СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные аспекты исследования уровня сформированности знаний учащихся в области финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: в данной статье представлены результаты эксперимента, направленного на выявление уровня знаний основ финансовой грамотности среди учащихся 5-6 классов МБОУ СОШ 9.

Ключевые слова: исследование, анкетирование, учащиеся школ, финансовая грамотность, уровень знаний.

Просмотр содержимого документа
«Основные аспекты исследования уровня сформированности знаний учащихся в области финансовой грамотности»

УДК 316

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ


Кириченко Даниил Валентинович

Учащийся 11 класса

Научный руководитель:

Селиванова Анна Михайловна

Учитель обществознания МБОУ СОШ № 9 с. Светлогорское


Аннотация: в данной статье представлены результаты эксперимента, направленного на выявление уровня знаний основ финансовой грамотности среди учащихся 5-6 классов МБОУ СОШ 9.

Ключевые слова: исследование, анкетирование, учащиеся школ, финансовая грамотность, уровень знаний.


KEY ASPECTS OF THE STUDY OF THE LEVEL OF FORMATION OF STUDENTS ' KNOWLEDGE IN FINANCIAL LITERACY


Kirichenko Daniel Valentinovich

Selivanova Anna Mikhailovna


Abstract: this article presents the results of an experiment aimed at identifying the level of knowledge of the basics of financial literacy among students in grades 5-6 of school No. 9.

Key words: research, questionnaires, school students, financial literacy, level of knowledge.


Финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста – сравнительно новое направление в школьной педагогике. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями [1]. Именно поэтому включение в школьную программу курсов, направленных на изучение финансовой грамотности, является актуальной задачей современного образования.

В современном мире применение знаний экономического характера является важным навыком. Поэтому выявление уровня знаний в области финансовой грамотности учащихся среднего звена является важным шагом на пути к повышению этого уровня у населения в целом. Цель проведенного исследования, результаты которого представлены в статье - выявление уровня знаний основ финансовой грамотности учащихся.

В МБОУ СОШ № 9 с. Светлогорское МО Абинский район учащиеся получают знания из области финансовой грамотности в рамках изучения соответствующего курса внеурочной деятельности. В среднем звене данный курс изучают только учащиеся 5 и 6 классов, что явилось определяющим моментом при выборе объекта проводимого исследования.

Суть исследования заключалась в том, что учащимся 5-6 классов предлагалось на констатирующем этапе эксперимента ответить на вопросы, три из которых носили информационный характер («Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком?», «Вы ведете учет своих личных финансовых средств?»), а вопросы № 3-9 были направлены на выявление уровня знаний учащихся в области финансовой грамотности. Далее проводился теоретический урок, включавший в себя также разбор практических заданий. В рамках урока до учащихся 5-6 классов была донесена информация из области финансовой грамотности, которая должна была расширить сферу знаний учащихся и помочь им справиться с предложенными тестовыми заданиями.

На формирующем этапе эксперимента учащимся предлагался тест для проверки знаний, включавший вопросы теста констатирующего этапа и дополнительные 10 вопросов, направленных на раскрытие полученных учащимися знаний в области финансовой грамотности.


Таблица 1

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Класс

Фамилия/Вопросы

3

4

5

6

7

8

9

Итого

5 класс

Балан Ульяна

0

0

0

0

0

1

0

1

Букач Вероника

0

0

0

1

1

1

0

3

Громова София

1

0

0

1

1

1

0

4

Данильченко Милена

1

1

0

1

1

1

0

5

Калиниченко Ангелина

0

1

1

1

1

1

0

5

Швайко Елизавета

1

0

0

1

0

1

0

3

Шеяненко Каролина

1

0

0

1

1

0

1

4

Ситавичус Екатерина

1

1

0

1

1

1

0

5


Всего

5

3

1

7

6

7

1



в %

62,5

37,5

12,5

87,5

75

87,5

12,5


6 класс

Дымова Александра

1

0

0

1

0

1

0

3

Жданова Лилия

1

0

0

1

1

1

0

4

Заболотская Ульяна

1

1

0

0

0

1

0

3

Зеленина Злата

1

0

0

0

1

1

0

3

Коркишко Ангелина

1

1

0

1

1

1

0

5

Марченко Данила

1

1

0

1

1

1

0

5

Мельникова Елизавета

0

1

1

1

1

1

0

5


Всего

6

4

1

5

5

7

0



в %

86

57

14

71

71

100

0



Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента выявил, что 73% учащихся оценили свои знания в области финансовой грамотности как хорошие. Субъективная оценка некоторыми учащимися своих знаний оказалась завышенной, так как только 60% участвующих в эксперименте проявили свои знания на уровне выше среднего, и только 40% подтвердили хорошие знания в области финансовой грамотности (табл. 1). Интересен тот факт, что половина из тех, кто показал хорошие знания в ходе исследования, при ответе на вопрос № 1 анкеты отметили, что не имеют знаний и навыков в области финансовой грамотности и не могут назвать себя финансово грамотным человеком.

Оценивая задания теста по уровню сложности, следует отметить, что наиболее сложными для учащихся стали задания под № 5 (Кому банк платит проценты?) и № 9 (Как называется доход, который получает акционер?). Процент выполнения этих заданий составил соответственно 13% и 7% (табл. 1). Самое интересное, что справились с этими заданиями в большинстве те учащиеся, которые в конечном итоге показали свои знания на констатирующем этапе эксперимента на низком уровне. Можно предположить, что успешное выполнение заданий № 5,9 этими учащимися является только лишь везением.

Успешнее всего учащиеся справились с заданием № 8, в котором им предлагалось решить элементарную финансовую задачу с применением математических знаний. С этим заданием справились 936% учащихся (14 из 15 человек). Также довольно легким заданием оказался вопрос № 6, с которым не справились только 3 учащихся, а процент выполнения составил 80% (табл. 1).

На констатирующем этапе эксперимента максимально возможный балл составил 7. Средний балл выполнения тестовых заданий составил 3,9. Таким образом, учащиеся справились с 55,2% заданий первого теста. При этом средний балл учащихся 5 класса составил 3,75, а учащихся 6 класса – 4 балла. Лучше всего с тестовыми заданиями справились Ситавичус Е., Данильченко М., Калиниченко А. (учащиеся 5 класса) и Коркишко А., Марченко Д, Мельникова Е. (учащиеся 6 класса).

На этапе формирующего эксперимента к 7 финансовым заданиям первого теста было добавлено еще 10 заданий. Перед началом выполнения заданий второго теста 80% учащихся указали, что имеют хорошие знания и навыки в области финансовой грамотности. По итогам выполнения теста 73,3% учащихся показали уровень знаний выше среднего. При этом 26,7% учащихся справились с заданиями теста на высоком уровне (рис. 1).

Лучше всех с заданиями теста справились учащаяся 6 класса Коркишко Ангелина (88%) и учащаяся 5 класса – Ситавичус Екатерина (82%).

Наибольшее затруднение у учащихся, принявших участие в эксперименте, вызвали задания № 15 и по-прежнему задание №9, процент выполнения которых составил 13% и 20% соответственно. Сложность задания № 15 можно объясниться достаточно сложными математическими расчетами для учащихся 5 и 6 классов. Задание 9 как на этапе констатирующего, так и на этапе формирующего эксперимента вызвало у учащихся затруднение в связи со сложностью запоминания финансовой терминологии, в частности понятий «дивиденды», «акциз», которые встретились в этом задании.


Рис. 1. Результаты формирующего этапа эксперимента


На втором этапе эксперимента без затруднения участниками эксперимента были выполнены задание № 8 и задания 7,11,12,17. На данные задания дали верные ответы 87% и 93% учащихся соответственно. Следует отметить, что 100% учащихся 5 класса справились с заданиями № 11,12 и 100% учащихся 6 класса без труда выполнили задания № 8,17, что можно объяснить теоретической направленностью вопросов, которые к тому же носили прикладной характер и могли встречаться учащимся в жизненных ситуациях.

Средний балл выполнения тестовых заданий формирующего этапа эксперимента по тем заданиям, которые уже решали учащиеся в тесте на констатирующем этапе, составил 4,13 (учащиеся успешно справились с 59% заданий). При этом средний балл учащихся 5 класса снизился до 3,5, а учащихся 6 класса, наоборот, вырос до 4,9 при возможном максимальном балле, равном 7. Снижение количества правильных ответов учащихся 5 класса объясняется тем, что главный упор при решении теста они сделали на практические задания, которые включала в себя новая, дополнительная часть теста. В итоге, с заданиями 10-19 справились 60% учащихся 5 класса и 61% учащихся 6 класса.

В целом, средний балл по итоговому тесту среди всех учащихся тестирования составил 10,2 (из возможного максимального балла 17), процент успешного выполнения заданий – 60%, что свидетельствует о достаточно хорошем среднем уровне знаний учащихся в области финансовой грамотности.

В заключение второго, формирующего этапа эксперимента, учащимся снова было предложено оценить уровень своих знаний в области финансовой грамотности. 87% отметили у себя хорошие знания, при этом 23% из них не справились с заданиями теста. Удивительно то, что учащаяся 5 класса Ситавичус Екатерина, которая справилась с 82% заданий теста, даже в конце эксперимента отметила, что знаний и навыков в области финансовой грамотности у нее нет. Конечно, это достаточно критичная оценка учащейся своих знаний, но это говорит о том, что ребенок стремиться к повышению уровня своих знаний, желает знать больше и обладать большим кругозором, в том числе и в области финансовой грамотности.

Таким образом, проведенное исследование показало, что внедрение в школьную программу курсов, направленных на развитие у учащихся знаний и компетенций в области финансовой грамотности, повышает уровень осведомленности школьников в рамках данной темы. Учащиеся способные решать простейшие финансовые задачи и делают первые шаги на пути становления себя как полноценных участников финансовой жизни своей семьи и общества в целом.



Список литературы


  1. http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/index.htm - Автономов В. С., Голдстин Э. Экономика для школьников.


© А.М. Селиванова, Д.В. Кириченко, 2020