МУДО ЦДТ «Светлячок»
Г.Ртищево Саратовской области
Конспект занятия
«Осенний листопад»
Объединение «Волшебные краски»
Группа 1 «Б» (1-ый год обучения)
Педагог ДО
Чиликанова О.М.
2021 г.
Дата проведения занятия: 24.09.2021 г.
Объединение: «Волшебные краски».
Группа: 1 «Б» - 7-9 лет.
Тема: «Осенний листопад»
Цели и задачи:
1) Развивать наблюдательность, способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений;
2) учить видеть красоту родной природы и передавать образы на бумаге художественно-выразительными средствами;
3) учить работать акварельными красками «по-сырому», смешивать краски и получать новые цвета и оттенки;
4) воспитывать аккуратность, взаимопомощь, умение работать в группе; прививать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Компьютер, экран, презентация «Осенний листопад», бумага, кисти, акварельные краски, баночка для воды, карандаши, палитра, пробный листочек, салфетка, шаблоны листьев.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребятки, отгадайте-ка мои загадки:
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Ответ: Осенью)
Лист, оторванный от ветки,
Весь во власти силы ветра.
Листья вверх и вниз летят,
Это время… (Листопад)
2. Сообщение темы занятия.
- И тема сегодняшнего занятия «Осенний листопад»
- Посмотрите на кадры и определите, какое время года изображено? (Просмотр нескольких слайдов начала осени).
- По каким признакам вы определили, что это осень?
- А кто из вас знает, как называется этот период осени? (Золотая осень).
– А сейчас посмотрите на следующие кадры и определите, к какому времени года они подходят.
(если узнали, спросить, как они догадались, что это тоже осень?)
Если ответы разные, спросить:
- Почему трудно определить, какое здесь время года?
- А вы знаете осенние месяцы? (Выставить таблички с названиями месяцев)
-Сейчас у нас какой месяц? (сентябрь)
- А какая погода бывает осенью? (То дождь, то снег, грязь, небо хмурое, солнышко почти не греет)
- А похожа природа на иллюстрациях с природой за окном? Что сейчас происходит в природе? (С деревьев опадают листья - листопад…)
- Кто знает, как называется такая осень? (Золотая осень, бабье-лето…)
3. Объяснение нового материала.
Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный день отзывается в душе тоской и печалью. А солнечный, тёплый рождает светлую радость.
- Послушайте музыкальный фрагмент и определите, к какой осени он подходит. Почему? А теперь послушайте следующий музыкальный фрагмент - он к какой осени подходит? Почему?
- У композитора звуки, у художника краски, у поэта – слово. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года. Осень очень любил А.С. Пушкин. Он посвятил ей много прекрасных стихов. Вот одно из них.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
- Как называет поэт осень в своём стихотворении? (Унылая пора)
- Какую осень описывает Пушкин в этом стихотворении?
-А теперь послушайте ещё одно стихотворение.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят… летят… летят…
- А это какую осень описывает автор? Почему?
- Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? (Отличать листья разных деревьев, анализировать форму листьев, рисовать аккуратно и т.д.)
-А сейчас я посмотрю, как вы знаете деревья.
4. Поэтому, мы поиграем в игру «Узнай дерево» (показ презентации)
ФИЗМИНУТКА:
-А я на память об осени насобирала букет. Посмотрите, какой он красивый.
- На столе у меня тоже лежат листочки. Они вам нравятся? Почему? (разной формы – сложные и простые)
- А вы хотите помочь мне оживить их?
Педагог раздаёт детям шаблоны листочков.
- А что надо сделать, чтобы листочки ожили?
- Что для этого нужно сделать? (Раскрасить листочки).
- Тогда выберите себе любые листочки и раскрасьте их так, как вы себе его представляете.
5. Практическая часть.
Работа с акварельными красками.
Дети рисуют, педагог напоминает о правилах работы с красками:
- пользоваться пробным листочком, смешивать краски на палитре
- промывать кисточку после каждого цвета, чтоб не пачкать краски
- не оставлять кисть в воде
- лишнюю воду смахивать о край баночки с водой
- пользоваться салфеткой для вытирания кисти
- набирать краску на кисть вращательными движениями по часовой стрелке в одну сторону
- соблюдать на рабочем месте чистоту и порядок
Во время работы дети закрепляют знания в области цветоведения – какие цвета нужно смешать друг с другом, чтобы получить: оранжевый, светло-зелёный, бардовый, лиловый, коричневый, розовый, золотой… Какие цвета относятся к тёплым?
6. Подведение итогов.
Пока вы рисовали, на нашей доске кто-то потрудился. Как вы думаете, кто это?
- Правильно, это паучок. Как только наступает осень, все насекомые прячутся. Ищут себе тёплые места. Вот паучок и перебрался к нам в класс. Дунул ветерок. Полетели листочки и застряли в паутине. (педагог вешает красивые нарисованные листочки на паутину)
- Вы согласны подарить свои листочки пауку?
7. Рефлексия.
- Ребята, поделитесь своим настроением друг с другом и с паучком – если у вас хорошее настроение, если вам понравилось рисовать осенние листочки, смешивая краски, то отдайте свои нарисованные листочки паучку, пусть он тоже с вами порадуется… а если у вас грустное настроение, если что-то не получилось, если вам трудно было нарисовать осенние листочки, то положите свои листочки вниз доски, будто они лежат на земле…
- Вам понравилось, какая теперь стала паутинка? – яркая и нарядная!
- Я думаю, что паучку тоже понравилось, что вы с ним поделились листочками и своим настроением, теперь ему будет веселей коротать долгую зиму.
Фото на память. Всем спасибо.