Государственное учреждение Луганской Народной Республики
«Луганское общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №28»
Открытый урок географии
«Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Азимут»
5-Б класс
Подготовила:
Романкова Елена Евгеньевна,
учитель географии, специалист второй квалификационной категории
г. Луганск, 2017
Тема: Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Азимут.
Цели урока:
Обучающие:
формировать правила ориентирования на местности: по местным признакам и азимуту;
формировать умения в определении сторон горизонта, а также направлений на плане и карте.
Развивающие:
развивать пространственные представления, логическое мышление,
продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умением устанавливать причинно-следственные связи;
продолжить работу над развитием устной речи, коммуникативных способностей;
создать условия для развития творческих способностей.
Воспитательные:
способствовать воспитанию интереса к предмету,
способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения;
способствовать взаимопониманию и сплочённости в совместной деятельности;
развивать познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию, внимательность, наблюдательность
Задачи:
Предметные:
– определить стороны горизонта по местным признакам и азимуту;
– находить стороны горизонта, а также направления на плане и карте;
– измерять расстояния на местности, плане, карте
– развитие навыков применения измерительных приборов для определения сторон горизонта, измерения расстояния по карте, измерение длины реки;
- развивать практические навыки работы с компасом, планом местности
Метапредметные:
- осознание необходимости умения ориентироваться на местности для безопасности и сохранения здоровья;
* анализировать при работе в паре информацию из разных источников, структурировать ее через перевод текстовой и видеоинформации в символы, схемы;
* выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Планируемые результаты: уметь объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; знать правила ориентирования на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.
Личностные УУД: развитие познавательных мотивов;
Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Познавательные УУД: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве, применение метода информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.
Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Логические УУД: выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: план местности, топографическая карта Луганска, компасы, транспортир, атласы, карандаши, слайдовая презентация.
Ход урока
I Организационный этап
Приветствие учителя, проверка отсутствующих, готовность к уроку.
На нашем уроке присутствуют гости, мы работаем вместе с ними.
Слайд 1.
II Актуализация и повторение опорных знаний по теме
Учитель:
На прошлом уроке мы рассматривали тему «Масштаб и условные знаки на карте»
Давайте вспомним:
Слайд 2.
Что такое масштаб?
Что показывает масштаб?
Какие виды масштаба существуют?
Что такое географическая и топографические карты?
В чем отличие этих карт?
Молодцы, таким образом, мы вспомнили масштаб и его особенности.
III Мотивация и постановка цели
Учитель:
Сейчас хочу предложить вашему вниманию картину В. Васнецова «Витязь на распутье».
Слайд 3.
Ехал богатырь по своим богатырским делам. Заехал в широкое поле. Над полем- недоброе красное небо. В небе кружат черные птицы. Среди поля стоит старый камень. На камне написано:
Налево пойдёшь – коня потеряешь,
Направо пойдёшь – себя потеряешь,
Прямо пойдёшь - богатым будешь.
Узнали сказку?
А мы с вами можем так же ориентироваться в городе – направо, налево, прямо… А в степи? Лесу?
У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу.
В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности.
Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно — знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта. Чтобы идти в поход, надо уметь ориентироваться на местности и по карте.
Итак, тема сегодняшнего урока «Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Азимут».
Слайд 4.
Поэтому основные цели урока:
Слайд 5.
Научиться правилам ориентирования на местности,
Познакомиться с основными и промежуточными сторонами горизонта,
Научиться определять азимут с помощью компаса и транспортира,
Выяснить особенности работы с компасом.
IV Работа по теме урока
Учитель:
Ребята, скажите, идя по дороге в школу, как вы ориентируетесь и находите путь?
Кто из вас знает, что означает понятие «ориентирование»?
Слайд 6.
Ориентирование – это определение своего местоположения относительно сторон горизонта.
Слайд 7.
Горизонт- это линия соприкосновения неба и земли (открытый и закрытый горизонт).
Какие стороны горизонта вам известны? (север, юг, восток, запад).
Слайд 8.
Существуют основные и промежуточные стороны горизонта (С-З, С-В, Ю-В, Ю-З).
Кроме этих существуют ССЗ, ССВ и т.д.
Практическая работа:
Слайд 9.
Используя топографическую карту Луганска, определите, в каких направлениях расположены объекты (по выбору учителя).
Обращаю внимание, что любая карта сориентирована по сторонам горизонта (вверху расположен Север, внизу - Юг, справа- Восток, слева- Запад).
Физкультминутка
Игра «Пилоты»
Слайд 10.
Учитель:
Как можно определить стороны горизонта по местным признакам?
Доклады учащихся
Слайд 11-12.
(по солнцу, звездам, мху на деревьях, по муравейнику, по ветвям одиноко стоящего дерева, по годичным кольцам пней, по таянию снега на крышах, склонах холмов, по Полярной звезде и т.д.).
Учитель:
Ребята, у меня для вас есть загадка:
Слайд 13.
По стране в поход идем –
Друга мы с собой берем.
Он не даст нам заблудиться,
От маршрута уклониться.
Нам покажет верный друг
Путь на север и на юг.
Итак, компас- это прибор, указывающий направление север-юг.
Слайд 14.
Выступление эксперта «Почему стрелки компаса указывают направление севр- юг»
Слайд 15.
Наша Земля - это большой магнит. С Севера на Юг проходят невидимые магнитные линии, которые концентрируются на Северном и Южном полюсах.
Планета Земля – это большой магнит, на поверхности которого стрелка всегда сориентируется по направлению к магнитным полюсам Земли. Компас был изобретен в Китае 2 тысячи лет назад.
Максимальное количество магнитных зарядов Земли находится на Северных и Южном магнитных полюсах (они не совпадают с Северным и Южным полюсами географической зоны). Стрелка компаса привлекается к противоположным магнитным зарядам полюсов Земли, и, таким образом, стрелка компаса всегда показывает на север, а другой ее конец — всегда на юг.
Работа с компасом.
Слайд 16.
1. Компас положите горизонтально, на ровную поверхность (карту).
2. Подождите, пока компасная стрелка установится.
Обратите внимание, что окрашенная сторона стрелки указывает на север.
3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.
4. Сориентируем и карту.
Учитель:
Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое значение- азимут.
Слайд 17.
В основу работы с этим понятием положен УГОЛ, т.е, чтобы определить азимут, нужно определить угол.
Азимут- это угол между направлением на север и направление на любой объект по ходу часовой стрелки.
Работа с учебником
Рассмотрим рис.19 учебника с. 30 ( С-0о, В- 90о, Ю- 180о, З-270о, С- 360о=0о)
Практическая работа в парах.
Слайд 18.
С помощью атласа на с. 17 определите:
1. Направление и азимут от пос. Азарово(центр) к пос. Павлово;
2. В каком направлении вы будете возвращаться в поселок и каков будет азимут?
3. Определите какой поселок находится от Азарово, если азимут 220 о
V Повторение и закрепление
Блиц-опрос:
Слайд 19.
1.На какую сторону горизонта указывает красная стрелка нашего компаса?
2. Какая сторона горизонта находится напротив востока?
3. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?
4. С какой стороны на деревьях растет мох?
5. С какой стороны муравьи строят муравейник?
6. В какой стороне восходит Солнце?
VI Рефлексия:
Слайд 20.
Ребята, что больше всего вам запомнилось на уроке?
- Что нового для себя узнали? Чему научились?
- Какие открытия для себя сделали?
- Где вам может пригодиться изученный материал?
VII Итог
Слайд 21-22.
Итак, на уроке мы с вами узнали, что такое ориентирование на местности и основные правила ориентирования; познакомились с основными и промежуточными сторонами горизонта; выяснили, что такое компас и почему он указывает на север- юг; научились вычислять азимут и направление; усовершенствовали умения работать с топографическими картами.
VIII Домашнее задание:
Слайд 23.
§ 8-9. Задание №5.
IX Оценивание и результаты
Слайд 24
7