Экскурсия в осенний лес.
Волшебные дары осени
(Экскурсия в природу)
Цели и задачи:
• воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды;
• привитие навыков анализа, наблюдения за изменениями в природе;
• развитие наблюдательности, внимания, мышления.
1. Беседа об осени
Воспитатель: Ребята, сегодняшнее наше занятие необычное — мы проводим его на свежем воздухе, среди прекрасной окружающей нас природы. Отгадайте, что это?
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)
Учитель:- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в осенний лес, он приглашает нас к себе в гости.
Разноцветный лес,
Разноцветный сад,
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Логопед: Подставьте свои щечки к солнышку. Что вы чувствуете?
Дети: Немного тепла.
Логопед: Вспомните, как чувствовали солнышко летом?
Дети: Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.
Логопед: Какое положение занимало солнце на небе летом?
Дети: Оно было высоко.
Логопед: Как расположено сегодня?
Дети: Ниже, поэтому и греет слабо.
Логопед: Отгадайте, что это?
Крупно, дробно, зачастил
И всю землю напоил.
Дети: Это дождь.
Логопед: Осенью часто идет дождь, «небо будто прохудилось». Сравните летний и осенний дождь.
Дети: Осенью он долгий и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару.
Логопед: Посмотрите на небо. Почему не видно солнца?
Летят орлицы по синему небу,
Крылья распластали.
Солнышко шептали.
Что это?
Дети: Мы видим облака.
Логопед: Часто ли плыли облака по летнему небу? Дети: Нет, редко.
Логопед: Кого они вам напоминают?
Логопед: О каком объекте неживой природы мы еще не беседовали? Послушайте подсказку.
Неизвестно, где живет.
Налетит - деревья гнет.
Засвистит - по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь.
Дети: Это ветер, если он дуст сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его называют озорником.
Логопед: Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?
Дети: Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.
Пришла волшебница - осень, взмахнула своей волшебной палочкой, и все животные растения, люди стали готовиться к зиме.
Логопед: Ребята, Как животные готовятся к зиме?Как люди готовятся? А как изменилась наша одежда? Почему?
(Наблюдение за прохожими, беседа с воспитанниками)
Логопед: Сейчас проверим, кто из вас самый наблюдательный. С какого дерева больше всего упало листочков? Как называется такое явление в природе?
Логопед: Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.
А теперь рассмотрим листочки через лупу. Что вы видите?Может кто-нибудь увидел насекомых? Что оно делает? Посмотрите внимательно в лупу.
На экскурсии в природу выясняем цвет осени.
Задайте детям следующий вопрос: «Какое сейчас время года?». Вариантом ответа может быть : ранняя осень, середина осени, поздняя осень. Если ребята просто скажут слово «осень», попросите их уточнить, чтобы прозвучал период осени – ранняя, середина или поздняя.
Предложите ребятам ответить на вопрос: «Какого цвета названный период осени?»
Затем поиграйте в игру «Совы и вороны». (угу и каррр)
Примеры утверждений для игры:
Сейчас ранняя осень.
Осенью листья опадают с деревьев.
Этот листочек зеленый.
Этот листочек желтый.
Осенью так же жарко, как и летом.
Осенью все растения вокруг нас разноцветные.
Осенью птицы прилетают с юга.
Все грибы съедобные.
Осенью дождя не бывает.
Поздней осенью деревья стоят голые
Поздней осенью медведь ложится спать в берлогу..
На экскурсии в природу, посвященной разноцветной природе обязательно поиграйте в игру «Радуга». Эту игру можно назвать «Охота за цветом».
Разделите детей на 7 групп. Каждая группа получает задание найти в окружающей природе один из цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой , синий или фиолетовый.
На выполнение задания по поиску цвета дайте не больше 5 минут. Предупредите ребят, что рвать и убивать ничего не надо. Если природный объект принести невозможно, то при обсуждении итогов игры, вся группа пойдет и посмотрит не найденный объект.
Разноцветная осень – преобладающий цвет ?
Подводя итоги игры, обратите внимание детей, что в природе в любой период осени представлены все цвета радугиНо всегда есть один или два цвета, которые преобладают. В начале осени преобладающий цвет – зеленый, в середине – желтый и оранжевый, поздней осенью – коричневый.
А в заключение посмотрим, кто из вас самый наблюдательный и любознательный?
• Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
• Кто сушит грибы на деревьях? (Белка)
Каких насекомых мы видели?
Какие деревья нам встретились?
Какой самый красивый листочек мы нашли?
Куда прячутся жуки на зиму?
Воспитатель: Не на все вопросы мы знаем ответы, поэтому и будем изучать окружающий нас мир. Мы должны, бережно относиться к природе в благодарность за ее дары.
Природа готовится к зиме. Волшебница - осень дарит нам сегодня прекрасный букет из листьев. Выберите листочек, который вам больше всего понравится. Этим букетом мы украсим нашу группу..