«Осенний калейдоскоп»
Цели: Способствовать воспитанию любви к прекрасному, природе. Развитие познавательной активности, творческих способностей, артистизма, эстетического вкуса воспитанников, чувство юмора.
Предварительная работа - формируются 4 команды по 4 человека в каждой, которые готовят домашнее задание:
1. Визитная карточка - отразить осенний след на вашем настроении. Название, девиз и эмблема команды.
2. «Осенний шедевр» - поделка из природного материала и дать название и представить: из чего сделана, что символизирует, назначение.
3. «Осенний» плакат (в виде кленового, дубового, осинового, березового и т.д. листа) с высказываниями об осени
Форма проведения: интеллектуально-развлекательная игра (или конкурсная программа?)
Ход мероприятия: (звучит осенняя мелодия или песня)
1. Песня «Жёлтая осень»
Вед. 1:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Вед. 2:
Золотом парки осень накроет
Рыжий блеск дарит лесам
Листья кленовые солнечным роем
Падают к нашим ногам.
Вед.1: Как вы уже догадались, сегодня наш вечер мы посвящаем прекрасному времени года – осени. (вдохновленно): Осень - это такое разноцветье красок.
Осень – это такое буйство природы!
Осень – одно из любимых времен года многих людей, потому что это самое яркое время года!
Вед.2: ( удрученно):для кого-то яркое, а для кого-то и не очень. Всё умирает, всё вянет, всё засыпает. И птицы улетели, и купаться нельзя. А еще осенью возвращаются отдохнувшие педагоги, которые так и норовят «порадовать» бедных детей контрольными или самостоятельными! В общем, настроение у меня самое что ни на есть осеннее - пасмурное! А кстати, даже многоуважаемый Александр Сергеевич Пушкин признавался: «Унылая пора…»
Вед 1: Что же ты замолчала, читай дальше, раз начала!
Вед 2: Унылая пора, прощай, моя краса, завяло все в природе!
Вед.1: А ты уверена, что ничего не перепутала?
Вед.2: Уверена, кажется…
Вед.1: Тогда скажи, в чем еще признавался великий русский поэт?
Вед.2: А дальше… дальше я забыла
Вед1: А на самом деле Александр Сергеевич, как и многие другие поэты, признавался в любви к осенней поре.
Уныла пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса…
Вед.2: На этой поэтической ноте разрешите поприветствовать вас, дорогие ребята, уважаемые взрослые. Здравствуйте!
Вед.1: Добрый вечер всем участникам сегодняшней интеллектуально-развлекательной программы. «Осенний калейдоскоп»
Вед.2: Сегодня именно осень во всем своем великолепном многообразии будет находиться под нашим пристальным вниманием.
Вед.1: В результате жюри обязательно определит победителя и назовет лучших. А мы с вами будем активными болельщиками и помощниками. А с чего же мы начнем?
Вед.2: А начнем с того, что представим публике и друг другу осенних охотников за интеллектуальным урожаем… Наши команды … ( Команды встают )
Вед.1: За выступлением наших команд будут наблюдать члены нашего жюри, которых я с удовольствием и представляю… ( представление членов жюри)
Вед. 2: Итак, команды в сборе, болельщики готовы поддержать своих игроков, жюри на месте, а это значит, что мы начинаем нашу интеллектуально-развлекательную программу «Осенний калейдоскоп»
Вед. 1: Первый конкурс «Визитная карточка».
Итак, я приглашаю первую команду. Оцените, насколько хорошо они справились с домашним заданием, какой осенний след отразился на их настроении. Максимальная оценка за конкурс 3 балла. Кто будет начинать первый конкурс, определит жеребьевка. Капитанов команд просим подойти и вытащить жетон с вашим номером.
Слово жюри
Вед.2: Наш следующий конкурс – «Поэтический». По 2 четверостишия
В этом конкурсе также принимают участие все команды. Вам даны самые известные стихотворения. Чья команда быстрее соберет в нужном порядке строки стихотворений об осени, выразительнее прочитает стихотворение да еще и автора сможет назвать, та команда сможет заработать в этом конкурсе 3 дополнительных балла (по 1 за каждый этап).
Вед.1: Уважаемые зрители пока наши участники выполняют задание, мы с вами поиграем.
Игра со зрителями.
Я буду задавать вопрос, а вы должны будете дать ответ, который начинается на «Му» т.е. домычать.
- ЕЕ мы слушаем (МУзыка)
- Они бывают на коже когда замерзнешь ( МУрашки)
- У Некрасова он с ноготок ( МУжичек)
- Самое надоедливое насекомое (МУха)
- Из нее пекут хлеб ( МУка)
- Кличка собаки из кинофильма ( МУхтар)
- Самый красивый гриб ( МУхомор)
- Прозвище богатыря Ильи (МУромец)
- Кличка коровы в Простоквашино (МУрка)
- Этот журнал любят дети ( МУрзилка )
- Есть у каждой жены ( МУж)
- У борцов они большие ( МУскулы)
- Этими нитками вышивают ( МУлине)
- Самое трудолюбивое насекомое ( МУравей )
- А сейчас, для вас музыкальная пауза. Песня «Осени не будет никогда» в исполнении вокальной группы.
Слово жюри
Вед.2: Следующий конкурс «Театральный». Здесь командам надо показать, как звери и птицы готовятся к зиме. Капитаны команд вытягивают себе карточку с заданием, команды готовятся в течение 1 минуты и показывают.
Задания:
1. Показать, как медведь ищет берлогу и готовится к зимней спячке.
2. Показать, как птица зазывает других птичек для совместного полёта на юг.
3. Кролика, который встретил зайца, и удивляется схожести. 4. Показать, как белка ищет орешки на зиму.
5. Ёжика, который слишком много нагрузил на колючки и не может сдвинуться с места.
Слово жюри.
Вед 1: Пришло время капитанам команд продемонстрировать свои интеллектуальные способности. Викторина об осени. Этот конкурс покажет, какая команда из вас самая сообразительная. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Кто ответит на вопросы раньше и у кого больше будет баллов, тот и победит.
Стеклянный приют овощей (Банка)
Плоды, сваренные в сиропе (Варенье)
Результат пчелиного труда (Мед)
Чем заканчиваются сентябрь, октябрь, ноябрь? (ь)
Пчелиный дом (улей)
Вьют ли птицы, улетающие в дальние края, там гнезда (нет)
С чего начинается осень? (с буквы О)
Что едят зимою еж и медведь? (они спят)
Заполнение погребов (заготовка)
Цветочная композиция? (букет)
Мальчик - луковка (Чиполлино)
Какие птицы могут спать на лету? (стрижи)
Плоды какого ягодного кустарника бывают черными, белыми и красными (смородины)
Высушенные плоды (сухофрукты)
Деревянная обитель квашеной капусты (бочка)
Куда осенью деваются бабочки? (прячутся в укромные места)
Композиция из сухих растений (гербарий)
Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель.)
Что сырым не едят, а вареным выбрасывают? (Лавровый лист)
На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое)
Викторину сдаете жюри.
- А пока команды готовятся, для вас зрители, музыкальная пауза.
Слово жюри по итогам конкурса
Вед.1:
Все в осени шикарно: пестрота, наряд,
И бархат и парча, и золотая струя.
И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,
Которыми она украсила себя.
Следующий конкурс – «Осенняя палитра» - защита плакатов.
- Предлагаю участникам команд представить свои плакаты на осеннюю тему.
Вед.2: Поиграем с ребятами! – игра для всех.
- Пока жюри подводит итоги, мы все поиграем в кричалку.
- Есть у меня для вас одна игра. Вы должны отвечать «Вы правы!» или «Вы не правы!». Понятно?
Если листик желто-красный к вам
Упал, под ноги прямо,
Кто-то скажет это лето,
Мы ответим «Вы не правы!»
Что за время года, чудо,
Облетели листья вовсе
Кто - то скажет: Это осень!
Ну, конечно, же «Вы правы!»
Если дождик и туманы,
Если грустно и тоскливо,
Нужно просто улыбнуться!
Ну, конечно, же «Вы правы!»
Красоты такой не встретишь,
В зиму, лето иль весною.
Осень время ярких красок, Правда?
Ну, конечно, же «Вы правы!»
Слово жюри.
Ведущий1: Есть две осени. Одна - радостная, пышная убранством, богатая урожаем, сияющая лучезарной улыбкой.
Ведущий2: Другая – невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, с серым пасмурным небом сквозь голые ветви берез. Ее зовут у нас поздней осенью.
Ведущий1: Каждую осень мы любим по – своему. А, как воспринимают осень наши участники, мы сейчас узнаем. Объявляется конкурс «Ода осени».
Каждой команде будут даны различные слова, связанные тем или иным образом с осенью, но они зашифрованы. Команде их нужно разгадать, после чего сочинить мини-рассказ об Осени, используя как можно больше слов из данного списка. (тсил, йынелез, йени, ялмез, икзоромаз, ачут, ьделан, агород, ажул, намут, оверед, йытлёж, ялпак, йажору, ищово, атяпо, долох)
Ответы: лист, зеленый, иней, земля, заморозки, туча, наледь, дорога, лужа, туман, дерево, желтый, капля, урожай, овощи, опята, холод.
Сдают ручки, зачитывают вслух текст и сдают его жюри.
Ведущий 2: А сейчас, уважаемые зрители и участники пока наше жюри подводит итоги, мы с вами поиграем.
- Поднимите руки те, кто мечтает стать артистом, кто хочет сниматься кино. Сейчас прямо здесь, не сходя с места, будет сниматься фильм, в котором главные роли поручается исполнять вам.
Вы видите эти камеры, у вас на руках маски. На них указано, какая у вас роль. Я буду читать сценарий, называть персонажей, у кого в открытке указана эта роль — пожалуйте на сцену! Итак, начали!
Музыкальная заставка «Фильм, фильм, фильм»
Ведущий 1 читает, вызывая по одному из участников постановки и заставляя их «входить в образ».
- Однажды старый Дед запряг Лошадь в Сани и поехал в лес за елочкой. Заехал в лес. А в Лесу осень: Ветер шумит, Листва шелестит, Волки воют, Филин кричит. Пробежала Одинокая Лань. Выскочили Зайчики на полянку и начали барабанить по Пеньку. Приехал Дед на полянку, испугались Зайцы и убежали. Дед присел на Пенёк, огляделся кругом. А вокруг – Ёлочки растут. Подошел Дед к первой Ёлочке и потрогал ее. Не понравилась ему Ёлочка. Пошел к другой. Потрогал – понравилось. Ещё раз потрогал – очень понравилось. Потрогал тщательнее, а это не Ёлочка, а дуб! Плюнул Дед и пошел к третьей. Потрогал её, потряс – точно, Ёлочка! Замахнулся Дед топором, глядь – а топора-то и нет! Тогда замахнулся дед просто так. Ёлочка и взмолилась: «Не руби ты меня, старче, я тебе не пригожусь. Потому вся, как есть – больная: у ствола – сколиоз, иголки повысыпались, ножки кривые». Послушался Дед и пошел к четвертой Ёлочке. Потрогал ствол – прямой, пощупал иголки – и иголки хорошие, потрогал ноги – прямые. В самый раз Ёлочка! Замахнулся Дед, а Ёлочка его спрашивает: «Что ты машешь, старый? С корнем тяни!» Ухватился Дед за Ёлочку, тянет-потянет, а вытянуть не может. Опять сел на Пенёк и задумался. И подумалось ему: «А зачем мне в октябре Ёлка? Вот съезжу домой, навострю топор, с тем и приеду!» Сел на сани и укатил.
Конец первой части. Ждите продолжения фильма!
- Аплодисменты всем актерам нашего кино.
Песня «Молитва» в исполнении вокальной группы «Мальчишник»
Слово жюри
Вед. 2: Итак, мы продолжаем, наш следующий конкурс «Осенний шедевр».
Условия конкурса: необходимо представить поделку из природного материала на осеннюю тему.
Итак, слово предоставляется ….( поочередно вызываются команды для защиты поделки)
Вед.1: Осень, какое удивительное слово! От него веет нежной грустью. Многие поэты воспевали осень в своих стихах, восхищались ею.
Вед.2: Вот, например, Иван Алексеевич Бунин говорил об осени так:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Вед.1: Вот и подошла к концу наша замечательная игра…
Обожаю это время года!
Праздник золота и багреца,
Синяя шумящая свобода,
Ясность неизбежного конца
Вед.2:
А ведь как металось и хлестало!
Шли дожди, трепали их ветра.
Справилась природа и настала эта драгоценная пора…
Вед.1: И сейчас настала замечательная пора узнать имя победившей команды.
Слово жюри
Вед.2: Вот и завершилось конкурсная программа
Вед.1: Наша конкурсная программа окончена. Да и осень уже скоро уступит свои права зиме.
Вед.2: Желаем вам замечательных, весёлых каникул! Говорят, что осень – грусть, сплошные дожди, пасмурная погода … Не верьте, друзья! Осень по-своему прекрасна и привлекательна. Она несет душе щедрость, сердцу - тепло от человеческого общения, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту!
Музыкальная пауза. Песня «Осень» в исполнении вокальной группы.
5