую мотивацию одарённых детей. Очень необходимо психологическое сопровождение проектной деятельности таких учащихся, в которой используются компьютерные технологии. Психологическое сопровождение одаренных ребят имеет свою специфику на разных этапах работы над проектом. В течении учебного года учащимися школы выполняется большое количество различных проектов, примерная тематика которых охватывает следующие области: природа родного края, растительный и животный мир Подмосковья, история моего города, памятники архитектуры, памятники природы, экологические плакаты, компьютерная безопасность, защита информации, учебные программы по таким предметам, как физика, математика, информатика, история, русский язык. Обязательно проводится конкурс проектов, который вызывает живой интерес у подростков. Среда конструирования презентаций предоставляет прекрасные возможности для создания собственных компьютерных альбомов: вставка векторной и растровой графики, настройка гипертекстовых ссылок, создание анимации, включение звукового сопровождения и эффекта перехода слайдов. На уроках учащиеся знакомятся с концепцией производства мультимедийных продуктов и основами создания мультимедийных презентаций, которые позволяют создавать и демонстрировать учебные и справочные слайд-фильмы, доклады, рефераты, проекты. При создании презентации каждый разработчик выступает и как автор интриги (сценарист), режиссёр, художник и исполнитель. Особенность проектов состоит в том, что разработанные учащимися продукты могут быть использованы в качестве дидактических средств на уроках по различным предметам. Например, проекты «День дублёра - славная традиция», «Репортаж» и «Гиляровский как репортёр», которые использовались на открытом интегрированном уроке (русский язык-развитие речи-информатика) «Репортаж как жанр публицистики», в дальнейшем вошли в школьную юношескую газету «Воедино» (компьютерный дизайн выполнен учащимися школы, вёрстка газеты в среде Microsoft Publisher). Проекты по физике «Проблемы развития атомной энергетики», «Курчатов» применяются на уроках физики 9 и 11 классов. Интересны проекты, созданные учащимися экспериментального класса (в рамках деятельности экспериментальной площадки). Особенно хотелось бы отметить проект «Моя малая Родина», состоящий из следующих частей: экологические плакаты - берегите воду; берегите воздух; реки района; памятники археологии; памятники природы; наши духовные ценности (проект участвовал в фестивале «Юные таланты Московии», в номинации «Россия - Родина моя!», в конкурсах проектных и исследовательских работ «Ярмарка идей» и др.). Большой интерес вызывают проектные работы по актуальным вопросам компьютерной безопасности. В настоящее время обеспечению безопасности информации уделяется серьёзное внимание, и подготовка специалистов в этой области особенно важна. Разработаны проектные работы "Симметричное шифрование - гаммирование " и "Симметричное и асимметричное шифрование", которые стали победителями международных конференций по информационной безопасности; научных конференций молодых исследователей «Шаг в будущее. Москва»; научно-исследовательской конференции «Математика: знание и реальность”; научно-практической технической конференции «Исследуем и проектируем». Проекты выполнены с применением учащимися знаний, полученных на уроках информатики, на уроках по информационным технологиям, интегрированных уроках, специальных занятиях по проектной деятельности, факультативных занятиях. Совершенствуя и развивая предложенные идеи, можно создавать новые общественно-полезные проекты. Широкое применение компьютерных программных средств позволяет повысить качество и эффективность работы всех учащихся.
Темы исследовательской и проектной деятельности учащихся с
использованием информационных технологий.
Экспериментальная работа:
1.Проект как педагогическая технология.
2.Мультимедийная презентация.
3. Курс информатики в экспериментальном классе по учебникам Е.П. Бененсон, А.Г. Паутовой.
4.Наш класс-история экспериментального класса.
5.Учебники и программа экспериментального класса.
6.Web-сайт школы.
7. Деятельность экспериментальной площадки «Психологическое сопровождение введения элементов компьютерных технологий в процесс обучения».
Внеклассная работа:
1.День самоуправления в школе. Мы проводим день дублёра.
2.Мой класс.
3.Моя малая Родина.
4.Наши духовные ценности.
5. Семь чудес света.
6.Экологические плакаты: Берегите воду! Берегите воздух!
7.Памятники природы
8.Памятники археологии.
9. Правила безопасности на дорогах.
10.Web-сайт: занимательная математика
11. Web-сайт: правила безопасной работы
12. Web-сайт: Страница про меня!
13. Здоровый образ жизни.
14. Города России.
15.Жизнь и творчество Феофана Грека.
16. Футбол. Футбольные команды. Спартак.
Экология:
1. Экологические плакаты: Берегите воду!
2. Экологические плакаты: Берегите воздух!
3. Памятники природы.
4. Памятники археологии.
5. Реки района.
6. Основы экологии.
7. Организмы и окружающая среда.
8. Экологические системы.
9. Пищевые цепи и экологические пирамиды.
10. Отношения между популяциями.
11. Редкие и исчезающие животные России.
Информатика:
1.Устройство компьютера.
2.Мультимедийные презентации.
3.Логические элементы.
4.Операционные системы.
5.Системы счисления.
6. Компьютер и здоровье.
7. Правила поведения на уроках информатики.
8. Web-сайт: Знакомьтесь- компьютер.
9. Симметричное шифрование (гаммирование).
10. Симметричное и асимметричное шифрование.
11.Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
12. Методы защиты информации и другие.
Литература:
1. Ставрова, О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах./ О.Б.Ставрова.-Москва: Изд-во «Интеллект-Центр», 2005. - 95 с.
2. Тюрберт С. Метод проектов. Теоретическая предпосылка и практика/ C.Тюрберт -М.: Товарищество "Мир", 1925. -64 с.
3. Окунев, А.А. Как учить не уча./А.А.Окунев. –СПб.: Питер Пресс, 1996. -448с.
4. Сборник научно-информационных и методических материалов для педагогов и руководителей образовательных учреждений по инновационным направлениям развития профильного инженерно-технического, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Центр довузовской подготовки, 2012
5. Толстых Н.Н., Гончарова И.В. Статья «Психологическое сопровождение введения компьютерных технологий в процесс обучения» /Н.Н.Толстых, И.В. Гончарова. –Москва: Издательский дом «Первое сентября»,2006.
6. Толстых Н.Н. (в соавт. с Гончаровой И.В., Фроловой Т.В.) Психологическое сопровождение введения компьютерных технологий в процесс обучения // Сб. «Деятельность экспериментальных площадок» - М., МКО, 2006. – 1,8 п.л.