Лекция 2
Тема: «Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов»
Рассматриваемые вопросы:
1.Этапы развития информационного общества.
2. Основные черты информационного общества
3. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.
4. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
Краткие теоретические сведения
1. Этапы развития информационного общества
В развитии человечества существуют четыре этапа, названные информационными революциями, которые внесли изменения в его развитие.
-
Первый этап – связан с изобретением письменности. Это обусловило качественный гигантский и количественный скачек в развитии общества. Знания стало возможно накапливать и передавать последующим поколениям, т.е. появились средства и методы накопления информации. В некоторых источниках считается, что содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка.
-
Второй этап – изобретение книгопечатания. Это дало в руки человечеству новый способ хранения информации, а также сделало более доступным культурные ценности.
-
Третий этап – изобретение электричества. Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать и накапливать информацию в любом объеме. Появились средства информационных коммуникаций.
-
Четвертый этап – изобретение микропроцессорной технологии и персональных компьютеров. Толчком к этой революции послужило создание в середине 40-х годов ЭВМ. Эта последняя революция дала толчок человеческой цивилизации для переходы от индустриального к информационному обществу - обществу, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формой – знанием. Началом этого послужило внедрение в различные сферы деятельности человека современных средств обработки и передачи информации – этот процесс называется информатизацией
2. Основные черты информационного общества
Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы - знаний.
Некоторые характерные черты информационного общества:
-
Объёмы информации возрастут и человек будет привлекать для её обработки и хранения специальные технические средства.
-
Неизбежно использование компьютеров.
-
Движущей силой общества станет производство информационного продукта.
-
Увеличится доля умственного труда, т.к. продуктом производства в информационном обществе станут знания и интеллект.
-
Произойдёт переоценка ценностей, уклада жизни и изменится культурный досуг.
-
Развиваются компьютерная техника, компьютерные сети, информационные технологии.
-
У людей дома появляются всевозможные электронные приборы и компьютеризированные устройства.
-
Производством энергии и материальных продуктов будут заниматься машины, а человек главным образом обработкой информации.
-
В сфере образования будет создана система непрерывного образования.
-
Дети и взрослые смогут обучаться на дому с помощью компьютерных программ и телекоммуникаций.
-
Появляется и развивается рынок информационных услуг.
3. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.
Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью.
В настоящее время компьютеры используются для обработки не только чисел, но и других видов информации. Благодаря этому компьютеры прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.
Но к современным техническим средствам работы с информацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства, обеспечивающие ее передачу, обработку и хранение:
-
Сетевое оборудование: модемы, кабели, сетевые адаптеры.
-
Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи.
-
цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны.
-
Записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW и др.).
-
Полиграфическое оборудование.
-
Цифровые музыкальные студии.
-
Медицинское оборудование для УЗИ и томографии;
-
Сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаменах и избирательных участках;
-
ТВ-тюнеры для подачи телевизионного сигнала в компьютер.
-
Плоттеры и различные принтеры.
-
Мультимедийные проекторы.
-
Флэш-память, используемая также в плеерах и фотоаппаратах.
-
Мобильные телефоны.
Кроме персональных компьютеров существуют мощные вычислительные системы для решения сложных научно-технических и оборонных задач, обработки огромных баз данных, работы телекоммуникационных сетей:
-
Многопроцессорные системы параллельной обработки данных (управление сложными технологическими процессами).
-
Серверы в глобальной компьютерной сети, управляющие работой и хранящие огромный объем информации.
-
Специальные компьютеры для проектно-конструкторских работ.
4. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
По мере развития современной цивилизации участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но также обобщенных знаний и опыта, способствующих переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства. Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции.
Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей качественный и количественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний и их передачи последующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление средств и методов накопления информации.
Вторая информационная революция (середина XVI века) связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации, тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции сделало доступными культурные ценности, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики, значение этой революции в том, что она выдвинула качественно новый способ хранения информации.
Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Этот этап важен для информатики, прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.
Четвертая информационная революция (70-е годы ХХ столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. Произошел окончательный переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации всех узлов, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации) и так далее.
ЗАДАНИЕ:
Ответить на вопросы
1. Охарактеризуйте основные этапы развития информационного общества
2. Объясните понятие информационного общества
3. Перечислите характерные черты информационного общества
4. Что такое информационные ресурсы?
5. Чем характеризуются национальные ресурсы общества?