СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ориентирование на местности

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ориентирование на местности»

Ориентирование 7-класс Урок ОБЖ

Ориентирование

  • 7-класс
  • Урок ОБЖ
 Ориентирование -  умение определять на местности стороны горизонта по компасу, Солнцу, звёздам и местным признакам.

Ориентирование -

умение определять на местности стороны горизонта по компасу, Солнцу, звёздам и местным признакам.

Компас – это прибор, который помогает определить  стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад.

Компас – это прибор, который помогает определить стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад.

Такие были компасы раньше.

Такие были компасы раньше.

ПРАВИЛА РАБОТЫ  С К О М П А С О М Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь) Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпала с тёмным концом магнитной стрелки.  Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С К О М П А С О М

  • Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь)
  • Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпала с тёмным концом магнитной стрелки.

Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

 ПАМЯТКА  « Последовательность определения азимута»    Поверни компас так, чтобы буква С совпала с концом магнитной стрелки. На стекло компаса положи гранёный карандаш по направлению от центра к предмету. По шкале компаса отсчитай величину дуги от 0º до линии направления на предмет.

ПАМЯТКА « Последовательность определения азимута»

  • Поверни компас так, чтобы буква С совпала с концом магнитной стрелки.
  • На стекло компаса положи гранёный карандаш по направлению от центра к предмету.
  • По шкале компаса отсчитай величину дуги от 0º до линии направления на предмет.
Работа по определению азимута.   Определить азимут на: завод высоковольтные  столбы дорогу дерево

Работа по определению азимута.

Определить азимут

на:

  • завод
  • высоковольтные

столбы

  • дорогу
  • дерево
Ориентирование по местным признакам по ветвям, стволам, коре деревьев ; по муравейнику, по мхам и лишайникам ; по Солнцу, по Полярной звезде ; по годовым кольцам пней, по таянию снега на склонах.

Ориентирование по местным признакам

  • по ветвям, стволам, коре деревьев ;
  • по муравейнику, по мхам и лишайникам ;
  • по Солнцу, по Полярной звезде ;
  • по годовым кольцам пней, по таянию снега на склонах.
Солнечный полдень

Солнечный полдень

Определение направления по Солнцу и часам

Определение направления по Солнцу и часам

Определение направления на север с помощью часов

Определение направления на север с помощью часов

Поиск Полярной звезды Найдите созвездие Большой Медведицы. Затем отрезок прямой между двумя крайними звездами “ковша” (а и 6) мысленно продолжить в сторону расширенной его части и отложить пять раз (рис. 3). Полученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы и всегда находится в направлении на север.

Поиск Полярной звезды

Найдите созвездие Большой Медведицы. Затем отрезок прямой между двумя крайними звездами “ковша” (а и 6) мысленно продолжить в сторону расширенной его части и отложить пять раз (рис. 3). Полученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы и всегда находится в направлении на север.

 Грибы растут в основном с северной стороны деревьев, пней, кустарников.

Грибы растут в основном с северной стороны деревьев, пней, кустарников.

Определить стороны света можно по направлению полёта птиц. Осенью они летят на юг, а весной на север.

Определить стороны света можно по направлению полёта птиц. Осенью они летят на юг, а весной на север.

На открытой лесной поляне ягоды раньше созревают с юга.

На открытой лесной поляне ягоды раньше созревают с юга.

В лесу у пней с южной стороны  ягоды брусники, черники,  морошки поспевают раньше, чем на северной.

В лесу у пней с южной стороны

ягоды брусники, черники,

морошки поспевают раньше,

чем на северной.

1. В течение нескольких дней вы двигались по равнине, покрытой снегом. Яркий солнечный свет, отражающихся от него, сильно раздражает глаза. Что вы будете делать: а) продолжать движение, не беспокоясь о глазах; б) смажете  кожу вокруг глаз древесным углем, пеплом со­жженной бумаги, шоколадом или другими темными веще­ствами; в) сделаете из подручных материалов тонкую маску (очки) с двумя отверстиями для глаз. 2. Нужно ли сразу искать пропавшего человека:  а) нужно; б) нет, сам найдется; в) по обстоятельствам. 3. O т дыма лесного пожара вы начинаете задыхаться, он слепит вас. Как следует поступить: а) продолжать движение, не обращая внимание на дым, хотя  обстановка позволяет переждать; б) укрыться на высоком дереве; в) ползти в безопасное место, прижимаясь к земле.

1. В течение нескольких дней вы двигались по равнине, покрытой снегом. Яркий солнечный свет, отражающихся от него, сильно раздражает глаза. Что вы будете делать:

а) продолжать движение, не беспокоясь о глазах;

б) смажете кожу вокруг глаз древесным углем, пеплом со­жженной бумаги, шоколадом или другими темными веще­ствами;

в) сделаете из подручных материалов тонкую маску (очки) с двумя отверстиями для глаз.

2. Нужно ли сразу искать пропавшего человека:

а) нужно; б) нет, сам найдется; в) по обстоятельствам.

3. O т дыма лесного пожара вы начинаете задыхаться, он слепит вас. Как следует поступить:

а) продолжать движение, не обращая внимание на дым, хотя обстановка позволяет переждать;

б) укрыться на высоком дереве;

в) ползти в безопасное место, прижимаясь к земле.

4. Совершая переход, вы попали в район, где много ядовитых змей. Будете ли вы во время движения: а) производить как можно больше шума ногами; б) идти тихо и спокойно, чтобы не привлекать внимание змей; в) двигаться медленно, с остановками через каждые 5-10 шагов, внимательно осматриваясь. 5. Вы находитесь в лесу и зовете на помощь. Как вы должны кричать, чтобы вас услышали с большого расстояния:  а) громко, но низким тоном; б) пронзительно; в) подать сигнал свистом. 6. Двигаясь в горах, вы попали в снежный обвал. Не имея возможно­сти избежать его, будете ли вы:  а) пытаться скользить на спине вместе с движущимся снегом;  б) стараться зарыться в снег и двигаться вместе с лавиной;  в) «плыть» на поверхности снега, совершая сильные движения руками. 7. Вы подошли к реке покрытой тонким льдом. В каком месте вы будете ее переходить: а) там, где из-под снега проступает вода; б) у пологого берега; в) на наиболее порожистых отрезках реки.

4. Совершая переход, вы попали в район, где много ядовитых змей. Будете ли вы во время движения:

а) производить как можно больше шума ногами;

б) идти тихо и спокойно, чтобы не привлекать внимание змей;

в) двигаться медленно, с остановками через каждые 5-10 шагов, внимательно осматриваясь.

5. Вы находитесь в лесу и зовете на помощь. Как вы должны кричать, чтобы вас услышали с большого расстояния:

а) громко, но низким тоном; б) пронзительно; в) подать сигнал свистом.

6. Двигаясь в горах, вы попали в снежный обвал. Не имея возможно­сти избежать его, будете ли вы:

а) пытаться скользить на спине вместе с движущимся снегом;

б) стараться зарыться в снег и двигаться вместе с лавиной;

в) «плыть» на поверхности снега, совершая сильные движения руками.

7. Вы подошли к реке покрытой тонким льдом. В каком месте вы будете ее переходить:

а) там, где из-под снега проступает вода;

б) у пологого берега; в) на наиболее порожистых отрезках реки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!