Конспект урока русского языка в 6 классе.
Тема: « Основные способы образования слов в русском языке».
Цели урока:
Образовательная цель: познакомить учащихся с основными способами образования слов в русском языке; учить определять способы образования слов.
Развивающая цель: развивать умение организовать лингвистический эксперимент, анализировать исследуемое языковое явление, делать выводы, развивать навыки построения словообразовательной цепочки, развивать логическое мышление.
Воспитательная цель: воспитывать интерес к русскому языку, формировать в учащихся пытливость и научное рвение.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, солнышко, лучики жёлтого и голубого цветов.
Подготовительный этап: проветривание кабинета, проверка освещенности кабинета, включение дополнительного освещения.
Ход урока
Организационный этап
Нацеливание на работу. Проверка готовности класса к уроку
Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я желаю вам хорошего настроения.
2. Сообщение темы урока и постановка цели урока
Тема нашего урока: «Основные способы образования слов в русском языке».
Сегодня мы с вами познакомимся с различными способами образования слов, и вы должны будете принять активное участие в нашей исследовательской работе и научиться определять способ образования слова. Запишите в тетрадях сегодняшнее число, тему урока и слова классная работа.(Запись на доске числа и названия темы урока).
3.Актуализация знаний
Подготовка учащихся к активной и осознанной работе. Экспресс – опрос.
Что такое словообразование?
Что такое морфема? (Это значимая часть слова.)
Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)
Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание)
Какие морфемы почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (приставка и суффикс различаются местоположением по отношению к корню)
4. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов.
Способы словообразования:
морфемный
сложения
сложносокращенные слова
Но сегодня мы с вами познакомимся только с морфемными способами образования слов.
(На слайде написано слово лес.)
- Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?(Присоединяет суффикс – ок - .)
- Такой способ словообразования называется суффиксальным.
Запишите в тетрадь схему и название этого способа.
- Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы?
(Присоединяет приставку пере-.)
- Как называется этот способ? Запишите схему и название способа.
Слайд с корнем –един- и окончанием –ый.
- Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему? (Учитель присоединяет карточки с приставкой со-, суффиксами –я-, -ть-.)
- Этот способ называется приставочно-суффиксальный
- Почему в слове бессуффиксный две С?
- Как вы понимаете значение этого слова?
(На слайде приставка о-, корень –смотр-, суффикс –е-, -ть-.)
- Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом.
- Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ.
- Итак, перечислите 4 основных способа образования слов.
А теперь давайте вспомним, что же такое словообразование?
- Сделайте вывод о том, что же такое словообразование. (Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).
– А от чего и с помощью чего образуются новые слова. (Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем)
5. Первичное закрепление.
Задание: определить, от каких слов образованы данные, определить способ словообразования (работа у доски).
староватый старый (суффиксальный)
вырасти расти (приставочный)
дачный дача (суффиксальный)
подруга друг (приставочный)
подснежник снег (приставочно-суффиксальный)
подберезовик береза (приставочно-суффиксальный
6. Физминутка.
Определить часть речи названного слова. Если это существительное – хлопаем, если глагол – топаем (учитель читает вслух).
Синева, бежать, горец, забыться, синий, прилив, росток, вырасти, снегопад, облегчить, тихий, свитер, углубить, тишина.
7 Распределительный диктант
Карточка 1
Задание: 1 ряд выписывает слова, образованные приставочным способом, 2 ряд – приставочно-суффиксальным, 3 ряд – суффиксальным.
Соавтор, приморский, краснота, подставить, краснота, настольный, мудрость, подоконник, премилый, горец.
8.Мини-тест
Карточка 2
В каком ряду все слова образованы приставочным способом?
1) записать, разжечь; 2) покусать, вкусный; 3) подвижный, подписка.
2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?
1) травяной, безрукавка; 2) берёзовый, лесной; 3) домик, ошейник.
3.В каком ряду все слова образованы приставочно –суффиксальным способом?
1) вырастить, росточек; 2) заплыв, опилки; 3) наездник, записка.
4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?
1) перерыв, ленточка; 2) осиновый, заплыв; 3) переход, заход.
9. Итоги урока. Домашнее задание
Вопросы:
Сколько способов образования слов мы изучили? Назовите их.
В чем особенность приставочно-суффиксального способа словообразования?
Дома сделать упр 169. И выучить способы словообразование, изученные на уроке(пар. 33)
10. Рефлексия.
Оцените свою работу по данному началу: выберите любые понравившиеся вам
начала предложений и продолжите их (записано на доске):
˗ Сегодня я узнал…
˗ Я научился…
˗ Теперь я могу…
˗ Я оцениваю свою работу на уроке…
˗ У меня возникли затруднения…