СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация взаимодействия работодателей и ОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация  взаимодействия  работодателей и ОУ в целях определения единых требований к квалификационному уровню и компетенциям специалистов.

Просмотр содержимого документа
«Организация взаимодействия работодателей и ОУ»

М.В. Ларионова

мастер производственного обучения

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Братский политехнический колледж»

Россия, г. Братск




Организация взаимодействия работодателей и ОУ в целях определения единых требований к квалификационному уровню и компетенциям специалистов.



Проблемы подготовки и подбора профессиональных кадров, чьи знания, умения и компетенции, уровень квалификации, наиболее точно соответствует требованиям производства, сохраняют актуальность уже не один десяток лет. В последние годы в нашей стране реализован ряд мер, направленных на «сближение» производства и профессионального образования. Работодатели получили реальную возможность участвовать в формировании и осуществлении государственной политики в области профессионального образования. И сегодня стоит задача создания и отработки конструктивных механизмов, повышающих эффективность и снижающих издержки процесса подготовки и использования профессиональных кадров. Одним из направлений деятельности является обеспечение нормативных документов, регулирующих вопросы квалификаций в сфере труда и в сфере образования.

Наша цель определение единых требований к квалификационному уровню и компетенциям специалистов при организации взаимодействия работодателей и образовательных учреждений.

При разработке программ профессиональной подготовки и дополнительных профессиональных образовательных программ надо учитывать требования работодателей напрямую через анализ требований профессиональных стандартов, квалификационных характеристик, содержащихся в ЕТКС и ЕКСД, а также в ОКПДТР, анкетирование и интервьюирование работодателей и др.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) являются в настоящее время одними из основных нормативных документов, определяющих требования к профессиональным квалификациям работников. (ЕКСД)  Единый квалификационный  справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. (ОКПДТР) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих  и тарифных разрядов, анкетирование и интервьюирование работодателей и др.

При разработке основных образовательных программ профессионального образования возникает ряд проблем, связанных с учетом требований работодателей к профессиональным квалификациям работников. К таким проблемам относятся: диверсификация требований рынка труда и понятийно-терминологические расхождения сферы труда и сферы образования.

Диверсификация требований рынка труда. Анализ данных областных и региональных кадровых агентств дает возможность сделать вывод о возросшей потребности в работниках новых профессий, связанных с модернизацией оборудования и технологий, расширением объемов производства и номенклатуры выпускаемой продукции, оказываемых услуг, освоением новых рынков. При этом требования работодателей вытекают из конкретных условий осуществления профессиональной деятельности и поэтому далеко не однозначны.

Единство требований проявляется в одном – нужны высоко квалифицированные кадры. При этом особое внимание уделяется практической составляющей подготовки работников, через которую, во многом, и проявляется их профессиональная квалификация.

Проблема упорядочивания, систематизации и документального закрепления современного описания требований сообщества работодателей к выполнению определенных должностных обязанностей в рамках тех или иных видов трудовой деятельности решается путем разработки профессиональных стандартов – квалификационных характеристик нового типа.

Эта работа велась к моменту централизованной (по инициативе государства и, прежде всего в лице, Минобрнауки России) разработки ФГОС ПО, когда насчитывалось несколько десятков профессиональных стандартов. Одним из основных правил разработки ФГОС ПО стал учет требований сферы труда. В настоящий момент ФГОС ПО проходят процедуру утверждения и внедряются в образовательный процесс с сентября 2012 года со сроком действия (в соответствии с российским законодательством) 10 лет.

Таким образом, даже разработанные с учетом требований профессиональных стандартов ФГОС ПО могут в течение десятилетнего срока действия отставать от быстро меняющихся требований рынка труда, а следом за ними – основные профессиональные образовательные программы.

Проблема может быть преодолена путем постоянного обновления профессиональных образовательных программ, а также создания их нового поколения с использованием профессиональных стандартов или результатов изучения потребностей рынка труда.

Рассогласованность понятийно-терминологического аппарата сфер труда и образования. Например: Сварщик ((электросварочные и газосварочные работы) газорезчик; газосварщик; электрогазосварщик; электросварщик на автоматических и полуавтоматических линиях; электросварщик ручной сварки 11618; 11620; 19756; 19758; 19905; 19906)

Исторически сложилось, что законодательные акты и другие документы, регулирующие развитие сфер труда и образования, разрабатываются разными ведомствами. В настоящее время это Минздравсоцразвития и Минобрнауки России соответственно. С обеих сторон сложился определенный понятийно-терминологический аппарат. В сфере труда и в сфере образования часто применяются идентичные понятия, имеющие разную смысловую нагрузку.

В помощь разработчикам профессиональных и образовательных стандартов, разработчикам программ совместно сотрудниками НАРК РСПП (Национальное Агентство Развития Квалификации Российского союза промышленников и предпринимателей) и ФИРО (Федеральный институт развития образования) Минобрнауки России был составлен словарь профессионального образования. В центре внимания - термины, вызывающие наибольшую трудность при попытке найти для них общие определения в системе профессионального образования и в сфере труда, при этом составляющие основу профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения. Это, прежде всего вид трудовой деятельности, профессия, специальность, трудовая функция, компетенция, компетентность и др.

«Основные понятия и определения» данных рекомендаций.

Квалификация (работника) - Готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности; Официальное признание (в виде диплома/сертификата) освоения определенного вида профессиональной деятельности

Национальная система квалификаций Российской Федерации - Национальная система квалификаций Российской Федерации (НСК РФ) представляет собой комплекс взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на российском и международном рынке труда. Основой Национальной системы квалификаций Российской Федерации является Национальная рамка квалификаций. НСК РФ может также включать отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальную систему оценки результатов образования и сертификации, единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК РФ) - Обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России. Используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования.

В международной практике - системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. Как правило, различают отраслевые, национальные и международные рамки квалификаций. С помощью рамок квалификаций проводится измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении.

Квалификационный уровень – Структурная единица/ступень Национальной рамки квалификаций, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся при ее выполнении

Общая компетенция - Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

В разных источниках возможно встретить разные подходы к классификации компетенций и разные их названия и определения. В частности, как неточный синоним термина «общая компетенция» можно рассматривать термин «общекультурная компетенция».

Профессиональная компетенция - Способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.

Требования ФГОС не полностью отвечают квалификационным требованиям НРК РФ по профессиям, которые предлагает БрПК. Мы провели соответствующий анализ, который показан в таблице по профессии «Слесарь по ремонту строительных машин»

Профессия

квалификация

ПК

Перечень компетенций

Квалификационные характеристики (ЕТКС)

разряд


Слесарь по ремонту строительных машин





































































































Слесарь по ремонту

автомобилей
















































































































































































ПК

 1.1.


Осматривать техническое состояние систем, агрегатов и узлов строительных машин.

- Выполнение крепежных работ при первом и втором техническом обслуживании, устранение выявленных мелких неисправностей.

- Выполнение крепежных работ резьбовых соединений при техническом обслуживании с заменой изношенных деталей

-Техническое обслуживание: резка, ремонт, сборка, регулировка и испытание агрегатов, узлов и приборов средней сложности.

- Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации, составление дефектных ведомостей



2





2





3





4





ПК

1.2. 



Демонтировать системы, агрегаты и узлы строительных машин и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей

- Разборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизелей, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м и мотоциклов.

- Снятие и установка несложной осветительной арматуры.

- Разделка, сращивание, изоляция и пайка проводов.

- Разборка дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов длиной свыше 9,5 м.

- Разборка агрегатов и электрооборудования автомобилей.

– Определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов, приборов автомобилей и автобусов.

- Ремонт и сборка дизельных, специальных грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, импортных легковых автомобилей, грузовых пикапов и микроавтобусов.

- Разборка, ремонт, сборка сложных агрегатов, узлов и приборов и замена их при техническом обслуживании

- Выявление и устранение дефектов, неисправностей в процессе регулировки и испытания агрегатов, узлов и приборов.

2





2



2



3



3



3





4







4





4





ПК 1.3. 


Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты и узлы строительных машин.

- Ремонт, сборка простых соединений и узлов автомобилей.

– Выполнение работ средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря более высокой квалификации.

- Ремонт, сборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м.

- Ремонт и установка сложных агрегатов и узлов под руководством слесаря более высокой квалификации.

- Обкатка автомобилей и автобусов всех типов на стенде.

- Разбраковка деталей после разборки и мойки.

- Слесарная обработка деталей по 7 - 10 квалитетам с применением универсальных приспособлений.

- Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации, составление дефектных ведомостей

2



2







2





3





4



4



4





4





ПК 

2.1. 


Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей.

- Выполнение крепежных работ при первом и втором техническом обслуживании, устранение выявленных мелких неисправностей.

- Выполнение крепежных работ резьбовых соединений при техническом обслуживании с заменой изношенных деталей

-Техническое обслуживание: резка, ремонт, сборка, регулировка и испытание агрегатов, узлов и приборов средней сложности.

- Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации, составление дефектных ведомостей

2







2





3





4





ПК 2.2. 


Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей

- Разборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизелей, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м и мотоциклов.

- Снятие и установка несложной осветительной арматуры.

- Разделка, сращивание, изоляция и пайка проводов.

- Разборка дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов длиной свыше 9,5 м.

- Разборка агрегатов и электрооборудования автомобилей.

– Определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов, приборов автомобилей и автобусов.

- Ремонт и сборка дизельных, специальных грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, импортных легковых автомобилей, грузовых пикапов и микроавтобусов.

- Разборка, ремонт, сборка сложных агрегатов, узлов и приборов и замена их при техническом обслуживании

- Выявление и устранение дефектов, неисправностей в процессе регулировки и испытания агрегатов, узлов и приборов.

2





2



2



3



3



3





4







4





4






ПК 2.3. 


Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей.

- Ремонт, сборка простых соединений и узлов автомобилей.

– Выполнение работ средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря более высокой квалификации.

- Ремонт, сборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м.

- Ремонт и установка сложных агрегатов и узлов под руководством слесаря более высокой квалификации.

- Обкатка автомобилей и автобусов всех типов на стенде.

- Разбраковка деталей после разборки и мойки.

- Слесарная обработка деталей по 7 - 10 квалитетам с применением универсальных приспособлений.

- Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации, составление дефектных ведомостей

2



2







2





3





4



4



4



4




Электро-газосварщик





ПК 

3.1


Собирать изделия, сваривать, наплавлять дефекты. Выполнять наплавку для устранения дефектов


- Ручная дуговая, плазменная, газовая, автоматическая и полуавтоматическая сварка простых деталей.

- Ручная дуговая, плазменная и газовая сварка различной сложности аппаратов, деталей, узлов, конструкций и трубопроводов из различных сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов, предназначенных для работы под динамическими и вибрационными нагрузками и под давлением.

- Ручная дуговая, плазменная, газовая сварка, автоматическая и полуавтоматическая сварка средней сложности деталей, узлов, конструкций и трубопроводов во всех положениях шва, кроме потолочного..

- Наплавка раковин и трещин в деталях, узлах и отливках средней сложности. Предварительный и сопутствующий подогрев при сварке деталей с соблюдением заданного режима.

- Чтение чертежей различной сложности деталей, узлов и конструкций

-Ручная дуговая и плазменная сварка сложных строительных и технологических конструкций, работающих в сложных условиях.

-Автоматическая и механическая сварка сложных аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов. Автоматическая сварка строительных и технологических конструкций, работающих под динамическими и вибрационными нагрузками.

-Механизированная сварка сложных строительных и технологических конструкций, работающих в тяжелых условиях.

- Сварка конструкций в блочном исполнении во всех пространственных положениях сварного шва.

- Сварка и наплавка трещин и раковин в тонкостенных изделиях и в изделиях с труднодоступными для сварки местами.

- Термообработка газовой горелкой сварных стыков после сварки.

2







3











3









3





3



4





4











4





4





4



4





ПК 3.2. 


Выполнять ручную и машинную резку.

- Ручная кислородная резка и резка бензорезательными и керосинорезательными аппаратами стального легковесного и тяжелого лома.

- Кислородная и плазменная прямолинейная и криволинейная резка.

- Кислородная плазменная прямолинейная и криволинейная резка в различных положениях металлов, простых и средней сложности деталей по разметке вручную на переносных, стационарных и плазморезательных машинах во всех положениях сварного шва.

- Ручная кислородная резка и резка бензорезательными и керосинорезательными аппаратами на заданные размеры.

- Кислородная резка металлов под водой.

- Термообработка газовой горелкой сварных стыков после

2







2



2











3





4

4



Для формирования перечня профессиональных компетенций сложился следующий механизм:

1 шаг - проанализировали «Перечень единиц профессионального стандарта» и «Описание единиц профессионального стандарта» всех ПС, используемых для разработки ФГОС;

2 шаг - отобрали наиболее значимые для конкретного направления ФГОС единицы (компетенции) профессиональных стандартов;

3 шаг - сформировали на основе отобранных единиц профессионального стандарта перечень профессиональных компетенций соответствующей квалификации.

Также надо учесть, что предлагаемые работодателем профессиональные компетенции могут носить несколько иной характер за счет требуемого практического опыта в данной отрасли и в конкретном регионе (вариативная часть).

В то же время профессиональные компетенции, осваиваемые выпускниками, должны быть более широкими, обобщенными за счет интеграции ряда компетенций, предлагаемых работодателями, участвующими в разработке ФГОС.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!