СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные стандарты в обучении русскому языку по окончании начальной школы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные стандарты в обучении русскому языку по окончании начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Основные стандарты в обучении русскому языку по окончании начальной школы.»

 Основные стандарты  в обучении русскому языку  по окончании  начальной школы     Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Седых Вера Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ гимназии №1 имени Н.И. Ферапонтова  города Новокуйбышевска  2018 г.

Основные стандарты в обучении русскому языку по окончании начальной школы

Планируемые результаты освоения предметных программ

начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.

Седых Вера Николаевна,

учитель начальных классов

ГБОУ гимназии №1 имени Н.И. Ферапонтова 

города Новокуйбышевска 

2018 г.

Планируемые результаты: место в системе стандартов Концепция и Требования стандартов специфика ступени общая идеология  Планируемые результаты освоения учебных программ Планируемые результаты уточняют и конкретизируют Требования стандарта для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, а также с учетом возрастной специфики школьников.  Место планируемых результатов в общей системе федерального стандарта и сопровождающих его документов схематически показано на рисунке   Планируемые результаты отражают общую идеологию проекта: ориентацию на результаты образования, подход к стандарту как к общественному договору, ориентацию на системно-деятельностный подход и др. специальные цели образования подходы к системе оценивания Образовательный процесс: учебная деятельность

Планируемые результаты:

место в системе стандартов

Концепция и Требования стандартов

специфика ступени

общая идеология

Планируемые результаты

освоения учебных программ

Планируемые результаты уточняют и конкретизируют Требования стандарта для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, а также с учетом возрастной специфики школьников.

Место планируемых результатов в общей системе федерального стандарта и сопровождающих его документов схематически показано на рисунке

Планируемые результаты отражают общую идеологию проекта: ориентацию на результаты образования, подход к стандарту как к общественному договору, ориентацию на системно-деятельностный подход и др.

специальные цели образования

подходы к системе

оценивания

Образовательный процесс: учебная деятельность

Планируемые результаты: место в системе стандартов Концепция и Требования стандартов общая идеология специфика ступени  Планируемые результаты освоения учебных программ специальные цели образования подходы к системе оценивания Образовательный процесс: учебная деятельность

Планируемые результаты:

место в системе стандартов

Концепция и Требования стандартов

общая идеология

специфика ступени

Планируемые результаты

освоения учебных программ

специальные цели образования

подходы к системе

оценивания

Образовательный процесс: учебная деятельность

Требования к результатам

освоения программы

ЛИЧНОСТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

Самоопределение:

внутренняя п озиция школьника;

Самоидентификация;

самоуважение и самооценка

Регулятивные:

управление своей

деятельностью;

контроль и коррекция;

инициативность и

самостоятельность

Основы системы

научных знаний

Смыслообразование:

мотивация (учебная, социальная);

границы собственного

знания и «незнания»

Опыт «предметной»

деятельности по

получению,

преобразованию

и применению

нового знания

Коммуникативные:

речевая деятельность;

навыки сотрудничества

Разрабатываются на основе всех трех групп Требований стандарта.

Познавательные:

работа с информацией;

работа с учебными моделями;

использование знако-символических средств,

общих схем решения;выполнение логических

операций сравнения, анализа, обобщения,

классификации, установление аналогий,

подведения под понятие

Ценностная и

морально-этическая

ориентация:

ориентация на выполнение

морально-нравственных норм;

способность к решению моральных

проблем на основе децентрации;

оценка своих поступков

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Структура планируемых результатов Цели-ориентиры , определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты. Цели , характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Цели , характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему знаний или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Учитывая особенности назначения планируемых результатов, в их структуре по каждому предмету выделяются следующие уровни описания :

Структура планируемых результатов

  • Цели-ориентиры , определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты.
  • Цели , характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.
  • Цели , характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему знаний или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Учитывая особенности назначения планируемых результатов, в их структуре по каждому предмету выделяются следующие уровни описания :

Описанные особенности структуры планируемых результатов, связанные с их функциями и назначением, схематически представлены на рисунке  Такая структура соответствует основным подходам к разработке стандарта:  его пониманию как «общественного договора» ,  пониманию основного результата образования как  индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития,  пониманию сущности учебного предмета и его специфики на основе системно-деятельностного подхода ,

Описанные особенности структуры планируемых результатов, связанные с их функциями и назначением, схематически представлены на рисунке

Такая структура соответствует основным подходам к разработке стандарта:

его пониманию как «общественного договора» ,

пониманию основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития,

пониманию сущности учебного предмета и его специфики на основе системно-деятельностного подхода ,

Раздел «Фонетика и графика»  Выпускник научится :  различать звуки и буквы;  характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);  знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Выпускник получит возможность научиться :   проводить фонетикографический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетикографического (звукобуквенного) разбора слов.

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится :

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться :

  • проводить фонетикографический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетикографического (звукобуквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»  Выпускник получит возможность научиться:   соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);   находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского литературного языка в

собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи

собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

  • находить при сомнении в правильности постановки

ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по

словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю,

родителям и др.).

Раздел «Состав слова (морфемика )»  Выпускник научится:  различать изменяемые и неизменяемые слова;  различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;  находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.   Выпускник получит возможность научиться:  разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;  оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел

«Состав слова (морфемика

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами

окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми

морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

  • оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»  Выпускник научится:  выявлять слова, значение которых требует уточнения;  определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Выпускник получит возможность научиться:  подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;  подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;  различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);  оценивать уместность использования слов в тексте;  выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики

предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»  Выпускник научится:  определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;  определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;  определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. Выпускник получит возможность научиться:  проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;  оценивать правильность проведения морфологического разбора;  находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;
  • определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;
  • определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы

и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис » Выпускник научится:  различать предложение, словосочетание, слово;  устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;  классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;  определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;  находить главные и второстепенные (без деления на виды)  члены предложения;  выделять предложения с однородными членами. Выпускник получит возможность научиться:  различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;  выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;  различать простые и сложные предложения.

Раздел «Синтаксис »

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды)
  • члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность

разбора;

  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»  Выпускник научится:   применять правила правописания (в объеме содержания курса);  определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;  безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;  писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;  проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
  • писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»  Выпускник получит возможность научиться:   осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;  подбирать примеры с определенной орфограммой;  при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;  при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих  предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих
  • предотвратить ее в последующих письменных работах.

  Содержательная линия «Развитие речи»   Выпускник научится:  оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;  соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);  выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;  самостоятельно озаглавливать текст;  составлять план текста;  сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и

неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

 Содержательная линия «Развитие речи»      Выпускник получит возможность научиться:  создавать тексты по предложенному заголовку;  подробно или выборочно пересказывать текст;  пересказывать текст от другого лица;  составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;  анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;  корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование,

рассуждение;

  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые

пропуски;

  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

 Содержательная линия «Развитие речи»      Выпускник получит возможность научиться:  анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;  оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);  соблюдать нормы речевого взаимодействия при итерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при итерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Планируемые результаты освоения учебных программ по всем учебным предметам сопровождаются примерами заданий базового и повышенного уровня. В данной книге приводятся обобщенные планируемые результаты освоения двух междисциплинарных программ: «Программы формирования универсальных учебных действий» и сквозной программы «Чтение: работа с информацией», а также обобщенные планируемые результаты освоения учебных программ по всем предметам начальной школы: «Русский язык», …. Планируемые результаты освоения учебных программ по всем учебным предметам сопровождаются примерами заданий базового и повышенного уровня, используемых при итоговой оценке достижения планируемых результатов. Примеры заданий приводятся ко всем основным разделам примерной программы по данному учебному предмету. При этом по каждому разделу выбран один из планируемых результатов, к которому приводится перечень умений, характеризующих достижение выпускником данного результата.

Планируемые результаты освоения учебных программ по всем учебным предметам сопровождаются примерами заданий базового и повышенного уровня.

В данной книге приводятся обобщенные планируемые результаты освоения двух междисциплинарных программ: «Программы формирования универсальных учебных действий» и сквозной программы «Чтение: работа с информацией», а также обобщенные планируемые результаты освоения учебных программ по всем предметам начальной школы: «Русский язык», ….

Планируемые результаты освоения учебных программ по всем учебным предметам сопровождаются примерами заданий

базового и повышенного уровня, используемых при итоговой оценке достижения планируемых результатов.

Примеры заданий приводятся ко всем основным разделам примерной программы по данному учебному предмету. При этом по каждому разделу выбран один из планируемых результатов, к которому приводится перечень умений, характеризующих достижение выпускником данного результата.