СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы гармонии и функциональности в музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основы гармонии и функциональности в музыке»

Основы гармонии и функциональности в музыке

Автор: Надя Гурская

Так получилось, что одни из самых важных средств в прикладной музыке — средства гармониимелодики и ритма. Данные три параметра являются основой для применения остальных — фактуры, темпа, тембра, динамики, баланса инструментов, баланса частот и т.д. (Замечали, как наш слух узнаёт знакомые мелодии в любой обработке? И в исполнении оркестра, и в хороводе Floppy дисководов.)
Как знание этого факта может помочь писать музыку? В данной статье я постараюсь как минимум приоткрыть завесу академической тайны, дабы знаниями могли воспользоваться и начинающие музыканты, и возможно даже профессиональные программисты, решившие в одиночку потянуть музыкальную часть проекта.

Ориентироваться на слух — это уже полдела. Но иногда возникают проблемы в партитуре, а слух ещё не готов к их осознанию. Если качество важно - автору придётся прибегнуть к чьей-то помощи, чтобы найти проблемные места. Можно ещё погрузиться в самообразование, которое без знаний конкретных слов для поиска способно водить по кругу, не давая исчерпывающих ответов. Если же на слух есть ощущение "что-то не так", но нет ощущения, что именно — начинаются долгие мучительные копания в каждом из параметров наугад, а это может зарубить мотивацию накорню. «Вдруг я сейчас подвигаю настройки ревера — и всё пройдёт? Или подвигаю вот эту ноту. Или эту.» — процесс может продолжаться до бесконечности, не принося результата.

К счастью, человечество накапливает и совершенствует знания, касающиеся музыки. Эти знания призваны облегчить восприятие и помочь себе на этапах обучения. Возвышаясь над предрассудками и клише (древними и современными), стоят прошедшие проверку временем средства, основанные на акустике и психологии восприятия. Знание определённых правил поможет осознанно и эффективно не только пользоваться ими, но и нарушать их, если того потребует замысел.


Гармония появляется ровно в тот момент, когда мы соединяем два звука – друг за другом или в одновременном звучании. Более ёмким синонимом будет слово "сочетание". Соединили один звук с другим - получили сочетание, в котором уже по-своему пытается выстроиться иерархия.

Если мы имеем одноголосную мелодию, то внутри неё уже появляется функциональное деление звуков на устойчивые и неустойчивые. Возьмём в качестве примера простые мелодии и фольклор. Самый простой пример гармонии в мелодии из двух-трёх звуков — простейшие колыбельные (и вместе с тем древнейшие). Звук, на который приходятся самые долгие длительности, сильные доли и остановки — это тоника. Второй звук будет подчинён первому и будет, соответственно, «не тоникой».

+ Показать

Функциональное восприятие элементов, деление их на главные, подчинённые и контрастирующие (с возможностью многоступенчатых иерархий) — это и есть психология восприятия. На этой психологии и возникли правила гармонии, конструирования мелодии, выстраивания композиции.

Как видно из примеров выше — гармония, мелодия и ритм тесно связаны: звуки мелодии становятся мелодией тогда, когда получают ритм. Ритм также даёт нам понятие об устойчивых и неустойчивых звуках в мелодии через остановки, повторения либо нахождение звука в определённом месте такта. В записи в виде деления строки на такты выражается ритмическая ячейка музыки (размер 3/4, 4/4 и т.п.). Такты ощущаются как отдельный "строительный материал" за счёт функционального деления долей в них. В размере 3/4: 1 — сильная, 2 и 3 — слабые; в размере 4/4: 1 сильная, 3 - относительно сильная, 2 и 4 - слабые. Ритм также подчёркивает смену функций/гармоний.
При повторении структур мы получаем какую-то форму. Например, написали мелодию в 4х тактах - получили предложение. Повторили предложение 2ой раз - получили куплет. Сделали припев, вернулись к куплету, повторили припев, вернулись к куплету - получилась самая настоящая песня.

Само по себе понимание функциональности и иерархичности в музыке — важный шаг к полному контролю всех параметров своих партитур.

Итак, со вступлением покончили. Теперь подробности.

Гармония

Не буду грузить многочисленными и всеобъемлющими расшифровками этого термина — у него даже в музыке есть множество значений:

1)  Гармония как «отдельно взятая гармония», то есть созвучие, сонор.
2)  Гармония как что-то хорошо звучащее. Близко понятиям «гармоничного» и «негармоничного»консонанса и диссонанса.
3)  Гармония как дисциплина, повествующая нам об общих правилах соединения аккордов в тональности и построении годных планов этих аккордов в 4-хголосии. Вот здесь мы будем пользоваться понятиями TSD, а также прочими сопряжёнными с ними.
4)  Гармония как термин, обозначающий систему взаимосвязи звуков (и в мелодии, и в вертикали). Это касается всех систем, не только классико-романтической из 3 пункта. То есть термин более широкий. Здесь мы можем говорить о гармонии в любой из существовавших систем. В академической музыке есть искусственно созданные системы, которые мы, пожалуй, обойдём стороной.
5)  Другие определения, которые нам мало чем помогут.