Доклад на тему:
«Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов»
2017 год
Содержание: Стр.
Введение ……………………………………………. 3
Основные виды совместной деятельности … .……. 4
Планируемый результат…………………………….. 4
Основные направления работы ……………………5-6
Виды проектов, используемые в урочной и внеурочной деятельности………………………………………….7-8
Реализация ФГОС дошкольного образования…….8- 9
Заключение…………………………………………….10
Использованная литература …………………………11
Введение
Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
Ученики начальной школы – это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса. Они же с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность.
Модель внеурочной деятельности нашей школы основана на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения – программе внеурочной деятельности для младших школьников, воспитательных программах классных руководителей.
Как показал практический опыт, именно интеграция урочных и внеурочных занятий способствует созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и воспитанников.
Различные способности детей мы развиваем не только во время уроков, но и во внеурочной деятельности.
Хотелось бы поделиться с вами опытом нашей работы в этом направлении.
Мы активно развиваем социальное партнёрство с городской детской библиотекой, Белебеевским филиалом Башкирской республиканской библиотеки для слепых, подростковым клубом «Чайка», Домом пионеров и школьников, с которым заключён договор о совместной деятельности. У нас работают кружки «Бисероплетение», «Тестопластика», функционируют различные студии: Изо-студия, танцевальная, театральная студии. Кружковой деятельностью охвачены практически все школьники, может быть, поэтому у нас нет детей, стоящих на учёте в КДН и ОДН.
Основные виды совместной деятельности
Деятельность | «Продукт» |
Обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса | Модели, концепции, ресурсы |
Проектирование образовательного процесса | Образовательные программы |
Реализация образовательного процесса | Творческие дела, конкурсы, соревнования, олимпиады и др. |
Взаимоподдержка | Психологический комфорт партнеров |
Планируемый результат:
-повышение качества образования;
-обеспечение доступности качественного общего образования;
-повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
-расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность форм,
видов и содержание деятельности.
Механизмы взаимодействия:
-исследовательская деятельность;
-проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты);
-социально значимые акции.
Основные направления работы:
-совместная (коллективная) деятельность;
-сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях;
-формирование активной жизненной позиции.
Благодаря расширению сети социальных партнеров школе удаётся решать приоритетные задачи образовательной сферы:
-повышение качества образования;
-развитие личности;
-социализацию учащихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям:
-спортивно – оздоровительное
-духовно – нравственное
-общеинтеллектуальное
-общекультурное
2. Уважаемые коллеги, во время работы семинара вы имели возможность на открытых показах ознакомиться с проектной деятельностью наших детей.
Проекты и исследовательские работы в рамках урочной и внеурочной деятельности по предметам можно использовать на любой ступени обучения.
Следует отметить, что наши
педагоги учреждения используют элементы проектной деятельности на уроках и занятиях в начальной школе, начиная с 1 класса, что позволяет развивать у учащихся неподдельный интерес, расширить границы своего предмета и найти ту область, в которой ребёнку легче воспринимать новую информацию и применять на практике полученные знания, совершить первые профессиональные пробы.
Работая над проектом, наши дети учатся:
- планировать и организовывать рабочее место;
- рационально выбирать материалы и инструменты;
- распределять рабочее время;
- контролировать ход деятельности;
- соотносить результаты деятельности с образцом;
- осуществлять сотрудничество при коллективной работе;
- соблюдать безопасные приемы труда;
- комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия;
- оценивать процессы и результат своего труда;
- выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты.
Думаю, что работа над созданием проекта готовит младших школьников к более серьёзной исследовательской деятельности, более глубокому изучению наук.
Виды проектов, используемые в урочной и внеурочной деятельности:
- практико-ориентированный проект (социальный проект);
- исследовательский проект (научно-исследовательская работа)
- информационный проект (сбор и анализ информации);
- творческий проект (свободный выбор представления результатов исследования).
Проектные работы наших детей получили достойную оценку на муниципальных, зональных научно-практических конференциях.
Тулина Полина, Ахмадиев Тимур, учащиеся 2 класса, в 2011 году заняли 1, 2 места в Зональной научно-практической конференции с проектными работами на темы: «Достойный сын своего Отечества», «Чувашский музыкальный фольклор».
Габдрахманов Рустам и Кузьмина Лиза в 2013 году участвовали в муниципальной научно – исследовательской конференции, они подготовили работы на темы: «Вулкан – бог огня», «Нефть- чёрное золото», были отмечены грамотами за активное участие.
Додонов Влад, учащийся 2 класса с проектной работой на тему: «Дружите с пчёлами», в 2014 году, на районо – городской конференции занял 1 место среди учащихся 2-3 классов. В марте 2015 года, Влад вновь занял 1 место на городской конференции с проектной работой на тему: «Бензин - жидкое золото».
Всепроекты создаваемые детьми являются их маленькими победами в учебном процессе.
Ребята активно вовлекаются в этот интересный процесс, начиная с эскиза и заканчивая итоговым результатом. Им нравиться защищать свои проекты, т. к. в них были вложены идеи, задумки и творческий потенциал.
Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности.
В будущем мы также планируем продолжить работу по проектной деятельности.
3. Реализация ФГОС дошкольного образования
Так как в нашем учреждении обучаются и воспитываются дети и дошкольного возраста уместно сказать о преемственности образовательного процесса.
Говоря о реализации Программы дошкольного образования, мы имеем в виду то, что Стандарт определяет реализацию дошкольного образования на основе сотрудничества ребёнка со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах игровой деятельности, так как игра стимулирует проявление творческих способностей ребёнка.
Наши педагоги уходят от формы учебной деятельности (занятий), повышают статус игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включают в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектную деятельность, активно используют игровые технологии интеллектуально – творческого развития детей, проблемно - обучающие ситуаций в рамках интеграции образовательных областей и работают по направлениям:
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- развитие речи;
- познавательное развитие;
-художественно-эстетическое.
Наша цель— сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Это не работа с семьей, а одна из новых форм – социальное партнерство! В настоящее время сложились устойчивые формы сотрудничества детского сада с семьей:
Клуб для родителей «Радуга», открытые просмотры в ДОУ разных видов деятельности, родительские собрания, мастер – классы, «Дни открытых дверей», круглые столы, исследовательские проекты, экскурсии, маршруты выходного дня, совместные досуги и праздники, спортивные соревнования и др.
В ходе работы детского сада в социальном партнерстве с родителями, реализовались следующие проекты:
- «Улицы нашего города»;
- «Животные в русских народных сказках»
- «Поможем воде стать чистой»;
- «Если хочешь быть здоров!»;
- «Защитники Отечества» и другие.
Умело созданная коррекционно - развивающая среда способствует развитию у детей творческого начала, воспитанию самостоятельности. Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.
На этапе завершения дошкольного образования наши выпускники овладевают основными культурными средствами, способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, любознательны, способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Заключение
В процессе реализации программы по основным направлениям внеурочной деятельности предполагается дать воспитанникам знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования станут чувства, сознание, отношения, оценки, поведение школьника. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в содержании воспитания. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Базовая культура школьника в начальном звене включает в себя культуру жизненного самоопределения, человеческих отношений, культуру труда, правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру. Под культурой жизненного самоопределения понимается осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность за действия, умения по самовоспитанию.
Для того, чтобы добиться поставленных целей воспитательной работы необходимо вовлечь в процесс все внутренние ресурсы образовательного учреждения (учителя, педагога-организатора, социального педагога, учителя-психолога, логопеда, воспитателей ГПД, педагогов дополнительного образования).
Использованная литература
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
3. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании»./ М.М.Безруких, Т.А. Филипповой – Nestle, М. 2002.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
6.Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В.Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников-2004-2007.- №1-9.
7.Примерная основная образовательная программа начального общего образования сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
8.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся начальное общееобразование) - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
9.Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.