Основные виды и функции универсальных учебных действий
Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды универсальных учебных действий:
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
УУД направлены на достижение планируемых результатов.
Различают три группы планируемых результатов:
Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).
Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать).
Отражают межпредметные понятия.
Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.
Овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.
Формирование УУД на уроках информатики
Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий, на уроках информатики, может быть перенесены на изучение и других предметов с целью создания целостного
информационного пространства знаний учащихся.
Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:
во-первых, наличием специальных технических средств;
во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки;
в-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом;
в-четвёртых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся.
Эти особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на своих уроках для формирования УУД.
Рассмотрим подробнее некоторые универсальные учебные действия, которые могут быть сформированы на уроках информатики. Личностные УУД
Создание комфортной здоровьесберегающей среды (Выполнение учащимися периодически во время занятий за компьютером гимнастики для глаз; проветривание кабинета во время перемен между уроками с обязательным выходом учащихся из класса);
Условия для самопознания и самореализации (создание сайтов, презентаций, проектов);
Условия для получения знаний и навыков (использование форумов при изучении определенных тем);
Действие в собственных интересах, завоевание авторитета (ученики постоянно принимают участие в олимпиадах и конкурсах по информатике: ВОШ по программированию, муниципальные олимпиады по программированию, Инфознайка, КИТ, МИФ и др.)
Регулятивные УУД
Умение ставить личные цели и определять учебные цели.
Умение принимать решение
Осуществление индивидуальной образовательной деятельности.
Познавательные УУД
Планирование, анализ, рефлексия (Выполнение домашнего задания)
Гипотезы и факты.
Навыки владения техникой (Изучение устройств компьютера)
Умение работать со справочниками, инструкциями (При выполнении практических задании и решении задач учащиеся могут пользоваться справочными материалами, опорными конспектами, инструкциями к выполнению заданий)
Создание целостной картины мира на основании собственного опыта.
Коммуникативные УУД
Владение формами устной речи (ученики выступают с защитами проектов, презентаций, выполнение самостоятельной работы в парах либо в группах)
Диалог «человек» – «техническая система». (Работа с диалоговыми окнами в различных приложения)
Владение телекоммуникациями. (Задания: Создание текстовых документов, презентаций, трехмерных объектов, редактирование изображений, выполнение вычислений в электронных таблицах, электронная переписка и др.)
Умение работать в группе. (Выполнение различных проектов, выполнение заданий на уроках).