Тема : Жизнь священна
Цели: -дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности.
Личностные результаты:
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
-осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
Ход урока
1.Разгадав ребус, узнаете тему урока.
Прочитайте слова. Выпишите 5 наиболее значимых для вас понятий .
Видите, каждый из вас выбрал слова, которые наполняют вашу жизнь радостью, смыслом, украшают её, что дорого вашей душе, что вам важно. Вы обозначили то, в чём наиболее выражены ваши потребности, без чего не могли бы обойтись. Подумаем, с чем это связано?
ЧЕЛОВЕКУ ВАЖНЫ РАЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.
2. Посмотрите на слайды и скажите, что изображено. Для чего они нужны человеку?
Вывод: существует два основных различия между потребностями человека: материальные и духовные.
Приведите свои примеры.
Посмотрите на свои выписанные слова, на какие потребности пал ваш выбор, что руководило вами? К чему стремится душа?
Как вы думаете, от каких потребностей развивается и совершенствуется жизнь, рождается искусство, создаются книги, делаются научные открытия, совершаются подвиги?
3. Дух-внутренняя моральная сила.
Душа – внутренний психический мир человека, его сознание.
Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
4. ЖИЗНЬ- ЕДИНСТВЕННОЕ БЛАГО, ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКУ ОТ РОЖДЕНИЯ. Сенека
И чем мы её наполним, зависит только от нас
Притча «Сосуд жизни»
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили – да, полон.
Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – полон.
И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки между камнями.
- Теперь, - обратился мудрец к ученикам, я хотел бы, чтобы вы смогли увидеть в этом сосуде свою жизнь.
Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваш путь, ваша вера, ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь.
Мелкие камушки представляют менее важные вещи: работа, квартира, машина.
Песок – это жизненные мелочи, повседневная суета.
Если вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Так же и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального.
Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все остальное песок…
А чем важным вы будете наполнять свою жизнь? Запишите.
5. Притча о мудрости.
Ученик попросил учителя:
– Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
– Если ты на когонибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нём имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
– И это всё? – недоумённо спросил ученик.
– Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на когонибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился. Прошло какоето время. Пакет ученика пополнился
картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же, тот картофель, что он положил в самом начале,стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Ученик пришёл к учителю и сказал:
– Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
– То же самое происходит и с тобой. Просто ты этого сразу не замечаешь. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.
6. Жизнь - прекраснейшая из выдумок природы. Откуда она появилась на «маленьком островке» нашей огромной Галактики? Этот неожиданный подарок дан нам - жителям Земли, и мы по-разному относимся к нему. Часто люди бережно обращаются со своей жизнью, но совершенно не ценят чужую. Результатом этого малодушия становятся войны и вооруженные конфликты, которые уносят сотни и тысячи неповинных жизней. Поэтому жить – значит созидать, а не разрушать.
Что сделали вы хорошего, созидательного?
7. Заканчивая наш урок, ознакомимся с высказываниями о жизни древних мыслителей.
8. Рефлексия.