СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные понятия комбинаторики. Правило суммы и произведения.

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для открытого урока по алгебре, а так же предназначена для студентов и обучающихся 1-3 курсов специалезированых учебных заведений.

Просмотр содержимого документа
«Основные понятия комбинаторики. Правило суммы и произведения.»

Основные понятия Комбинаторики. Правило суммы и Произведения. Подготовила преподаватель математики ГБОУ СПО ЛНР  «ЛКА им А.А. Гизая» Жевноватченко А.С.

Основные понятия

Комбинаторики.

Правило суммы и

Произведения.

Подготовила преподаватель математики ГБОУ СПО ЛНР

«ЛКА им А.А. Гизая»

Жевноватченко А.С.

Этапы уроков: Организационный момент (3 мин) Подготовка к изучению нового материала (7 мин) Изучение нового материала (15 мин) Закрепление изученного материала (10 мин) Подведение итога урока (3 мин) Рефлексивно-оценочный этап (5 мин) Сообщение домашнего задания (2 мин)

Этапы уроков:

  • Организационный момент (3 мин)
  • Подготовка к изучению нового материала (7 мин)
  • Изучение нового материала (15 мин)
  • Закрепление изученного материала (10 мин)
  • Подведение итога урока (3 мин)
  • Рефлексивно-оценочный этап (5 мин)
  • Сообщение домашнего задания (2 мин)
Эпиграф к уроку

Эпиграф к уроку

"Число, положение и комбинация-

три взаимопересекающиеся,

но различные сферы мысли,

к которым можно отнести

все математические идеи"

Джеймс Джозеф Сильвестр(английский математик)

,,,+, ,,,+м+ ,,,+то+ Ребус → е=и →е=и

,,,+,

,,,+м+

,,,+то+

Ребус

→ е=и →е=и

Термин «комбинаторика» происходит от латинского слова «combina», что в переводе на русский означает – «сочетать», «соединять» Комбинаторика – раздел математики, посвящённый решению задач выбора и расположения элементов в соответствии с данными условиями. Знание комбинаторики необходимо представителям самых разных специальностей. С комбинаторными задачами приходиться иметь дело физикам, химикам, биологам, лингвистам, криптографам и другим специалистам.
  • Термин «комбинаторика» происходит от латинского слова «combina», что в переводе на русский означает – «сочетать», «соединять»
  • Комбинаторика – раздел математики, посвящённый решению задач выбора и расположения элементов в соответствии с данными условиями.
  • Знание комбинаторики необходимо представителям самых разных специальностей. С комбинаторными задачами приходиться иметь дело физикам, химикам, биологам, лингвистам, криптографам и другим специалистам.
Произведение всех последовательных натуральных чисел от 1 до n об означаються n! n!=1*2*3*…*n
  • Произведение всех последовательных натуральных чисел от 1 до n об означаються n!

n!=1*2*3*…*n

Значения факториалов от 0 до 10
  • Значения факториалов от 0 до 10
Первое правило комбинаторики Пример1 Туриста заинтересовали 5 маршрутов в Карелии и 7 маршрутов на Кавказе. Сколькими способами он может организовать свой отпуск, имея время только на один маршрут?

Первое правило комбинаторики

Пример1

Туриста заинтересовали 5 маршрутов в Карелии и 7 маршрутов на Кавказе. Сколькими способами он может организовать свой отпуск, имея время только на один маршрут?

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО КОМБИНАТОРИКИ- ПРАВИЛО СУММЫ Ответ: всего имеется 5+7=12 маршрутов. Один из них можно выбрать 12-ю способами  Карелия Кавказ  Если два действия А и В взаимно исключают друг друга, причем действие А можно выполнить m способами, а В – n способами, то выполнить одно любое из этих действий (либо А, либо В) можно n + m  способами.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО КОМБИНАТОРИКИ- ПРАВИЛО СУММЫ

Ответ: всего имеется 5+7=12 маршрутов.

Один из них можно выбрать 12-ю способами

Карелия Кавказ

  • Если два действия А и В взаимно исключают друг друга, причем действие А можно выполнить m способами, а В – n способами, то выполнить одно любое из этих действий (либо А, либо В) можно n + m  способами.
ВТОРОЕ ПРАВИЛО КОМБИНАТОРИКИ Пример 2 Туриста заинтересовали 5 маршрутов в Карелии и 7 маршрутов на Кавказе. Он хочет побывать в Карелии и на Кавказе. Сколькими способами он может организовать свой отпуск, имея время на два маршрута?

ВТОРОЕ ПРАВИЛО КОМБИНАТОРИКИ

Пример 2

Туриста заинтересовали 5 маршрутов в Карелии и 7 маршрутов на Кавказе. Он хочет побывать в Карелии и на Кавказе. Сколькими способами он может организовать свой отпуск, имея время на два маршрута?

ВТОРОЕ ПРАВИЛО КОМБИНАТОРИКИ- ПРАВИЛО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ответ: 5*7=35 маршрутов Выбрав один маршрут в Карелии, второй с ним можно выбрать 7-ю способами. Карелия Кавказ Если элемент а можно выбрать m способами и после каждого такого выбора элемент b можно выбрать k способами, то выбор «а и b» в указанном порядке можно осуществить m•k способами.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО КОМБИНАТОРИКИ- ПРАВИЛО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Ответ: 5*7=35 маршрутов

Выбрав один маршрут в Карелии, второй с ним можно выбрать 7-ю способами.

Карелия Кавказ

Если элемент а можно выбрать m способами и после каждого такого выбора элемент b можно выбрать k способами, то выбор «а и b» в указанном порядке можно осуществить m•k способами.

Правило суммы Пример: В классе 16 девочек и 11 мальчиков. Сколькими способами можно выбрать старосту класса?

Правило суммы

Пример: В классе 16 девочек и 11 мальчиков. Сколькими способами можно выбрать старосту класса?

Правило суммы Решение :  n(A)=16  n(B)= 11

Правило суммы

Решение :

n(A)=16

n(B)= 11

Задача. Пусть предстоит сделать выбор одного теннисного мяча, если имеется 4 мяча фирмы Dunlop, 6 мячей фирмы Slazinger и 4 мяча фирмы Penn. Сколькими способами вы можете выбрать один мяч?

Задача.

Пусть предстоит сделать выбор одного теннисного мяча, если имеется 4 мяча фирмы Dunlop, 6 мячей фирмы Slazinger и 4 мяча фирмы Penn. Сколькими способами вы можете выбрать один мяч?

Решение: 4+6+4=14

Решение:

4+6+4=14

Правило произведения Пример : Наряд студентки состоит из блузки, юбки и туфель. Девушка имеет в своем гардеробе четыре блузки, пять юбок и трое пар туфель. Сколько нарядов может иметь студентка?

Правило произведения

Пример : Наряд студентки состоит из блузки, юбки и туфель. Девушка имеет в своем гардеробе четыре блузки, пять юбок и трое пар туфель. Сколько нарядов может иметь студентка?

Правило произведения Решение :  n(A)=4  n(B)= 5  n(С)= 3

Правило произведения

Решение :

n(A)=4

n(B)= 5

n(С)= 3

Задача Пусть вам предстоит сделать выбор одного теннисного мяча, одной теннисной ракетки, одной теннисной майки, если имеется 4 мяча фирмы Dunlop, 2 мяча фирмы Slazinger, 2 ракетки фирмы Slazinger, 1 ракетка фирмы Head и 2 майки фирмы Lacoste. Сколькими способами вы можете выбрать тройку ( мяч, ракетка, майка)?

Задача

Пусть вам предстоит сделать выбор одного теннисного мяча, одной теннисной ракетки, одной теннисной майки, если имеется 4 мяча фирмы Dunlop, 2 мяча фирмы Slazinger, 2 ракетки фирмы Slazinger, 1 ракетка фирмы Head и 2 майки фирмы Lacoste. Сколькими способами вы можете выбрать тройку ( мяч, ракетка, майка)?

Решение: Сначала выберем пару (ракетка, мяч). Для этого составим таблицу. Очевидно, что всего имеется 6*3=18 возможностей выбора пары (мяч, ракетка). Теперь для каждой пары можем выбрать одну из двух маек. Получим 6*3*2=36 троек (мяч, ракетка, майка)  1 Номера мячей Номера ракеток 1 2 2 (1;1) 3 (1;2) 3 (2;1) 4 (3;1) (2;2) (1;3) (1;4) (3;2) 5 (2;3) (1;5) (2;4) 6 (3;3) (1;6) (3;4) (2;5) (2;6) (3;4) (3;5)

Решение:

Сначала выберем пару (ракетка, мяч). Для этого составим таблицу.

Очевидно, что всего имеется 6*3=18 возможностей выбора пары (мяч, ракетка).

Теперь для каждой пары можем выбрать одну из двух маек. Получим 6*3*2=36 троек (мяч, ракетка, майка)

1

Номера мячей

Номера ракеток

1

2

2

(1;1)

3

(1;2)

3

(2;1)

4

(3;1)

(2;2)

(1;3)

(1;4)

(3;2)

5

(2;3)

(1;5)

(2;4)

6

(3;3)

(1;6)

(3;4)

(2;5)

(2;6)

(3;4)

(3;5)

Области применения комбинаторики: -учебные заведения ( составление расписаний) -сфера общественного питания (составление меню) -лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв) -спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками) -агротехника (размещение посевов на нескольких полях) -география (раскраска карт) -биология (расшифровка кода ДНК) -химия (анализ возможных связей между химическими элементами) -экономика (анализ вариантов купли-продажи акций) азартные игры (подсчёт частоты выигрышей) -криптография (разработка методов шифрования) -доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки) -военное дело (расположение подразделений)

Области применения комбинаторики:

  • -учебные заведения ( составление расписаний)
  • -сфера общественного питания (составление меню)
  • -лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв)
  • -спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками)
  • -агротехника (размещение посевов на нескольких полях)
  • -география (раскраска карт)
  • -биология (расшифровка кода ДНК)
  • -химия (анализ возможных связей между химическими элементами)
  • -экономика (анализ вариантов купли-продажи акций) азартные игры (подсчёт частоты выигрышей)
  • -криптография (разработка методов шифрования)
  • -доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки)
  • -военное дело (расположение подразделений)
Подведение итога урока С какой наукой мы познакомились? Кто из учёных внёс вклад в развитие науки? Какие способы решений задач Вы узнали? Вывод: Комбинаторика повсюду. Комбинаторика везде. Комбинаторика вокруг нас.

Подведение итога урока

  • С какой наукой мы познакомились?
  • Кто из учёных внёс вклад в развитие науки?
  • Какие способы решений задач Вы узнали?
  • Вывод:

Комбинаторика повсюду.

Комбинаторика везде.

Комбинаторика вокруг нас.

Домашнее задание 1. Посмотреть видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=s3n4qxmXEMU&ab_channel=MEKTE П OnLineMATEMAT И KA  2. Посмотреть видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=3KIz8d_IG3I&ab_channel=TutorOnline- урокидляшкольников  3. Изучит параграф 60 и 68. Учебник: https:// drive.google.com/file/d/1nfDkYt0S2Rjgn66QBhwzl8DMrLXVQjkX/view‌?usp=sharing‌  ‌ Выполнить задания №1049, №1055, №1141

Домашнее задание

  • 1. Посмотреть видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=s3n4qxmXEMU&ab_channel=MEKTE П OnLineMATEMAT И KA
  • 2. Посмотреть видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=3KIz8d_IG3I&ab_channel=TutorOnline- урокидляшкольников
  • 3. Изучит параграф 60 и 68. Учебник: https:// drive.google.com/file/d/1nfDkYt0S2Rjgn66QBhwzl8DMrLXVQjkX/view‌?usp=sharing‌  ‌
  • Выполнить задания №1049, №1055, №1141
Всем спасибо за внимание!

Всем спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!