СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ориентирование по компасу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Ориентирование по компасу"»

Технологическая карта урока

Автор, разработчик

Иванова Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов ЧОУ СОШ «Независимая школа».

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

УМК

УМК «Школа России», А.А.Плешаков Окружающий мир (2 часть), учебник.

А.А.Плешаков Рабочая тетрадь, 2 часть

Тема

Ориентирование по компасу

Цель

Формировать умения ориентироваться по компасу

Формы работы

Групповая, индивидуальная, фронтальная

Основные термины, понятия

Горизонт, стороны горизонта, ориентиры, компас, направление

Планируемые результаты

Предметные умения:

Учащиеся научатся:

Ориентироваться по компасу (первоначальные знания);

Определять, в каком направлении находятся предметы;

Проходить маршрут по заданному плану.





Регулятивные УУД:

готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке, определять степень успешности работы.

Познавательные УУД:

исследовать ситуацию: использование компаса в жизни;

использовать приобретённые знания в практических работах.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное высказывание, мнение;

уметь слушать и слышать других.

учиться работать в группе, выстраивая взаимодействие на основе взаимоуважения.

Оборудование

Интерактивная доска, карточки с заданием (предметы), карточки с названием сторон горизонта, компасы, штрих – коды, маршруты, сигнальные карточки, буквы для сюрприза, сюрприз.



Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Этап мотивации к учебной деятельности.







Проблема:


Приветствую учащихся. Создаю эмоциональный настрой на предстоящую работу и задаю мотивацию на предполагаемую тему урока.

Давайте настроимся на работу.

Закройте глаза, подумайте о чём – либо хорошем и произнесите: «У меня всё получится!»

Наш урок будет обязательно успешным для каждого из вас. Я желаю вам удачи!

А теперь от места, где вы стоите, идите на СЕВЕР…., пока не увидите одушевлённый предмет.

Что вас смутило в моём задании?

Определите тему урока.






Произносят вслух «У меня всё получится!»




Учащиеся стоят, не понимая куда идти.


Мы не знаем.


Ориентирование на местности.


Присаживаются на места.

2.Этап актуализации учебных знаний.





















3. Постановка темы и задач урока.











4. Усвоение новых знаний и способов действия.

































































5. Этап первичной проверки знаний.



















































































































6.Этап первичного закрепления









































7.Этап рефлексии учебной деятельности и эмоциональной рефлексии.

8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, что уже знаем.

Игра «Верю – не верю».

1. Ориентирование на местности - это определение своего

местонахождения и направления пути. Верите?

2. Ориентир - это заметный, хорошо запоминающийся предмет. Верите?

3. С, Ю, З, В - это все стороны горизонта. Верите?

4. Мы все вместе, если захотим, можем дойти до горизонта. Верите?

5. Если встать лицом к западу, то справа будет север. Верите?

6. Если встать лицом к югу, то слева будет восток. Верите?

7. Цветки подсолнуха показывают на юг. Верите?

8. У берёзы кора белее и чище с северной стороны. Верите?

9. Ориентирование по местным признакам всегда указывает правильное направление. Верите?



Можем ли мы всегда использовать перечисленные признаки, чтобы сориентироваться в пространстве?

Что может помочь?

Может быть есть какой – нибудь прибор?

Назовите тему урока.

Уточните.

Какие задачи поставим перед собой?



Для того, чтобы узнать, что такое компас и как он устроен, я предлагаю вам посмотреть мультфильм.

https://youtu.be/v4nabgiF9AI (с 0,30 мин до 2,27 мин.)


1.Что же такое компас?

Подойдите ко мне и возьмите компасы.

Рассмотрите их.

Что увидели? (буквы английские).

Для обозначения сторон света во всём мире принято использовать английский алфавит.

2. Как же устроен компас?

3. Как вы думаете, людям каких профессий нужны компасы?

военные моряки




летчики туристы


дайверы

4. А можно ли компас сделать в домашних условиях?

Давно ли изобрели компас?

Ответы на эти вопросы мы сейчас узнаем. (продолжаем смотреть мультфильм – Фиксики. Компас. – с 2,28 мин. до конца)

5. Как же пользоваться компасом?

*Ранее красная стрелка компаса указывала на юг, а синяя – на север. Синий цвет ассоциировался с холодом, а красный – с теплом.

*В современных компасах красный цвет выполняет функцию сигнального цвета, то есть привлекающего внимание. В красный цвет «северную» часть стрелки окрашивают для того, чтобы она лучше «бросалась» в глаза.


Готовы потренироваться?

1.Определите стороны горизонта в нашем классе (дети определяют, я прикрепляю – С, Ю, З, В

2.Задания в группах (определите, в каком направлении находятся предметы в нашем классе)

Предмет в классе

Направление

Доска


Стол учителя


Маска


Корзинки


Пальма


Для удобства - СЛАЙД №11

3. Продолжаем работать в группах.

Сейчас каждая группа оправится на поиски букв, из которых вы все вместе должны будете составить слово, которое вас порадует.

Внимательно прочитайте.

Найдите глазами свои ориентиры (место, откуда вы будете начинать свои поиски).

Группа № 1

Ваш ориентир - входная дверь в наш кабинет.

  1. Сделайте 3 шага на Юг.

  2. Сделайте 3 шага на Восток.

  3. Сделайте 11 шагов на Юг.

  4. Сделайте 6 шагов на Восток.

  5. Сделайте 9 шагов на Юг.

Ищите 2 буквы.



Группа № 2

Ваш ориентир – растение, которое цветёт в нашем кабинете.

  1. Сделайте 4 - 5 шагов на Север.

  2. Сделайте 4 - 5 шагов на Восток.

  3. Сделайте 4 - 5 шагов на Север.

  4. Сделайте 6 шагов на Запад.

  5. Сделайте 13 шагов на Север.

Ищите 1 букву.

Группа № 3

Ваш ориентир – столик для рисования.

  1. Сделайте 2 - 3 шага на Восток.

  2. Сделайте 5 - 6 шагов на Север.

  3. Сделайте 5 шагов на Восток.

  4. Сделайте 6 - 7 шагов на Север.

  5. Сделайте 2 шага на Восток.

Ищите 2 буквы.

Группа № 4

Ваш ориентир – учительский стол.

  1. Сделайте 3 шага на Юг.

  2. Сделайте 5 шагов на Запад.

  3. Сделайте 5 -6 шагов на Юг.

  4. Сделайте 2 шага на Запад.

  5. Сделайте 13 шагов на Юг.

Ищите 1 букву.

Группа № 5

Ваш ориентир – пальма в нашем классе.

  1. Сделайте 4 шага на Север.

  2. Сделайте 2 шага на Запад.

  3. Сделайте 12 шагов на Север.

  4. Сделайте 7 - 8 шагов на Запад.

  5. Сделайте 3 - 4 шага на Север.

Ищите 1 букву.

4. А где же сюрприз?

Выполните графический диктант, и вы узнаете, где сюрприз.

Сюрприз за ноутбуком учителя. Это – коробка, в которой письмо и большой набор фломастеров для всего класса.


Поздравляем, искатели сокровищ!

Вы оказались не только отважными путешественника, но и внимательными географами!

Порой, достигнув цели, путешественник обнаруживает новые загадки и ему тут же предстоит отправляться за ранее неизведанные горизонты.

Дерзайте!

Доброжелатель.


5.Возвращаемся к задачам урока.

Все ли выполнили?

Какие задачи ставили? Решили их?


СЛАЙД №13

Продолжите. Сегодня на уроке….



СЛАЙД №14

Попробовать сделать самим компас (ссылка в эл.дневнике)

ИЛИ

Стр.48 (рабочая тетерадь)


СЛАЙД №15 – моё настроение


- Я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день открывать для себя что-то новое, идти только вперёд! Спасибо за работу!

У учащихся - сигнальные карточки


СЛАЙД №2





Учащиеся уточняют, какие ещё знают – СЗ, СВ, ЮЗ, ЮВ

СЛАЙД №3









Нет





Компас

СЛАЙД №4 Ориентирование по компасу








Прибор для определения сторон горизонта

СЛАЙД №5

Практическая деятельность учащихся


СЛАЙД №6

Практическая деятельность учащихся

СЛАЙД №7

Работают в группах (штрих – коды)

СЛАЙД №8

Учащиеся наводят телефон на штрих – код и читают информацию (5 групп), затем рассказывают всему классу.


























Предположения учащихся.




СЛАЙД №9


Компасы на парте, на ладошке.






Практическая деятельность учащихся


СЛАЙД №10













Проверяем (слайд №10)






Учащиеся ходят по классу и ищут буквы (в итоге слово – СЮРПРИЗ)


































































Выполняют графический диктант.





























СЛАЙД №12