Урок 23-24. Основные компоненты компьютера и их функции. Компьютерные сети.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – систематизированные представления об основных устройствах компьютера и их функциях;
метапредметные – обобщённые представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
личностные – понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с
собственным жизненным опытом; интерес к изучению вопросов, связанных с историей вычислительной техники.
Решаемые учебные задачи:
разъяснение сущности компьютера как универсального (1) электронного (2) программно-управляемого (3) устройства;
обобщение представлений об основных устройствах компьютера с точки зрения выполняемых ими функций; проведение аналогии между человеком и компьютером;
рассмотрение основных характеристик компьютера;
рассмотрение схемы информационных потоков в компьютере.
Электронное приложение к учебнику:
электронная тетрадь, 7 класс.
Ход урока
Приветствие, проверка присутствующих, объявление темы урока
Разбор нового материала.
Современный компьютер – универсальное электронное программно-управляемое устройство для работы с информацией.
Универсальным устройством компьютер называется потому, что он может применяться для многих целей – обрабатывать, хранить и передавать самую разнообразную информацию, использоваться человеком в разных видах деятельности.
Информацию, предназначенную для обработки на компьютере и представленную в виде двоичного кода, называют данными.
Программно-управляемым устройством компьютер называется потому, что его работа осуществляется под управлением программ. Это программный принцип работы компьютера.
Центральным устройством компьютера является процессор.
Тактовая частота процессора равна количеству тактов обработки данных, которые процессор производит за 1 секунду. Тактовая частота измеряется в мегагерцах (МГц) – миллионах тактов в секунду. Чем больше тактовая частота, тем быстрее работает компьютер.
Разрядность процессора – максимальная длина двоичного кода, который может обрабатываться или передаваться одновременно. Разрядность процессоров современных компьютеров достигает 64.
Память компьютера предназначена для записи(приёма), хранения и выдачи данных.
Различают внутреннюю и внешнюю память.
Внутренней называется память, встроенная в компьютер и непосредственно управляемая процессором (ПЗУ, ОЗУ).
Внешняя память предназначена для долговременного хранения программ и данных (винчестер, диски карты флеш-памяти и др.).
Различные части компьютера связаны между собой системной шиной (шина адреса, шина данных и шина управления).
Р.Т., №78
CPU - процессор
RAM – оперативная память
ROM – постоянная память
HDD – жёсткий диск
Sound Card – звуковая карта
Video card – видеокарта
Р.Т., №84
Один из первых отечественных ПК БК-0010 имел оперативную память 16 Кбайт. Сколько страниц текста можно было разместить в памяти этого компьютера, если на странице размещается 40 строк по 60 символов в каждой строке, а для хранения одного символа требуется 8 бит?
Р.Т., №85
На складе компьютерного магазина имеются клавиатуры 3-х видов, мыши 2-х видов, гарнитуры 2-х видов. Сколько различных вариантов комплектов клавиатура-мышь-гарнитура можно из них составить?
Существуют компьютеры, работающие автономно, и компьютеры, объединённые в компьютерные сети.
Сети нужны для обмена информацией между компьютерами, совместного использования общих программ, данных и устройств. Например, в кабинетах информатики установлена локальная сеть.
Интернет – глобальная компьютерная сеть, связывающая между собой миллионы компьютеров и сетей со всего мира. Основу Интернета составляют мощные компьютеры, расположенные по всему миру и соединённые между собой надёжными и высокоскоростными каналами связи.
Компьютеры, подключённые к сети, условно можно разделить на 2 категории (клиенты и серверы).
Основная характеристика подключения компьютера к сети Интернет – скорость передачи данных по имеющемуся каналу связи. Она измеряется в бит/с, Кбит/с, Мбит/с, Гбит/с.
Задача №1.
Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256000 бит/c. Передача файла через это соединение заняла 2 минуты. Определите размер файла в килобайтах.
Задача №2.
Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 128000 бит/с. Передача текстового файла через это соединение заняла 1 минуту. Определите, сколько символов содержал переданный текст, если известно, что он был представлен в 16-битной кодировке Unicode.
Задача №3.
Средняя скорость передачи данных с помощью модема равна 36 864 бит/с. Сколько секунд понадобится модему, чтобы передать 4 страницы текста в 8-битной кодировке КОИ8, если считать, что на каждой странице в среднем 2 304 символа?
Задача №4.
Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 28 800 бит/с, чтобы передать 100 страниц текста в 30 строк по 60 символов каждая, при условии, что каждый символ кодируется 1 байтом?
Задача №5.
У Васи есть доступ к Интернет по высокоскоростному одностороннему радиоканалу, обеспечивающему скорость получения им информации 217 бит в секунду. У Пети нет скоростного доступа в Интернет, но есть возможность получать информацию от Васи по низкоскоростному телефонному каналу со средней скоростью 216 бит в секунду. Петя договорился с Васей, что тот будет скачивать для него данные объемом 8 Мбайт по высокоскоростному каналу и ретранслировать их Пете по низкоскоростному каналу. Компьютер Васи может начать ретрансляцию данных не раньше, чем им будут получены первые 1024 Кбайт этих данных. Каков минимально возможный промежуток времени (в секундах), с момента начала скачивания Васей данных, до полного их получения Петей?
Задача №6.
По каналу связи непрерывно в течение 4 минут передаются данные. Скорость передачи данных в первой половине всего времени работы канала связи составляет 117 Кбит в секунду, а во второй половине – в три раза меньше. Сколько Кбайт данные было передано за время работы канала?
Задача №7.
По каналу связи непрерывно в течение 10 часов передаются данные. Скорость передачи данных в течение первых 6 часов составляет 512 Кбит в секунду, а в остальное время – в два раза меньше. Сколько Мбайт данные было передано за время работы канала?
Практическая работа с электронной тетрадью (упр. №91 - №100)
Подведение итогов урока и выставление оценок.
Домашнее задание: учебник, §2.1 читать, упр. 7-9 после параграфа (письменно).
3