СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные принципы развития технических навыков в старших классах

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В музыкально-исполнительском искусстве технике отводится значительное место. Работая над развитием и совершенствованием игровых движений техника исполнителя должна вестись систематически, планомерно и всегда быть в центре внимания.

Просмотр содержимого документа
«Основные принципы развития технических навыков в старших классах»

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств п.Любохна»

Дятьковского района Брянской области










Методические рекомендации по теме

«Основные принципы

развития технических навыков

в старших классах»









Составитель:

Преподаватель класса аккордеон

Боровская Наталья Михайловна















п.Любохна

2021г.



«Для того чтобы

создавать произведения

искусства – надо уметь это делать».

А.Блок


«Музыка и техника находятся в неразрывной связи друг с другом; техника без творческого замысла, без художественного образа столь же бессмысленна, как форма без содержания» (Л. Оборин). Техника - это сумма средств, позволяющих передать музыкальное содержание произведения, умения выявлять свои творческие намерения и осуществлять их на практике.

В музыкально-исполнительском искусстве технике отводится значительное место. Работая над развитием и совершенствованием игровых движений техника исполнителя должна вестись систематически, планомерно и всегда быть в центре внимания.

В процессе обучения игре на аккордеоне преподаватель музыкально-исполнительской направленности должен добиваться гармоничного развития художественных и технических навыков обучающегося.

Ученики старших классов осваивают крупногабаритные инструменты, а это предполагает и изменения в постановочных моментах. Продолжается работа по закреплению правильных игровых действий. Закладываются основы исполнительской техники обучающегося. Поэтому его сознание следует подводить к необходимости серьезной работы по развитию технических навыков, которые нужны для освоения более сложного музыкального материала.

Одной из важнейших сторон развития способностей обучающегося в музыкально-исполнительском обучении – это своевременное и целенаправленное развитие техники. Художественная игра должна идти рука об руку с его техническим развитием.

Работая над техникой обучающегося, преподаватель может использовать на уроке два основных метода: собственный показ и словесное пояснение. Каждый из методов в процессе обучения может существенно меняться в зависимости от тех или иных конкретных задач. В одних случаях целесообразно слово, а в других – показ.

Основой развития двигательных навыков и развития технических

элементов являются специальные упражнения, гаммы, арпеджио, аккорды, а

также этюды на различные виды техники.

Систематическая работа над этюдами, гаммами, упражнениями является обязательной стороной комплексного развития технических навыков.

Гаммы и упражнения необходимы для укрепления мышечной системы, для выработки контакта пальцев с клавишами. Работая над ними, нужно стремиться к исполнению различными штрихами, динамикой, метроритмическими рисунками в пределах полного диапазона инструмента и беспрерывного многократного повторения.

Работа над гаммами, аккордами, арпеджио необходима для выработки основных навыков и умений игры на инструменте. Успехи в этой работе помогают преодолевать такие технические трудности, как координация движений рук; выбор рациональной аппликатуры; свободная пальцевая беглость; как плавность ведения меха и смена направления его движения; точность исполнения штрихов и нюансов.

Технику аккордеониста можно подразделить на крупную (аккорды, октавы, скачки) и мелкую (пальцевую), технику звукоизвлечения и технику

меховедения.

На различных этапах обучения перед исполнителем ставятся разные технические задачи. В этой связи, безусловно, прав выдающийся пианист и педагог Г.Нейгауз, говоривший: “Упражнения я рассматриваю как некий “полуфабрикат”. К таким полуфабрикатам” относятся, например, гаммы, арпеджио, пятиступенные последования и прочее задачи тут могут быть бесконечными в своем разнообразии..»

При работе над упражнениями очень важно, чтобы ученик четко понимал цель упражнений и ту пользу, какую они могут принести, чтобы он мог максимально сосредоточиться на выполнении требуемой задачи и следил за качеством игры.

Выученные упражнения необходимо использовать как тренировочный материал, закрепляя его в памяти и в физических ощущениях, и одновременно приступать к новым упражнениям. В использовании упражнений необходимо добиваться лучшего качества, ровности, четкости, темпового увеличения. Очень полезны упражнения из сборника «Пианист-виртуоз» Ш.Ганона.

При игре упражнений мех должен быть напряженным, на каждую фигуру берется дыхание, рука свободная, четкая пульсация, пальцы не поднимаются над клавиатурой, нажим на клавиши неглубокий.

В области развития техники большое место принадлежит этюдам. Их

изучение отнюдь не может рассматриваться как принудительное дополнение

к занятиям, так оно не только полезно учащемуся, но, по большей части, по-своему интересно и приносит чувство удовлетворения.

Работа над совершенствованием технических навыков у учащихся не

может вестись изолированно от музыкального восприятия и осмысления.

Поэтому, нельзя противопоставлять изучение этюдов работе над

техническими трудностями в произведениях. Основные принципы в работе

над произведениями – это понимание замысла автора и своих

исполнительских задач, вслушивание в игру, умение увидеть трудности и

работать над ними. Эти же положения сохраняются и при работе над

этюдами.

Конечно, содержание инструктивных этюдов гораздо скромнее, но принципы работы от этого не меняются. Задача преподавателя – направить

развитие двигательных навыков обучающихся на то, чтобы свободно управлять своим игровым аппаратом, без лишних движений, с нужной опорой на концах пальцев, точностью прикосновения их к клавишам, выработке звуковой отточенности и ровности.

Уделяя внимание движениям пальцев и кисти, не следует забывать об участии предплечья, плеча и спины в общем процессе игры на инструменте. Преподавателю необходимо направленное внимание, чтобы наблюдать, анализировать, видеть причины недостатков и недочетов двигательного аппарата обучающегося, чтобы руководить развитием его техники. Нужен подбор и соответствующего репертуара, который позволил бы разносторонне развивать двигательные навыки.

Основное место в области технического развития обучающегося в

период обучения в ДШИ остается все же за этюдами – самой разнообразной трудности и стилей. Преподаватель умело сочетает их с художественными произведениями, ставящими серьезные для обучающегося технические, а на более высоком уровне подготовки – и виртуозные цели.

После разбора этюда обучающийся должен ясно представлять себе его

форму, знать, на использование каких видов техники основан этюд, как часто меняется в нем рисунок, какова мелодическая структура отдельных последовательностей.

Как и при изучении любого произведения, работая над этюдами, нельзя обойтись без умения представить себе внутренним слухом нужное звучание и потом добиваться его на инструменте. Обучающийся, не привыкший вдумчиво, сознательно заниматься, часто не понимает, что именно у него не получается, а поэтому не может исправить недочеты своей игры. Поэтому преподавателю приходится показывать повороты кисти, руки, другие движения, чтобы учащийся попробовал поиграть так при педагоге, убедился, что так будет лучше и продолжил работать над этим дома. Важно, чтобы учащийся специально работал над наиболее характерными для данного этюда задачами.

Небрежная игра без должного контроля за качеством исполнения дезорганизует и вредно сказывается на технике обучаемого.

В старших классах возрастают требования к качеству исполнения наряду с увеличением темпа. К игре гамм предъявляются такие требования, как исполнять разные виды; играть разными ритмическими фигурами (дуолями, триолями, квартолями), пунктирным ритмом; играть разными комбинациями штрихов; разными приемами туше, разнообразной динамикой; постепенно добиваясь все более быстрых темпов; строго придерживаться общепринятой аппликатуры; постепенно расширять диапазон игры гамм.

Необходимо тренировать и правую, и левую руку. В левой руке надо равномерно развивать все играющие пальцы. Хорошо развиваются пальцы левой руки при игре минорных и хроматической гамм, где участвуют 4 и 5 пальцы. Исполнение этих гамм левой рукой представляет небольшую трудность. Большую активную роль играет так называемая пространственная точность - способность пальцев ощущать клавиатуру, безошибочно соприкасаясь с нужными клавишами. Наличие выбора вариантов аппликатуры при использовании вспомогательного ряда, окажет содействие на сохранение принципа группировки – неразбрасывания пальцев на левой клавиатуре.

Хроматическая гамма строится по полутонам. При игре хроматической гаммы важно выбирать верную позицию пальцев. Аппликатуру каждый выбирает самостоятельно, учитывая возможности ученика, а также цель и задачи данного этапа обучения. Главное, чтобы она повторялась при игре в несколько октав. Обычно я использую 1,2,3 пальцы. Хроматическая гамма очень полезна для левой руки, так как лучше других развивает гибкость пальцев.

Развитие физической выносливости рук, пальцевой беглости на технических упражнениях не должны только соразмеряться количеством затраченного времени, качество труда, напряжение умственной энергии может решить проблему, направленную на художественное исполнение произведения.

Конечная цель исполнителя не в сохранении приобретённых двигательных навыков, а в безграничном их совершенствовании.

Играть гаммы, арпеджио аккорды нужно в определенном размере, выдерживая длительности. Если при каждом проигрывании гаммы или арпеджио ученик решает определенную музыкальную задачу, контролирует слухом характер звучания, соблюдает штрихи, ритм, динамические оттенки, то и развитие техники идет успешно.

Игра этюдов (в отличие от упражнений) требует разнообразия красок, более утонченной техники. В них всегда есть эмоциональное содержание, над которым нужно работать, как и над техническими сложностями. Подготовить ученика к преодолению трудностей, встречающихся в пьесах, является главной задачей этюдов. В этюдах можно объединять задачи технического и музыкального направления.

Упражняясь на материале этюдов и технических эпизодов из художественных произведений возможно только на определённых этапах работы.

Для учеников, обладающих средними музыкальными способностями, работа над этюдами, в основном, восполняет пробелы в их текущей технической подготовке. Перспективные обучающиеся приобретают навыки владения виртуозностью, необходимые для будущего исполнительского развития.

Доводя исполнение этюдов до блеска в подвижном темпе, до художественной законченности, ученик может извлечь огромную пользу из каждого этюда.

Овладевая двигательными и звуковыми качествами техники реже всего, может быть достигнуто путём многократного проигрывания трудных эпизодов произведения. Особенно эффективной является такая форма разучивания, при которой обучающийся применяет временные изменения фактурных средств. Среди них: темповые, штриховые, динамические, ритмические и другие возможные варианты.

Нередко наблюдаемое длительное проигрывание технически сложных эпизодов произведения только в медленном темпе притупляют исполнительское внимание обучающегося. Ученик плохо улавливает интонационный смысл мелодии исполняемого пассажа. Помимо этого, длительное ограничение игрой лишь в медленном темпе часто мешает ученику отыскивать причину трудностей. Речь не идёт о самом факте применения медленного темпа, а о степени замедленности, при которой обучающийся слышит смысловую сторону музыки, не разрушая при этом естественную пластичность мелодических движений. Необходимо по мере преодоления трудностей, сочетать такой «рабочий» темп с постепенно убыстряющимся и с основным темпом произведения. При этом применение любого темпового варианта необходимо сочетать с элементами звуковой выразительности в прорабатываемом техническом эпизоде. Важно также предостеречь обучающегося , в особенности при наличие средних способностей, от частого проигрывания в надлежащем темп уже удавшихся ему технических мест. Нередко это приводит к частичному разрушению даже усвоенного приёма.

Свободное владение техническими приемами и навыками помогает ученику раскрывать музыкально-художественный образ произведения.

Перед учеником ставятся такие исполнительские задачи:

а) для легкого и быстрого исполнения гаммообразных и арпеджированных пассажей, репетиций, двойных нот, мелизмов нужно развивать мелкую пальцевую технику;

б) для исполнения октав, аккордов, скачков с помощью кистевых движений, тремоло вырабатывать элементы крупной техники;

в) отрабатывать различные приемы артикуляции с помощью основных штрихов, различных приемов туше;

г) вырабатывать различные способы ведения меха, дающие возможность использовать разные динамические градации, внезапные изменения напряженности ведения меха в связи с исполнением сфорцандо, акцентированных нот, субито форте или субито пиано, при исполнении вибрато или тремоло мехом, при выполнении тонких нюансов, филировкой звука.

Когда ученик овладевает различными исполнительскими приемами, он может исполнять более сложные произведения. Пьесы должны быть разными по содержанию, стилю, жанру, характеру и темпу исполнения. И, конечно, по использованию различных технических приемов. Сочетая разные приемы туше и разные способы ведения меха, возможно получение звуковых эффектов, обогащающих палитру исполнительских приемов.

Большую роль в продвижении ученика играет правильный подбор репертуара. Правильность не только в практической, технической целесообразности. Разучиваемая музыка должна нравиться, вызывать живой интерес, непосредственный отклик. «Самое важное - любить то, что исполняешь, и верить в то, что исполняешь. Как только эта вера исчезает, произведение сразу тускнеет, а то и вовсе проваливается». (С. Рихтер)

Самые сложные технические проблемы получают решение, если ученику интересно работать, если он увлечён.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе обучения учащиеся все время накапливают знания, приобретают необходимые навыки и находят формы технической работы. Каждое новое произведение ставит и новые технические задачи.

Без изучения гамм, аккордов и арпеджио во всех тональностях, без выработанной привычки к аппликатуре, установленной для этих технических формул, и без технических навыков их исполнения учащимся чрезвычайно трудно работать над этюдами и пьесами, где эти элементы техники широко применяются.

Говоря о результативности использования упражнений, необходимо учитывать общий уровень музыкально-технического развития учащихся, а так же длительность и индивидуальность процесса. Удовлетворительным показателем можно считать стабильную положительную динамику в техническом развитии обучающегося.

Необходимо отметить, что, процесс системной, планомерной и целенаправленной работы, учитывающий определенные принципы технического развития:

  • повышает интерес обучающихся к учебной деятельности через облегчение технических трудностей;

  • способствует обогащению технических возможностей обучающихся;

  • ускоряет процесс овладения произведениями со сложными техническими задачами;

  • укрепляет элементарные теоретические знания, дает ладогармоническое знание клавиатуры;

  • влияет на развитие слуха;

  • ускоряет развитие навыка игры с листа;

  • расширяет музыкальный кругозор в процессе работы над произведениями больших мастеров;

  • активизирует работу головного мозга путем применения сенсорных и моторных навыков;

  • ускоряет процесс овладения музыкально-художественными задачами в произведениях.

Программа каждого ученика должна быть разнообразной. Ученику нужны и легко усваиваемые произведения и произведения, требующие больших усилий. В программе обучающегося всегда должна присутствовать хотя бы одна соответствующая его склонностям пьеса, которую он может хорошо исполнить публично, проявив себя с лучшей стороны. Наряду с этим в работе всегда должны быть и произведения, дающие возможность развивать недостающие пока ученику качества исполнения.


Список литературы:

  1. Бажилин Р. «Школа игры на аккордеоне». М.-2001г.

  2. Гвоздев В. «Работа баяниста над развитием техники». М.-1987г.

  3. Гинзбург Л. «О работе над музыкальным произведением». М.-1981г.

  4. Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика» Ростов н/Дон «Феникс» 2002г.

  5. Липс Ф. «Искусство игры на баяне». М.-1997г.

  6. Лушников В. «Школа игры на аккордеоне». М.- 1988г.

  7. Нейгауз М. «Об искусстве фортепианной игры». М.-1971г.

  8. Саранин В.П. «Методические рекомендации по совершенствованию пальцевой беглости и координационных навыков исполнителя-баяниста». Тамбов - 1988г.