Основные требования к использованию метода проектов
Умение пользоваться методом проектов является показателем использования учителем новых технологий для обучения и развития младших школьников. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века. Они предусматривают, прежде всего, умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни человека.
Как отмечает И.С.Сергеев, работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения состоят лишь из традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то учебный проект есть нечто иное.
Во-первых, необходимо наличие социально значимой проблемы (задачи) – исследовательской, информационной или практической.
Во-вторых, выполнение проекта начинается с планирования действий (с проектирования самого проекта). Наиболее важной частью плана является пошаговая разработка проекта. В разработке указаны конкретные действия, время деятельности и ответственные.
В-третьих, каждый проект обязательно предусматривает наличие исследовательской деятельности обучающихся, связанной с поиском необходимой информации, которая затем будет обработана, осмыслена.
В-четвёртых, результатом работы над проектом является продукт.
В-пятых, деятельность школьников завершается презентацией.
Таким образом, можно утверждать, что проект – это «пять П». Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Увлечение проектами стало модно. Однако, проектирование в школе невозможно без организационной позиции учителя. Меняется психологический климат на уроке, так как из источника информации учитель становится соучастником процесса. Теперь он наставник, консультант. А творческий подход учителя ведёт к повышению мотивации обучающихся.
Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор делают не на результат совместных усилий ученика и учителя, а на то, каким путём был достигнут результат.
Какая же роль тогда отводится ученику?
Следует помнить, что проектная деятельность младших школьников – одна из важных составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий ребёнок погружён в процесс выполнения, а вместе с ним в процесс получения новых и закрепления имеющихся знаний.
Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую или исследовательскую задачу. Таким образом, он включается в реальную деятельность и овладевает новыми умениями.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, то нарушается преемственность между этапами развития учебной и познавательной деятельностью учащихся. Поэтому значительной части школьников впоследствии не удается достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Однако стоит согласиться с мнением О.Ю.Осадько, что дети младших классов склонны активно участвовать в организации своей деятельности. В таком случае больше внимания следует уделять процессу осмысления, целенаправленного приобретения и применения детьми знаний, необходимых в том или ином проекте. Учителю при этом требуется проявить деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Целесообразно с ребятами проводить в процессе работы над проектом экскурсии, прогулки - наблюдения, социальные акции. Не меньший интерес вызывают опросы, интервьюирование.
Весьма важный является оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников можно отметить дипломами, грамотами, благодарностями. При этом помнить, что в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.
Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность («зрелость»), которую Н.В.Иванова видит в следующем.
Первым показателем являются коммуникативные умения обучающихся.
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся.
Третьим показателем готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности является опыт оценочной деятельности.
Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления младшего школьника в процессе обучения. В противном случае использование метода проектов неэффективно и затруднено.