МБОУ «Александровская СОШ»
Выступление на кустовом методическом объединении учителей начальных классов
«Организация внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС НОО»
Выступила:
Учитель начальных классов
Суербаева Р.Р.
2013 год
Организация внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС НОО
Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.
Внеурочная деятельность была организована по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное.
Учебный план для начальной школы включает для каждого класса по 2 часа внеурочной деятельности.
Мною, как учителем первого класса, ведется 2 часа внеурочных занятий:
1 час по спортивно – оздоровительному направлению «Планета Здоровья»
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Планета Здоровья».
Особенности программы:
Программа строится на принципах:
Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
проведение опытов;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
2.Образовательно - экологическое направление
«Земля-наш дом»
Основные принципы содержания программы: Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в вы полнении летних заданий.
Особое внимание в организации внеурочной деятельности уделили реализации программ художественно-эстетической направленности. Содержание их деятельности формирует у ребят правильное отношение к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности. Для реализации этого направления в нашей школе есть хорошие и подготовленные педагоги.
Занятие проводится 1 раз в неделю. Цель программы – дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов декоративно-прикладного искусства. На занятиях первоклассники мастерят подарки своими руками для родителей, друзей, педагогов. Они лепят вложив своё тепло и добро. Занятия всегда проходят в тёплой творческой атмосфере.
Занятия проводятся в неделю 2 раза (вторник, среда). Деятельность кружка направлена на воспитание любви к прекрасному, на развитие умения правильно и красиво двигаться в танце. Занятия проводятся в разных формах: коллективных, групповых, индивидуальных. При обучении танцам у детей развиваются основные группы мышц и подвижность суставов.
Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Несмотря на значительные нагрузки, первоклассники с большим интересом относятся к занятиям. Особенно нравятся ребятам занятия в спортзале, на школьной площадке, прогулки, экскурсии, поездки, занятия танцами, рисованием.
Опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что стандарты второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой. Внеурочная деятельность позволила решить ряд значимых задач, дети с удовольствием окунулись в процесс творчества, поиска и созидания. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.
Учитель начальных классов: Суербаева Р.Р.