СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные принципы и нормы морали

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные принципы и нормы морали»

















План-конспект урока

на тему:

«Основные принципы и нормы морали»

















ТИП урока: комбинированный

ЦЕЛИ УРОКА:



1. Познакомить студентов с сущностью понятий «мораль» и «нравственность», обосновать их значение в жизни общества.

2. Показать причины изменения нравственных категорий в развитии общества, как важнейшим регуляторам общественной жизни.

2. Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей. Подвести учащихся к пониманию нравственного содержания доброты, гуманности, милосердия, к мотивации совершения добрых и гуманных поступков.

3. Развивать нравственную культуру, формируя отношение к моральным ориентирам.

План:

  1. Мораль и её значение в жизни человека и общества.

  2. Функции морали.

  3. Специфика моральных форм.

  4. Нравственная культура.

Ход урока:

1. Организация начала урока.

Актуализация и концентрация внимания на изучении темы.

1. Что такое социальные нормы, какие виды социальных норм Вы знаете?

2. Что такое этика и что она изучает?

3. Изложение нового материала по плану.



  1. Понятие морали



Мораль в переводе с латинского означает относящийся к нраву, складу души. Мораль - это сочетание норм, правил принципов, исполнение которых является следствием либо внутреннего убеждения человека, либо воздействия на него силы общественного мнения. Мораль изучает специальная философская наука — этика.

Мораль возникла ещё задолго до раскола общества на классы и до возникновения политического и правового сознания. Мораль - исторически первая форма общественного сознания Своим происхождением и ролью моральное сознание обязано тому обстоятельству, что в условиях общественного бытия, в любой системе экономических отношений функционируют 2 уровня интересов:

- интересы различных социальных общностей (рода, класса, нации и т.д.);

- интересы отдельных индивидов, входящих в состав этих общностей.

Мораль опирается на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения личности. В реальной действительности эти 2 уровня носят противоречивый характер. Моральное (нравственное) сознание включает 2 основных вида нормативов: нормы морали и принципы морали. Нормы морали - это правила поведения людей в конкретных жизненных ситуациях. Ими выступают представления о гуманизме, добре, долге, совести, стыде, честности и т. д. На каждом этапе исторического развития и в разных странах данные представления менялись. Принципы морали - более широкого диапазона, чем нормы. Они обычно формируются как девизы, под знаком которых необходимо вести себя не только в конкретной жизненной ситуации, но и в целой системе общественных отношений. К такого рода нравственным принципам относятся такие положения, как "уважай ближнего", "чти отца своего", "не укради" и т.п.

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, рассмотрим ряд особенностей действий морали в обществе. Дело в том, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

2. Функции морали

Какова же социальная роль морали, т. е. каковы её основные функции?

Здесь можно назвать 3 основные функции морали: регулятивную, оценочную и воспитательную.

Регулятивная функция одна из главных. Мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Несмотря на то, что в обществе существуют различные способы регуляции: правовой, технический и др., моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Здесь не нужно создавать какие-то специальные органы или учреждения, моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе.

Воспитательная функция формирует личность, концентрируя нравственный опыт человечества, делая его достоянием каждого нового поколения людей. Через нравственные идеалы и цели, мораль обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Она учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

И, наконец, оценочная функция позволяет морали рассматривать мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала. Все это, несомненно, способствует объединению людей, их развитию. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, справедливости и несправедливости, благородства и низости и др. Конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

3. Специфика моральных норм

Вместе с моралью взаимоотношения между людьми в обществе регулирует и право. Оно так же, как и мораль, включает в свои структуры нормативы и принципы. Между моралью и правом существуют единство и взаимосвязь, проявляющиеся в том, что:

- мораль и право должны соответствовать друг другу и утверждать в обществе принципы добра и справедливости;

- имеют общий объект для регулирования - общественные отношения;

- обладают сходными структурами для осуществления процесса нормотворчества;

- не должны противоречить друг другу.

Отличия:

- в правовых актах выражается государственная воля; в моральных нормах и принципах - общественное мнение;

- нормы права содержат в себе сумму предписаний гражданам, санкционированные государством; моральные нормы формируются в процессе непосредственного поведения и общения людей в обществе;

- нормы и принципы права всегда конкретны, однозначны в толковании; понимание моральных истин может зависеть от различного их восприятия и толкования.

Некоторые моральные нормы могут по форме совпадать с правовыми. Например, норма «не укради». Можно задать вопрос: «Почему человек отказывается от кражи?» Если из-за страха перед судом, то мотив не морален, если из убеждения, что кража — это плохо, то поступок основан на моральных основаниях. В некоторых ситуациях право и мораль конфликтуют и то, что человек считает своим моральным долгом, является нарушением закона (например, некто крадет лекарство, чтобы спасти жизнь близкого человека).

4. Нравственная культура.

Нравственность – это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т.е. выражение человеческого в человеке. Это уровень реального морального поведения людей. Мало знать нормы морали, важно руководствоваться ими в повседневной жизни. Моральная культура представляет собой исторически сложившуюся систему традиционных, устоявшихся, фиксированных, нормативных отношений между людьми.

Как Вы считаете, почему нравственная культура личности различна у разных людей? Какие факторы можно выделить? (низкая общая культура, принадлежность к разным социальным слоям, различные интересы и др.)

Элементами моральной культуры являются: обычаи, правила поведения, нравы данной культуры.

Основными нравственными понятиями являются:

- добро и зло (добро - позитивное, созидательное, гармоничное качество личности, зло - агрессивное, разрушительное, эгоистичное состояние индивида);

- долг - необходимость подчиняться более значимой воле, чем собственная, при выполнении нравственных обязательств;

- совесть - соотнесение поступков человека с общепринятыми нормами морали;

- гуманизм - признание человека высшей ценностью.

Принцип гуманизма получает свое наиболее яркое выражение в т.н. "золотом правиле нравственности", которое предполагает отношение к другому как к самому себе. Другими словами, сформулировать "золотое правило" можно так: "возлюби ближнего, как самого себя". Мораль является основой любви, брака и семьи. В свою очередь, семья вырастает из любви как нравственно-этического начала. Взаимная любовь задает семье необходимый нравственный заряд, который впоследствии гармонизирует и защищает семейные отношения. Помимо любви, опорой семьи является чувство долга. Если его утратить, то будут потеряны и любовь, и семья. Отсюда смыслом семейной жизни является создание и поддержание той атмосферы, которая бы способствовала сохранению семьи. Содержанием семейной жизни должен стать диалог, направленный на понимание и уважение интересов всех членов семьи. Доброжелательное и терпимое отношение супругов друг к другу, родителей к детям и детей к родителям является непременным условием стабильности и целостности семьи.

Таким образом, мораль начинается там, где один человек заботится о другом. Мораль созидательна: она строит мир, соединяет людей. Жить надо, не нарушая норм морали.

Закрепление усвоенного материала:

Вопросы:

  1. Что такое мораль?

  2. Какие функции выполняет мораль?

  3. Что такое моральный выбор и моральная ответственность?

  4. В чем главное отличие моральных норм от обычаев и правовых норм?

  5. Какую роль играет мораль в жизни человека и общества?

Домашнее задание: записи в тетради.

Творческое задание. Прочитать отрывок из произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Дать характеристику и анализ моральной категории «совесть».

              

Литература

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник: Рекоменд. «ФИРО».- 8-изд.,2012, 432 с.

  2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений.- 9-е изд. - М.: Академия. 2013. — 208 с.

  3. Касьянов В.В. Обществознание: учеб. пособие для ссузов: допущено МО РФ / В.В. Касьянов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2012.- 414 с.- (Среднее профессиональное образование).

  4. Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2013. – 368 с.

  5. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вальчинская, А.В. Чагина. – изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 190 с.

  6. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М., ВАКО, 2009. – 272 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!