СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Осанка - как показатель здоровья

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал в качестве лектория для родителей,учителей и учащихся на уроке

Просмотр содержимого документа
«Осанка - как показатель здоровья»

МБОУ «Нижнесортымская СОШ»

ХМАО – Югра Тюменская область,

Сургутский район, ул. Северная, 34.








ОСАНКА – ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.


(рекомендации для учителей)







Автор

учитель физической культуры

МБОУ «Нижнесортымская СОШ»

Бутченко Ольга Викторовна.










2012



Осанка – это показатель здоровья.

Как проверить осанку? Подойдите к стене и встаньте к ней вплотную спиной в привычной для вас позе. Если в этом положении вы касаетесь стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками, то у вас правильная осанка.

Касание стены только тремя точками – затылком, спиной и пятками – указывает на очень слабую мускулатуру спины, живота и поясницы, а касание лишь спиной и пятками – на слабую мускулатуру шеи, плечевого и тазового пояса.

В вертикальном положении тело человека поддерживается более чем 200 мышцами. И если основные из них слабо развиты, соблюдать хорошую осанку трудно. Вторая причина – это привычка к неправильным позам. Обратите внимание на то, как вы сидите. Носите ли вы сумку в одной руке или на одном плече? Лежите ли на слишком мягкой постели с высокой подушкой? Ходите ли, опустив голову, согнув спину да еще шаркая ногами? Если все это повторяется изо дня в день, то осанка у вас станет неправильной. Поэтому советую вам всегда следить за позой тела.

Физические упражнения являются эффективным средством предупреждения нарушений осанки и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Слабость мышц спины, неправильная осанка способствуют раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функций). У школьников с нарушением осанки и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, как правило, ослаблены мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и позвоночника. У таких детей очень высока степень риска получить тяжелые травмы при выполнении физических упражнений.

При правильной осанке позвоночник и стопы обладают наилучшими возможностями пружинить и смягчать толчки и сотрясения в беге, прыжках, ходьбе; все органы в грудной и брюшной полости тела занимают положение, наиболее удобное для его деятельности; улучшается самочувствие и настроение.

В этом отношении программно-методические рекомендации для организации работы по коррекции нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата являются весьма актуальными, имеют важное научно-прикладное значение.

Комплекс физкультминутки сидя, стоя самостоятельно на уроках учителям, чтобы не отвлекаться от основной работы, полезно время от времени выполнять эти упражнения:

  • перекат головы с плеча вперед, назад (медленно);

  • движения плечами вверх, вниз, вперед, назад;

  • откинуться на спинку стула без напряжения выпрямить ноги, опустить руки вниз;

  • просто прогнуться, взявши руки в замок, и плавно опустить их на колени;

  • немного по энергичнее танцы сидя (поднимание пяток, носков, перекат, переступание вправо, влево, твист на носках).

Комплексы специальных упражнений используются учителями ФК согласно их специализации на оздоровительных часах; во внеурочное время по видам: волейбол, баскетбол, мини-футбол, лыжи в качестве разминки, ОФП, СФП, технических приемов и элементов правильного закрепления навыка, а также просто для внешнего вида и подтянутости занимающегося. Применяя ОРУ и СУ на уроках физкультуры, учитель должен знать мед. группы учащихся, рекомендации по работе с ними, из этого следует дифференцированно подходить к обучению. В процессе занятий при выполнении различных упражнений нужно добиться сохранения правильной осанки. Преподаватель должен обращать внимание детей не неправильность выполняемых ими действий, привлекать внимание к ошибкам, либо наоборот, поощрять старания. Учитывая возрастные психологические особенности детей в процессе физического воспитания, следует шире использовать игровые задания и игры с правилами, предусматривающими соблюдение правильной осанки.

При планировании физкультурно-оздоровительной работы учителям ФК необходимо отводить больше времени внеклассной работе по оздоравливанию учащихся и включить комплекс таких мероприятий:

  • физминутка;

  • физ. час;

  • подвижные игры;

  • соревнования по видам;

  • слеты;

  • народные забавы;

  • кроссы;

  • соревновательная подготовка.

Необходимо приобрести для уроков инвентарь, чтобы их разнообразить и получить лучший эффект для реабилитации и профилактики заболеваний позвоночника (тренажеры, экспандеры, резиновые жгуты, и индивидуальные каждому учащемуся (на усмотрение родителей) корригирующие и противорадикулитные пояса). Для прослеживания динамики мониторинга необходимо ввести дневники самоконтроля и валеологический паспорт на учащегося.

В качестве подведения итогов и достижения наглядных результатов в нашем нелегком напряженном труде, во-первых, была проведена огромная работа по подготовке олимпиадников на районные и кустовые выступления, где и заняли третьи места трое учащихся. И на данный момент не в сезон работа продолжается тренировками и подбором учащихся выявлению уровня подходящих физических способностей для выступления в следующем учебном году; во-вторых, проведения уже традиционных для нашей школы осеннего кросса и весеннего дня здоровья; уже 6-х по счету малых олимпийский игр в начальном звене; соревнования среди среднего и старшего звена ко Дню Защитника Отечества; соревнования оздоровительной направленности по параллелям; веселые эстафеты в младшем и среднем звене, поселковая эстафета ко Дню Победы, где наши учащиеся занимают призовые места. Участие наших школьников в районной спартакиаде по видам: с результатом, волейбол – 2 место, мини-футбол – 2 место, веселые эстафеты – 2 место, президентские тесты – 3 место на районных соревнованиях. Ну и сами учителя не отстают, в физической подготовке не уступают ученикам: 1 место по волейболу среди школ района, 1 место в спортивной мисс поселка среди муниципальных организаций, и еще наши учителя участвуют в поселковых, районных и окружных соревнованиях.

В системе комплексного подхода результат образования, оздоравливания, проблема воспитания и обучения отдельно не могут быть, и не может быть главного или второстепенного, все вместе очень важны и действенны! Нам необходимо найти частоту, на которую настроен ребенок, и тогда есть надежда, что зазвучит метроном. Это всего лишь эпизод, но эпизод эмоциональный, яркий по краскам, убедительный по результатам.