СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы школьников по литературному краеведению.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью. Обращение внимания к литературному краеведению даёт возможность удержать интерес к изучению истории родного края, школы, семьи с целью формирования основ гражданской идентичности школьника, включая чувство гордости за свою страну, народ, историю, город, школу, семью. 

Просмотр содержимого документа
«Организация работы школьников по литературному краеведению.»


Организация работы школьников по литературному краеведению.

(Из опыта работы по творчеству Н.М. Карамзина ).

«Понять литературу, не зная мест, где она родилась,
не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена».
Д.С. Лихачев.

Изменения, которые стремительно происходят в современном мире, социально-экономический прогресс требуют от человека новых качеств. Обществу нужны люди, способные к творческому преобразованию действительности на благо себе и другим. Современный школьник должен быть способен к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Формирование этих качеств – приоритетная задача образования. Именно в средней школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.

На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью. Обращение внимания к литературному краеведению даёт возможность удержать интерес к изучению истории родного края, школы, семьи с целью формирования основ гражданской идентичности школьника, включая чувство гордости за свою страну, народ, историю, город, школу, семью.

Культурные страницы нашего региона богаты плеядой блестящих литературных имен, что позволяет организовать плодотворную работу по литературному краеведению.

Указом Президента РФ 2016 год объявлен в России Годом Карамзина в ознаменование 250 – летия со дня его рождения. Это ещё раз говорит нам об актуальности изучения творчества писателя, которое имело большое значение для преобразования и развития литературного языка, русской разговорной речи.

Но в настоящее время творчество Н.М. Карамзина практически не изучается в современной школе. В лучшем случае детям знакома его повесть «Бедная Лиза», которая входит в программу по литературе. На уроках истории они получают некоторые сведения о фундаментальном труде Карамзина «История государства Российского».

Совместно с учителями литературы, библиотекарем и учениками в нашей гимназии проводились различные мероприятия, посвящённые 250 – летию со дня рождения Н.М. Карамзина. Цели и задачи вы можете увидеть на слайде.

Ценность литературного наследия Н.М. Карамзина заключается в том, что писатель в своих произведениях исследует не только внутренний мир человека и его своеобразие, но приподнимает завесу исторических событий и дает им собственные оценки. Методика работы над произведениями данного писателя отличается своеобразием, при этом она не столь широко освещается в педагогических изданиях.

Сам Н.М. Карамзин говорил: «Давно называют свет бурным океаном, но счастлив, кто плывет с компасом». Для учителей таким компасом являются современные формы и методы организации учебного процесса.

Очень важно активизировать творческий потенциал обучающихся, организовать их самостоятельную работу, развивать критическое мышление, поэтому по творчеству Карамзина мной активно велась проектная и исследовательская деятельность учащихся. Обратимся к опыту использования. проектно-исследовательской деятельности в рамках литературного краеведения.

Мало кому известно, что Н.М. Карамзин был одним из первых крупных писателей, адресовавших свои произведения юным читателям. Известный русский литературный критик В.Г. Белинский писал, что именно Н.М. Карамзин в России начал писать для детей первый, и «как много прекрасного начал он писать первый...» Им написаны три сказки: две в прозе — «Прекрасная Царевна и счастливый Карла» (1792), «Дремучий лес» (1795) и одна стихотворная — «Илья Муромец» (1795).

Сказки, созданные Н.М. Карамзиным, были написаны с выдумкой, остроумно. Они были интересны взрослым и детям в 19 веке, вполне заслуживают включения в круг чтения детей и сегодня, в 21 веке.

Эти сказки были опубликованы в «Московском журнале» и в «Аглае» в 1795 году. Затем писатель включил их в собрание сочинений (Т.6. М., 1803; 3-е изд. 1820). Входили они и в посмертные издания сочинений писателя (1835г. и 1848г.). И больше не переиздавались. В двухтомнике избранных произведений Н.М. Карамзина (1964 г.) место нашлось только для стихотворной сказки «Илья Муромец». Прозаические сказки Карамзина оказались среди забытых страниц истории отечественной словесности.

Ученицы 7 класса решили исправить эту несправедливость, создав собственный сборник сказок известного писателя. Была определена цель проекта: составить иллюстрированный сборник сказок Н.М. Карамзина, которые были незаслуженно забыты.

В результате работы над данным проектом получился сборник сказок Н.М. Карамзина. Иллюстрации к сказками также сделали составители сборника. Семиклассницы пришли к выводу, что познакомившись со сказками Н.М. Карамзина, каждый читатель получает возможность задуматься о вечных ценностях, о смысле жизни. Чтобы вырваться из страшного дремучего леса, в котором живет человечество, необходимо, считает писатель, найти внутри этого леса «зеленый луг», отгородиться от внешнего мира. И тогда, «не взирая на всемирный мятеж», можно будет насладиться «любовью и святою дружбою…» Эта мысль по-своему созвучна и нашему неспокойному времени.

Роман «Рыцарь нашего времени» не включен в списки произведений, обязательных для чтения и изучения на уроках литературы. Однако в рамках краеведческих уроков этот незаконченный роман может быть интересен школьникам. Доказательством этой мысли служит буктрейлер по данному произведению, сделанный семиклассниками. Для того, чтобы составить буктерйлер, авторы несколько раз перечитали произведение Н.М. Карамзина. Перечитав роман, обсудив его тематику, проанализировав главные образы, средства художественной выразительности, подростки смогли понять это произведение и полюбить его. Созданный ими буктрейлер – яркий пример того, как художественное произведение способствует творческому развитию подростков, формирует познавательный интерес.

Опыт участия в исследовательской деятельности помогает также школьникам в работе над исследованиями жизни писателя. Так учениками 6 класса активно ведётся исследовательская деятельность по теме «Памятные места, связанные с жизнью и творчеством Н.М. Карамзина». Куда вошли Карамзинский сквер, являющийся своеобразным зеленым уголком старого Симбирска, Карамзинская общественная библиотека - гордость нашего города, в которой находятся книги, которым пять и более веков. Особая гордость музея – книги, принадлежавшие Н.М.Карамзину. Это и необычный памятник — памятник седьмой букве алфавита — букве «ё». Писатель Н. М. Карамзин стал первым использовать «ё» в русском языке.

Продуктом данного проекта будет виртуальная экскурсия, которая в свободном доступе будет предоставляться не только учениками, но и жителям города.

Исследовательская работа «Волжский пейзаж в романе Н.М. Карамзина «Рыцарь нашего времени» позволила юным исследователям провести контекстуальный анализ текса, проявить навыки аналитического чтения. В эпоху Карамзина природа заняла важное место в художественной и философской мысли. К природе обращались в поисках «человечности» и «естественности». Н.М. Карамзин часто обращается к созданию пейзажа, размышляет о воздействии природы на человека. Познакомившись с романом «Рыцарь нашего времени», ученики убедились в том, что функция пейзажа у Карамзина необыкновенно разнообразна: то пейзаж оттеняет душевное состояние героя, то несёт социальную функцию, то пейзажная зарисовка пронизывается философскими размышлениями.

В заключении отмечу, что использование краеведческой направленности в исследовательской деятельности приносит не только предметные результаты. Она способствует интеллектуальному, личностному развитию школьников, повышает рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирует умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать. Проектно-исследовательская деятельность – это одна из технологий воспитания мотивированных детей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!