(учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «ГеоHouse» для учащихся 11-15 лет)
Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Примечание | Результат |
Организационный этап (1 минута) Цель: создание позитивного настроя у учащихся на занятии. Методы: беседа. |
Педагог проверяет готовность учащихся к занятию, приветствует, настраивает на учебную деятельность. | Учащиеся готовятся к занятию и приветствуют педагога, эмоционально настраиваются на занятие. | | Учащиеся готовы к занятию, эмоционально настроены. |
Этап мотивации к учебной деятельности (3минуты) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Метод: беседа. |
Педагог предлагает решить проблемную ситуацию: персонаж мультфильма Маша заблудилась в лесу, медведю необходимо отыскать её, какие знания ему понадобятся? Затем просит выдвинуть предположение о теме предстоящего занятия. Обобщает информацию и подводит к теме занятия. Проводит беседу, приглашая учащихся принять участие в дидактической игре и выполнить её этапы. Проходя раунды, учащиеся отгадывают стороны света, располагают их в правильном порядке, определяют характеристики компаса. Совместно с учащимися определяет их затруднения. Создает проблемную ситуацию вопросом «Для чего может быть использован компас?». | Учащиеся отвечают на вопросы педагога, участвуют в коллективном обсуждении. Высказывают предположения о теме занятия. Учащиеся заинтересованы в разрешении проблемной ситуации. | Слайд 1. Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. | Актуализированы знания и умения учащихся, необходимые для работы над новым материалом, закреплены представления о сторонах света, составлено представление о характеристиках компаса, определены индивидуальные затруднения учащихся. Учащиеся заинтересованы принять участие в учебно-исследовательской работе. |
Этап постановки учебной задачи (3 минуты) Цель: обсуждение затруднений, проговаривание темы занятия с обозначением этапов работы. Способы: диалог. Методы: подводящая к теме занятия беседа. |
Проводит подводящую к первому этапу занятия беседу, задавая вопросы: Какие способы ориентирования на местности вы знаете? Для чего вообще нам нужно их знать? Знаете ли вы, что такое азимут и для чего он необходим, умеете ли вы его вычислять? Совместно с учащимися проговаривает план и последовательность действий на занятии. | Отвечают на вопросы педагога. | Слайд 5. | Учащиеся озвучили известные им способы ориентирования на местности, определили их практическую значимость. Предложили, что такое азимут и для чего он необходим. Заинтересовались темой предстоящего занятия. Согласились с предложенным планом проведения занятия, проговорили последовательность действий совместно с педагогом. |
Этап «открытия» нового знания/ изучения новых знаний и способов действий (13 минут) Цель: усвоение новых знаний об ориентировании на местности и понятии «азимут». Способы: фронтальная и парная (индивидуальная) деятельность; практическая работа. Методы: беседа, практическая работа; динамическая пауза. |
Дополняет и разъясняет методы ориентирования на местности. Рассказывает, что такое азимут, алгоритм его вычисления. Рассказывает о правилах работы с компасом. Предлагает выполнить практическое задание по определению азимута. Предлагает провести разминку в форме нейрогимнастики. | Выполняют предложенную практическую работу, определяют азимут. Выполняют упражнения во время динамической паузы. | Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. Слайд 5. | Учащиеся познакомились с методами ориентирования на местности, с понятием «азимут». Отработали практические умения нахождения азимута. Получили опыт высказывать свои версии, находить правильные решения, делать выводы, фиксировать результаты наблюдений и опытов, оформлять свои мысли в устной форме в результате совместной деятельности с педагогом. |
Этап реализации в практической деятельности нового знания (8 минут) Цель: развитие умений учащихся работать с топографическими планами, по алгоритму вычислять азимут. Методы: учебно-исследовательская работа «Определение азимута на топографическом плане». Способы: парная (индивидуальная) деятельность; практическая работа. |
Организует практическую работу учащихся, предлагает определить азимут на топографическом плане, разрешает возникшие затруднения. В случае более быстрого определения азимута какой-то из пар учащихся, выдаёт для определения дополнительные карточки. | Выполняют учебно-исследовательское задание: определяют азимут на топографическом плане, используя ранее описанный алгоритм; развивают навыки самостоятельной работы и работы в парах. | Слайд 10. Приложение 1. Карточки «Определение азимута на топографическом плане» | Учащиеся отрабатывают умение работать по алгоритму и вычислять азимут на топографическом плане. Получен опыт учебно-исследовательской работы. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (7 минут) Цель: закрепить умения учащихся определять азимут на объекты по топографическому плану. Методы: устное сообщение (представление результатов работы). Способы: индивидуальная деятельность. |
Для закрепления умений учащихся определять азимут, проговаривая термины, организует краткое устное представление учащимися результатов своей работы. Педагог дополняет и комментирует ответы учащихся, рассказывает, для чего необходим компас в повседневной жизни. | Учащиеся закрепляют новые знания через краткое представление результатов работы, получают опыт публичного выступления, учатся излагать свои мысли в устной форме. | | Учащиеся закрепили знания о алгоритме вычисления азимута, узнали новую информацию и систематизировали ранее известные факты об применении компаса в разных областях деятельности человека. |
Этап включения в систему новых и ранее усвоенных знаний и повторения (8 минут) Цель: демонстрация практического применения полученных на занятии знаний. Способы: фронтальная работа. Методы: беседа |
Организует выполнение задания, направленного на формирование умения вычислять азимут не только по картографическому плану, но и на объекты в пространстве. Предлагает, используя компасы или приложение «компас» в гаджетах, вычислить азимут на объекты в пространстве учебного кабинета (окно, дверь, цветок, часы и пр.). После выполнения задания ведет обсуждение, задает вопросы: - Может ли помочь умение вычислять азимут в повседневной жизни? Раздает карточки (приложение 2), проводит беседу о правилах поведения, если заблудился. | Выполняют задания. Вступают в обсуждение с педагогом и друг с другом. Получают новое знание, понимают и пробуют использовать в речи новые понятия и термины. Делают вывод о практической пользе нового знания. | Приложение 2. Карточки «Правила поведения, если заблудился» | Учащиеся продемонстрировали умения применять новые знания при выполнении практической задачи. Обобщили полученные знания. |
Этап рефлексии учебной деятельности на занятии (2 минуты) Цель: обобщение представлений у учащихся среднего школьного возраста о способах ориентирования на местности, применению компаса, принципах вычисления азимута. Способ: фронтальная работа Метод: беседа |
Проводит беседу по изученному материалу, активизирует учащихся вопросами: - Что вызвало трудности? Что получилось? Педагог благодарит учащихся за работу. | Отвечают на вопросы педагога. Выражают собственное мнение о работе и полученном результате | | Подведены итоги учебного занятия, учащиеся провели самооценку результатов собственной деятельности. |