М.В. Ларионова
мастер производственного обучения
Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Братский политехнический колледж»
Россия, г. Братск
Организация взаимодействия работодателей и ОУ в целях определения единых требований к квалификационному уровню и компетенциям специалистов.
Проблемы подготовки и подбора профессиональных кадров, чьи знания, умения и компетенции, уровень квалификации, наиболее точно соответствует требованиям производства, сохраняют актуальность уже не один десяток лет. В последние годы в нашей стране реализован ряд мер, направленных на «сближение» производства и профессионального образования. Работодатели получили реальную возможность участвовать в формировании и осуществлении государственной политики в области профессионального образования. И сегодня стоит задача создания и отработки конструктивных механизмов, повышающих эффективность и снижающих издержки процесса подготовки и использования профессиональных кадров. Одним из направлений деятельности является обеспечение нормативных документов, регулирующих вопросы квалификаций в сфере труда и в сфере образования.
Наша цель определение единых требований к квалификационному уровню и компетенциям специалистов при организации взаимодействия работодателей и образовательных учреждений.
При разработке программ профессиональной подготовки и дополнительных профессиональных образовательных программ надо учитывать требования работодателей напрямую через анализ требований профессиональных стандартов, квалификационных характеристик, содержащихся в ЕТКС и ЕКСД, а также в ОКПДТР, анкетирование и интервьюирование работодателей и др.
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) являются в настоящее время одними из основных нормативных документов, определяющих требования к профессиональным квалификациям работников. (ЕКСД) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. (ОКПДТР) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, анкетирование и интервьюирование работодателей и др.
При разработке основных образовательных программ профессионального образования возникает ряд проблем, связанных с учетом требований работодателей к профессиональным квалификациям работников. К таким проблемам относятся: диверсификация требований рынка труда и понятийно-терминологические расхождения сферы труда и сферы образования.
Диверсификация требований рынка труда. Анализ данных областных и региональных кадровых агентств дает возможность сделать вывод о возросшей потребности в работниках новых профессий, связанных с модернизацией оборудования и технологий, расширением объемов производства и номенклатуры выпускаемой продукции, оказываемых услуг, освоением новых рынков. При этом требования работодателей вытекают из конкретных условий осуществления профессиональной деятельности и поэтому далеко не однозначны.
Единство требований проявляется в одном – нужны высоко квалифицированные кадры. При этом особое внимание уделяется практической составляющей подготовки работников, через которую, во многом, и проявляется их профессиональная квалификация.
Проблема упорядочивания, систематизации и документального закрепления современного описания требований сообщества работодателей к выполнению определенных должностных обязанностей в рамках тех или иных видов трудовой деятельности решается путем разработки профессиональных стандартов – квалификационных характеристик нового типа.
Эта работа велась к моменту централизованной (по инициативе государства и, прежде всего в лице, Минобрнауки России) разработки ФГОС ПО, когда насчитывалось несколько десятков профессиональных стандартов. Одним из основных правил разработки ФГОС ПО стал учет требований сферы труда. В настоящий момент ФГОС ПО проходят процедуру утверждения и внедряются в образовательный процесс с сентября 2012 года со сроком действия (в соответствии с российским законодательством) 10 лет.
Таким образом, даже разработанные с учетом требований профессиональных стандартов ФГОС ПО могут в течение десятилетнего срока действия отставать от быстро меняющихся требований рынка труда, а следом за ними – основные профессиональные образовательные программы.
Проблема может быть преодолена путем постоянного обновления профессиональных образовательных программ, а также создания их нового поколения с использованием профессиональных стандартов или результатов изучения потребностей рынка труда.
Рассогласованность понятийно-терминологического аппарата сфер труда и образования. Например: Сварщик ((электросварочные и газосварочные работы) газорезчик; газосварщик; электрогазосварщик; электросварщик на автоматических и полуавтоматических линиях; электросварщик ручной сварки 11618; 11620; 19756; 19758; 19905; 19906)
Исторически сложилось, что законодательные акты и другие документы, регулирующие развитие сфер труда и образования, разрабатываются разными ведомствами. В настоящее время это Минздравсоцразвития и Минобрнауки России соответственно. С обеих сторон сложился определенный понятийно-терминологический аппарат. В сфере труда и в сфере образования часто применяются идентичные понятия, имеющие разную смысловую нагрузку.
В помощь разработчикам профессиональных и образовательных стандартов, разработчикам программ совместно сотрудниками НАРК РСПП (Национальное Агентство Развития Квалификации Российского союза промышленников и предпринимателей) и ФИРО (Федеральный институт развития образования) Минобрнауки России был составлен словарь профессионального образования. В центре внимания - термины, вызывающие наибольшую трудность при попытке найти для них общие определения в системе профессионального образования и в сфере труда, при этом составляющие основу профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения. Это, прежде всего вид трудовой деятельности, профессия, специальность, трудовая функция, компетенция, компетентность и др.
«Основные понятия и определения» данных рекомендаций.
Квалификация (работника) - Готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности; Официальное признание (в виде диплома/сертификата) освоения определенного вида профессиональной деятельности
Национальная система квалификаций Российской Федерации - Национальная система квалификаций Российской Федерации (НСК РФ) представляет собой комплекс взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на российском и международном рынке труда. Основой Национальной системы квалификаций Российской Федерации является Национальная рамка квалификаций. НСК РФ может также включать отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальную систему оценки результатов образования и сертификации, единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК РФ) - Обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России. Используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования.
В международной практике - системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. Как правило, различают отраслевые, национальные и международные рамки квалификаций. С помощью рамок квалификаций проводится измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении.
Квалификационный уровень – Структурная единица/ступень Национальной рамки квалификаций, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся при ее выполнении
Общая компетенция - Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.
В разных источниках возможно встретить разные подходы к классификации компетенций и разные их названия и определения. В частности, как неточный синоним термина «общая компетенция» можно рассматривать термин «общекультурная компетенция».
Профессиональная компетенция - Способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.
Требования ФГОС не полностью отвечают квалификационным требованиям НРК РФ по профессиям, которые предлагает БрПК. Мы провели соответствующий анализ, который показан в таблице по профессии «Слесарь по ремонту строительных машин»
Профессия | квалификация | ПК | Перечень компетенций | Квалификационные характеристики (ЕТКС) | разряд |
Слесарь по ремонту строительных машин | Слесарь по ремонту автомобилей
|
ПК 1.1. | Осматривать техническое состояние систем, агрегатов и узлов строительных машин. | - Выполнение крепежных работ при первом и втором техническом обслуживании, устранение выявленных мелких неисправностей. - Выполнение крепежных работ резьбовых соединений при техническом обслуживании с заменой изношенных деталей -Техническое обслуживание: резка, ремонт, сборка, регулировка и испытание агрегатов, узлов и приборов средней сложности. - Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации, составление дефектных ведомостей |
2
2
3
4 |
ПК 1.2. |
Демонтировать системы, агрегаты и узлы строительных машин и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей | - Разборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизелей, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м и мотоциклов. - Снятие и установка несложной осветительной арматуры. - Разделка, сращивание, изоляция и пайка проводов. - Разборка дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов длиной свыше 9,5 м. - Разборка агрегатов и электрооборудования автомобилей. – Определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов, приборов автомобилей и автобусов. - Ремонт и сборка дизельных, специальных грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, импортных легковых автомобилей, грузовых пикапов и микроавтобусов. - Разборка, ремонт, сборка сложных агрегатов, узлов и приборов и замена их при техническом обслуживании - Выявление и устранение дефектов, неисправностей в процессе регулировки и испытания агрегатов, узлов и приборов. | 2
2
2
3
3
3
4
4
4 |
ПК 1.3. | Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты и узлы строительных машин. | - Ремонт, сборка простых соединений и узлов автомобилей. – Выполнение работ средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря более высокой квалификации. - Ремонт, сборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м. - Ремонт и установка сложных агрегатов и узлов под руководством слесаря более высокой квалификации. - Обкатка автомобилей и автобусов всех типов на стенде. - Разбраковка деталей после разборки и мойки. - Слесарная обработка деталей по 7 - 10 квалитетам с применением универсальных приспособлений. - Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации, составление дефектных ведомостей | 2
2
2
3
4
4
4
4 |
ПК 2.1. | Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей. | - Выполнение крепежных работ при первом и втором техническом обслуживании, устранение выявленных мелких неисправностей. - Выполнение крепежных работ резьбовых соединений при техническом обслуживании с заменой изношенных деталей -Техническое обслуживание: резка, ремонт, сборка, регулировка и испытание агрегатов, узлов и приборов средней сложности. - Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации, составление дефектных ведомостей | 2
2
3
4 |
ПК 2.2. | Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей | - Разборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизелей, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м и мотоциклов. - Снятие и установка несложной осветительной арматуры. - Разделка, сращивание, изоляция и пайка проводов. - Разборка дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов длиной свыше 9,5 м. - Разборка агрегатов и электрооборудования автомобилей. – Определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов, приборов автомобилей и автобусов. - Ремонт и сборка дизельных, специальных грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, импортных легковых автомобилей, грузовых пикапов и микроавтобусов. - Разборка, ремонт, сборка сложных агрегатов, узлов и приборов и замена их при техническом обслуживании - Выявление и устранение дефектов, неисправностей в процессе регулировки и испытания агрегатов, узлов и приборов. | 2
2
2
3
3
3
4
4
4 |
ПК 2.3. | Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей. | - Ремонт, сборка простых соединений и узлов автомобилей. – Выполнение работ средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря более высокой квалификации. - Ремонт, сборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м. - Ремонт и установка сложных агрегатов и узлов под руководством слесаря более высокой квалификации. - Обкатка автомобилей и автобусов всех типов на стенде. - Разбраковка деталей после разборки и мойки. - Слесарная обработка деталей по 7 - 10 квалитетам с применением универсальных приспособлений. - Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации, составление дефектных ведомостей | 2
2
2
3
4
4
4
4 |
Электро-газосварщик |
ПК 3.1 | Собирать изделия, сваривать, наплавлять дефекты. Выполнять наплавку для устранения дефектов | - Ручная дуговая, плазменная, газовая, автоматическая и полуавтоматическая сварка простых деталей. - Ручная дуговая, плазменная и газовая сварка различной сложности аппаратов, деталей, узлов, конструкций и трубопроводов из различных сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов, предназначенных для работы под динамическими и вибрационными нагрузками и под давлением. - Ручная дуговая, плазменная, газовая сварка, автоматическая и полуавтоматическая сварка средней сложности деталей, узлов, конструкций и трубопроводов во всех положениях шва, кроме потолочного.. - Наплавка раковин и трещин в деталях, узлах и отливках средней сложности. Предварительный и сопутствующий подогрев при сварке деталей с соблюдением заданного режима. - Чтение чертежей различной сложности деталей, узлов и конструкций -Ручная дуговая и плазменная сварка сложных строительных и технологических конструкций, работающих в сложных условиях. -Автоматическая и механическая сварка сложных аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов. Автоматическая сварка строительных и технологических конструкций, работающих под динамическими и вибрационными нагрузками. -Механизированная сварка сложных строительных и технологических конструкций, работающих в тяжелых условиях. - Сварка конструкций в блочном исполнении во всех пространственных положениях сварного шва. - Сварка и наплавка трещин и раковин в тонкостенных изделиях и в изделиях с труднодоступными для сварки местами. - Термообработка газовой горелкой сварных стыков после сварки. | 2
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4 |
ПК 3.2. | Выполнять ручную и машинную резку. | - Ручная кислородная резка и резка бензорезательными и керосинорезательными аппаратами стального легковесного и тяжелого лома. - Кислородная и плазменная прямолинейная и криволинейная резка. - Кислородная плазменная прямолинейная и криволинейная резка в различных положениях металлов, простых и средней сложности деталей по разметке вручную на переносных, стационарных и плазморезательных машинах во всех положениях сварного шва. - Ручная кислородная резка и резка бензорезательными и керосинорезательными аппаратами на заданные размеры. - Кислородная резка металлов под водой. - Термообработка газовой горелкой сварных стыков после | 2
2
2
3
4 4 |
Для формирования перечня профессиональных компетенций сложился следующий механизм:
1 шаг - проанализировали «Перечень единиц профессионального стандарта» и «Описание единиц профессионального стандарта» всех ПС, используемых для разработки ФГОС;
2 шаг - отобрали наиболее значимые для конкретного направления ФГОС единицы (компетенции) профессиональных стандартов;
3 шаг - сформировали на основе отобранных единиц профессионального стандарта перечень профессиональных компетенций соответствующей квалификации.
Также надо учесть, что предлагаемые работодателем профессиональные компетенции могут носить несколько иной характер за счет требуемого практического опыта в данной отрасли и в конкретном регионе (вариативная часть).
В то же время профессиональные компетенции, осваиваемые выпускниками, должны быть более широкими, обобщенными за счет интеграции ряда компетенций, предлагаемых работодателями, участвующими в разработке ФГОС.