Педагог-психолог высшей кв. категории
О.В. Хмельницкая
Организация воспитательной работы в классе с родителями
(из опыта работы классного руководителя)
Мы задаемся вопросами: «Легко ли быть учителем/воспитателем в наши дни? Легко ли быть родителем?» - и отвечаем «Нет».
А вот легко ли быть ребенком в современном мире? В мире, в котором дети лишены детства в его психологическом понимании? Начиная от недетских игрушек и мультфильмов, потока информации, агрессивно влияющей на детскую психику, компьютерного засилья и заканчивая постоянной занятостью и педагогической безграмотностью большинства родителей.
Решение воспитательных задач предполагается в тесном содружестве подобно модели треугольника, в которой каждый субъект воспитательно-образовательного процесса является вершиной и частью единого:
Классный руководитель

Ученик Родители
в противовес модели «Лебедь, рак и щука», в которой каждый перетягивает на себя: учитель отвлечен и оторван от остальных субъектов, родитель решает практические материальные задачи, а ребенок сопротивляется чужому влиянию.
Лебедь (Классный руководитель)


Рак (Ученик)
Щука (Родитель)
На первом родительском собрании я провела анкетирование с целью выяснить потребности родителей и возможности сотрудничества, познакомила со своей системой воспитательной работы.
В результате анкетирования я выяснила, что
- 73% родителей на собраниях желают слышать обобщенную информацию о проблемах класса, в то же время 67% - всё о своем ребенке.
- Только 70% понимают необходимость родительских собраний.
- Недостаточное количество родителей испытывает потребность в просвещении в вопросах педагогики, психологии ребенка.
- Родители заинтересованы во всестороннем развитии детей (90% высказали свои пожелания о тех или иных мероприятиях), однако 30% респондентов не изъявили желание самим участвовать в проводимых мероприятиях.
Было проведено анкетирование детей с целью лучшего планирования воспитательной работы. Выяснила, что
- целесообразно организовывать совместные походы с родителями несколько раз в году,
- продумать возможность поездок в другие города,
- классные вечера приурочивать к праздникам, а также проводить тематические классные вечера с конкурсами,
- не упускать из виду эстетическое воспитание детей, формирование духовно-нравственных качеств путем вовлечения в различные акции милосердия, художественные конкурсы, экскурсии, театр.
С учетом анкет родителей, для корректности, на собраниях устно я давала обобщенную информацию по классу, а индивидуальные показатели – в письменном виде. Понимая, что родители (как и дети) имеют свои индивидуальные особенности (возраст, образование и социальное положение, жизненный опыт), применяла разные виды общения, в том числе индивидуальные беседы, посещение на дому, организовывала встречи с учителями-предметниками на собраниях и в индивидуальном порядке.
Желая сделать прозрачной систему контроля активности детей, я вела ведомость, в которой отмечала участие детей в различных мероприятиях. С этой ведомостью знакомились родители на родительских собраниях. Такой учет позволял мне привлекать к участию в делах тех детей, которые сами не проявляли большой активности, а также родителям – увидеть и оценить активность своего ребенка, узнать о прошедших мероприятиях и их результативности.
Я придерживаюсь мнения, что многие проблемы можно предвидеть и решить их еще до того, как они появятся:
5 класс – трудности адаптации, повышение тревожности, снижение успеваемости;
6-7 класс – пубертатный период, эмоциональная нестабильность, пробуждение полового интереса;
8-9 класс – ведущая деятельность – коммуникативная, снижается мотивация, растет число подростковых конфликтов;
10-11 класс – самоопределение, юношеский максимализм, конфликты с родителями.
Поэтому, учитывая возрастные особенности детей, большое внимание уделяла профилактике, выбирала соответствующие темы для классных часов, мероприятий и личных бесед. На родительских собраниях (в форме мозгового штурма) обсуждали самые актуальные проблемы и пути их преодоления, подбирала для них памятки, анкеты.
Пример родительского собрания.
6 класс. «Возрастные особенности подростков»
Родители работают в 4 группах по 6-7 человек, обсуждают вопросы 5-6 минут, наиболее частые ответы записываются на доске.
Какие изменения, происходящие с вашим ребенком, вас беспокоят?
Какие положительные «приобретения» вы можете отметить?
Какие особенности подросткового возраста вы можете назвать?
Сопоставляем характеристики 1-3 вопросов, анализируем.
Как строить свои взаимоотношения с детьми и решать проблемы?
Родители получают Памятки об особенностях подросткового возраста и успешном взаимодействии с ними.
Однако есть проблемы, которые приходят из социума: интернет-зависимость, в том числе игромания, низкое качество содержания масс-медийных программ. Вот это и ведет к обострению всех выше названных проблем, поэтому «борьбу» приходилось вести на линии фронта с телевидением и компьютером. Это и темы для классных часов и родительских собраний, и для личных бесед, и, самое главное, правильная организация свободного времени детей, а именно, чтобы у них не оставалось времени на «глупости».
Сотрудничество с родителями – залог успеха воспитательной работы, поскольку у нас одни и те же цели и задачи. В этом мы убедились с самого начала, поэтому дальше вся работа строилась на доверии и понимании.
Родители – активные участники классных праздников (2-3 раза в году): всегда помогут организовать праздничный стол, проследить за порядком и принять участие, если это необходимо (например, в классных праздниках «Наши таланты», «День рождения класса», «Масленица», «Что? Где? Когда?», «Папа, мама и я – интеллектуальная семья» и других).
Особенное удовольствие получали дети и родители от совместного досуга, ведь отдых сам по себе приносит радость, а совместный досуг сближает всех. За прошедшие 7 лет нашей традицией стали осенние пикники и «Арбузники», зимние «Дни здоровья» (катание на санках, сноутьюбах), походы в конце учебного года, поездки в театры 2-3 раза в год, экскурсионные туры (Казань, Москва, Санкт-Петербург, «4 столицы Балтики»).
Неоценимую помощь оказывал родительский комитет, и не только в организации внеклассных мероприятий, но и в вопросах воспитания отдельных учеников, которых в связи с замечаниями по успеваемости и поведению приглашали на заседания родительского комитета.
Во мне, в свою очередь, родители видели помощника и советчика, доверяя совместное решение проблем, – а это результат продуманной планомерной работы, тесного взаимодействия и своевременного реагирования.
Результатами реализации своей модели воспитания считаю:
- высокие достижения учащихся в учебе, спорте, творческой деятельности (подтверждены грамотами, дипломами, ГИА, 100% поступлением в вузы);
- высокий уровень мотивации к обучению и развитию;
- хороший уровень самоорганизации и самоуправления в коллективе, высокая социальная активность;
- социально-значимые ценности у обучающихся

3