"Основное содержание краевой программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения Ставропольского края и развитие финансового образования в Ставропольском крае на 2014-2018 годы". Программа общеобразовательной организации по просвещению обучающихся в области финансовой грамотности.
Подготовила:
учитель истории и обществознания
высшей категории, заместитель директора по воспитательной работе
Чабанова Елена Михайловна
Нормативные документы, регламентирующие разработку и реализацию рабочей программы
• Федеральный закон «об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016);
• Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577;
• Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578;
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования www.fgosreestr.ru;
• Примерная основная образовательная программа среднего общего образования www.fgosreestr.ru;
• Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в ред. Приказа Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342.
Введение
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГоС) всех уровней главной целью и результатом образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД). Программа по финансовой грамотности направлена на формирование всех видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).
Реализация данной программы способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.
Перед нашим обществом стоит весьма сложная задача – целенаправленно формировать у обучающихся знания и умения в области финансовой грамотности. Основными причинами недостаточных знаний, затруднений образовательных организаций в решении данной проблемы является неподготовленность кадров, а также отсутствие учебной литературы и методических пособий для ребят и преподавателей школ по данному направлению. От выпускников образовательных организаций ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения.
выделение учащихся школ в отдельную целевую группу программы продиктовано рядом факторов:
• отсутствием знаний и опыта в областях управления личными финансами и оценки финансовых рисков;
• сложностью социализации отдельных групп молодежи: выпускников детских домов, интернатов и др.;
• особенностями молодежной культуры, пропагандирующей высокую потребительскую активность, а не сбережение и инвестирование;
• доверием к финансовой информации рекламного характера, размещенной на популярных у молодежи интернет-ресурсах, использующих психологические особенности данного возраста;
• склонностью делать выбор, основываясь только на рекламных сообщениях, не обращаясь к объективным информационным источникам;
• желанием заработать побольше и побыстрее, например, играя на бирже с помощью интернет-технологий.
ЦЕЛЬЮ реализации курса «Основы финансовой грамотности» является:
Формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у обучающихся школы.
ЗАДАЧИ КУРСА
- Формировать личность социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны;
- мотивировать обучающихся к труду, учить оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам;
- применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения в разных жизненных ситуациях.
Оценки внедрения финансового образования в российские школы, основанные на изучении опыта других стран, свидетельствуют, что распространение финансовых знаний посредством системы образования является ключевым источником роста финансовой грамотности населения страны. Финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.
Структура и содержание программы
Рабочая программа курса «основы финансовой грамотности» должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного и/или среднего общего образования.
Программа предусматривает следующую структуру:
1 Планируемые результаты освоения курса «основы финансовой грамотности»
2 Содержание курса «основы финансовой грамотности»
3 тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Методологическая основа – системно-деятельностный подход
Определен во ФГОС общего образования как методологическая основа, следовательно, заданы конечные результаты образовательной деятельности :
Методика обучения
ШАГ 1: Предъявление практической задачи.
ШАГ 2: Анализ практической задачи.
ШАГ 3: Постановка учебной задачи.
ШАГ 4:Освоение учебного материала (решение учебной задачи).
ШАГ 5:Решение практической задачи.
ШАГ 6: Рефлексия.
Формы занятий
Планируемые результаты усвоения курса:
Личностные результаты изучения курса:
- сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному само- определению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
• осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства
Выпускник научится:
• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
• различать экономические явления и процессы общественной жизни;
• выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;
• понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;
• применять способы анализа индекса потребительских цен;
• анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
• грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
• различать виды ценных бумаг;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
• определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
• различать виды кредитов и сферу их использования;
• уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту; ;
• разумному и безопасному финансовому поведению;
• применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;
• выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
• применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
• анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
Предполагаемые модули
- Личное финансовое планирование
- Депозит
- Кредит
- Расчетно – кассовые операции
- Страхование
- Налоги
- Пенси и т.п.
Образовательные технологии
- При изучении курса «основы финансовой грамотности» наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач. Учитывая высокую степень актуальности тематики уместно в качестве основных образовательных технологий применить игровую и проектную, а также обратить внимание на учебную исследовательскую деятельность.
- В процессе проектирования учащиеся систематизируют полученные знания, применяют навыки анализа и прогнозирования, моделируют процессы, происходящие на финансовых рынках.
Литература
• Гукасова Н.Р. «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ: миссия, задачи и основные направления проекта»
• В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016;
• А.П. Горяев, В.В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010;
• А.В. Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», М. и-трейд, 2010;
• н.н. Думная, о.В. Карамова, о.А. Рябова «Как вести семейный бюджет: учебное пособие», М. интеллект-центр, 2010;
• н.н. Думная, М.Б. Медведева, о.А. Рябова «Выбирая свой банк: учебное пособие», М. интеллект-центр, 2010;
• н.н. Думная, С.и. Рыбаков, А.Ю. Лайков «Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги?», М. интеллект-центр, 2010;
• н.н. Думная, Б.А. Ланин, н.П. Мельникова, «Заплати налоги и спи спокойно», М. интеллект-центр, 2011;
• н.н. Думная, о.А. Абелев, и.П. николаева «Я — инвестор», М. интеллект-центр, 2011;
• н.и. Берзон «основы финансовой экономики», М. Вита-пресс, 2011.
- Подготовлено при участии Поляковой о.Б., зам. директора ГАоУ «Гимназия № 1518».