СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основы изобразительного искусства»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

  1. Пояснительная записка

 

  1. Учебно-тематический план

 

  1. Содержание предмета
 
  1. Требования к уровню подготовки учащихся
 
  1. Формы и методы контроля, система оценок
 
  1. Методическое обеспечение учебного процесса

 

  1. Список литературы и средств обучения

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика образовательной программы «Основы изобразительного искусства», ее место

и роль в образовательном процессе

Программа комплексного учебного предмета «Основы изобразительного искусства» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства  в детских школах искусств.

            Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать те социально-психологические функции.

            Основной принцип, лежащий в основе программы «Основы изобразительного искусства», - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся.  Педагоги данного направления отмечают, что, занимаясь художественным творчеством, ребенок сталкивается с теми же проблемами, которые ставит перед ними окружающий мир. Причина лежит в необходимости преодолеть сопротивление материала (краски, уголь, пастель и т.д.). Эта задача неразрешима до тех пор, пока ребенок не «вжился в материал», то есть не увидел его «изнутри». В ходе художественной деятельности человек привыкает преодолевать трудности создания нового, вовлекая все свои душевные силы в достижение цели, в решение проблемы. Таким путем закладывается основа личностного роста и развития интереса к жизни.

Деятельность ребенка в области изобразительного творчества становится, подчас, основной частью его жизни, заполняет активное жизненное пространство, поэтому рекомендуемая продолжительность недельной аудиторной нагрузки в условиях реализации данной программы может составлять до 13 часов.

Рекомендуемая продолжительность урока - 30-40- минут.

Возраст учащихся, приступающих к освоению учебного предмета «Основы изобразительного искусства», - от 7 до 15 лет.

Просмотр содержимого документа
««Основы изобразительного искусства»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЧЕРНЯХОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ИМЕНИ МАРИИ ТЕНИШЕВОЙ»
















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩАРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»




















Черняховск 2014



Содержание

  1. Пояснительная записка

Стр.

  1. Учебно-тематический план

Стр.

  1. Содержание предмета

Стр.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Стр.

  1. Формы и методы контроля, система оценок

Стр.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

Стр.

  1. Список литературы и средств обучения

Стр.



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика образовательной программы «Основы изобразительного искусства», ее место

и роль в образовательном процессе

Программа комплексного учебного предмета «Основы изобразительного искусства» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать те социально-психологические функции.

Основной принцип, лежащий в основе программы «Основы изобразительного искусства», - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся. Педагоги данного направления отмечают, что, занимаясь художественным творчеством, ребенок сталкивается с теми же проблемами, которые ставит перед ними окружающий мир. Причина лежит в необходимости преодолеть сопротивление материала (краски, уголь, пастель и т.д.). Эта задача неразрешима до тех пор, пока ребенок не «вжился в материал», то есть не увидел его «изнутри». В ходе художественной деятельности человек привыкает преодолевать трудности создания нового, вовлекая все свои душевные силы в достижение цели, в решение проблемы. Таким путем закладывается основа личностного роста и развития интереса к жизни.

Деятельность ребенка в области изобразительного творчества становится, подчас, основной частью его жизни, заполняет активное жизненное пространство, поэтому рекомендуемая продолжительность недельной аудиторной нагрузки в условиях реализации данной программы может составлять до 13 часов.

Рекомендуемая продолжительность урока - 30-40- минут.

Возраст учащихся, приступающих к освоению учебного предмета «Основы изобразительного искусства», - от 7 до 15 лет.


Срок реализации программы учебного предмета «Основы изобразительного искусства»

При реализации программы «Основы изобразительного искусства» со сроком обучения 4 года продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год, по 13 часов в неделю.

Содержание предмета направлено на освоение следующих видов деятельности: , «Изобразительная деятельность», «Декоративно-прикладное искусство», «Беседы по искусству»


Цель и задачи программы учебного предмета

Целью занятий по учебному предмету является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, овладение знаниями и представлениями об изобразительном искусстве, формирование практических умений и навыков в области художественного творчества, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области декоративно-прикладного искусства.


Задачи:

  • развитие наблюдательности, умения видеть и воспринимать красоту окружающего мира;

  • воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства; формирование элементов аналитического отношения к художественному творчеству - по его темам и средствам выразительности;

  • развитие эстетических, художественных, творческих способностей и дарований в их органичном взаимодействии;

  • воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства на основе формирования опыта собственной деятельности в области изобразительного творчества, овладения практическими умениями и навыками.


Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

  • практический;

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

  • игровой.

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.


Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному, декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами.

Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться информацией из Интернета для сбора дополнительного материала по изучаемой теме.


II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Комплексная программа учебного предмета «Основы изобразительного искусства» включает: «Изобразительная деятельность», «Декоративно-прикладное искусство», «Беседы по искусству»

Примерный учебно-тематический план «Основы изобразительного искусства» от 7-10 лет


1 год обучения 1 полугодие

Наименование темы

Общее кол-во часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

Виды искусства. Знакомство с видами искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, литература)

3

2

1

2

«Красочное настроение». Знакомство с рабочими материалами (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши)

9

6

3

3

«Волшебная кисточка» и волшебные превращения красок.

12

10

2

4

«Пейзажи нашей родины» в произведениях художников.

3

2

1

5

«Теплые и холодные цвета». Свойства красок.

9

6

3

6

Сочинение фантастических образов.

12

10

2

7

«Пейзаж» в графической технике «Граттаж»

12

10

2

8

Сочинение композиции на свободную тему.

12

10

2

9

Экскурсия по музеям и выставочным залам. Беседа.

3

2

1

10

Понятие «Композиция».

3

2

1

11

Свойства рисовальных материалов.

9

6

3

12

«Основы цветоведения», «Гармония цвета».

9

6

3

13

«Сказочная тема» в произведениях художников.

3

2

1

14

Сочинение композиции к сказкам А.С. Пушкина.

12

10

2

15

«Прикосновение». Печатание листьями и растениями.

9

6

3

16

«В ожидании праздника». Новогодние фантазии.

8

6

2

Всего:

128

96

32



2 полугодие

Наименование темы

Общее кол-во часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

«Павлин». Графическая работа на восковой подкладке.

16

15

1

2

«Лето в банке» (декоративная композиция)

7

6

1

3

«Овощи и фрукты». Рисование с натуры овощей и фруктов.

4

3

1

4

«Портрет» в изобразительном искусстве.

3

2

1

5

Знакомство с пропорциями тела человека.

4

3

1

6

«Портрет мамы»

7

6

1

7

«Мой любимый клоун» (весёлый грустный смешной)

9

6

3

8

«Весна-красна» (впечатления о весенней природе)

4

3

1

9

«Пейзаж» в произведениях русских художников

3

2

1

10

«Космические дали»

9

6

3

11

Сочинение композиции на свободную тему.

12

9

3

12

Наброски с фигуры человека.

9

6

3

13

Домашние любимцы «Котик на коврике».

9

6

3

14

«Подводный мир» (рыбки, коньки, водоросли)

12

9

3

15

«Путешествие в страну народных художественных промыслов» (Палех, Холуй, Мстера).

3

2

1

16

«Жучки, паучки» (работа гелиевой ручкой).

12

9

3

17

Сочинение композиции к сказке «Аленький цветочек».

12

9

3

18

«Портрет друга, подруги» (работа с натуры)

9

6

3

Всего:

144

108

36


Примерный учебно-тематический план «Основы изобразительного искусства»


2 год обучения/1 полугодие

Наименование темы

Общее кол-во часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

Беседа об изобразительном искусстве

4

3

1

2

Изображение в графической технике «граттаж» трав, цветов, растений.

12

9

3

3

«Мои любимые животные».

12

9

3

4

«Осенний пейзаж» (печатание листьями и растениями).

10

6

4

5

«Подводное царство» (работа мягкой пастелью).

14

9

5

6

«Сказочные цветы и птицы» (бумажная майка).

16

12

4

7

Выразительные средства графических материалов.

12

10

2

8

«Разноцветные фантазии» (смешанная техника).

12

10

2

9

«Бабочки-красавицы» (гелиевые ручки).

14

9

5

10

«Букет в вазе» (работа по сырому).

10

9

1

11

«Декоративный натюрморт»

12

10

2

Всего:

128

96

32


2 год обучения/2 полугодие

Наименование темы

Общее кол-во часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

Знакомство с техникой «Декупаж».

16

13

3

2

Аппликация из цветной бумаги «Петушок», «Рыбки», «Птица»

16

9

7

3

«Превращения волшебных скорлупок» (мозаика из яичной скорлупы).

16

13

3

4

«Нарисуем поднос».

16

9

7

5

«Акриловый контур, акриловые краски» (приёмы работы).

16

12

4

6

Декоративная композиция «Витраж».

16

13

3

7

Декоративный горшочек «Пятнышки» (акрил, контур).

16

13

3

8

Декоративная птица на ветке «Павлин» (акрил).

16

13

3

9

Декоративная тарелочка в технике «пойнт-ту-пойнт»

16

13

3

Всего:

144

108

36


Примерный учебно-тематический план для детей 10-15 лет

«Основы изобразительного искусства»

2013-14 учебный год.

Преподаватель: Баркалова Екатерина Андреевна


1 год обучения/1 полугодие

Наименование темы

Общее кол-во часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

Беседа об изобразительном искусстве. Виды и жанры изобразительного искусства.

4

3

1

2

Превращения волшебной линии.

9

8

1

3

«Живопись». Свойства красок.

9

8

1

4

Понятие «Композиция». Передний, задний план.

9

8

1

5

«Графика». Изображение в графической технике трав, цветов, растений.

12

8

4

6

Экскурсия по музеям мира.

4

3

1

7

Выразительность пятна. Изобразительные возможности линии.

9

7

2

8

«Волшебница кисточка» и волшебные превращения красок.

12

9

3

9

Тёплые и холодные цвета (рисование овощей и фруктов).

4

3

1

10

«Красочное настроение». Композиция по представлению.

12

9

4

11

«Основы цветоведения». Гармоническое сочетание цветов.

9

7

2

12

«Сочинение фантастических и смешных образов».

12

9

3

13

«Пейзажи нашей Родины» в произведениях советских художников.

4

3

1

14

Пейзаж в графической технике «граттаж».

15

12

3

15

Сочинение композиции на свободную тему

12

10

2

16

«Сказочная тематика» в произведениях советских художников.

4

3

1

17

«Пушистые образы». Зарисовки домашних животных.

4

3

1

Всего:

144

112

32


1 год обучения/2 полугодие

Наименование темы

Общее кол-во часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

Рисование с натуры предметов симметричной формы (игрушки, предметы быта)

9

6

3

2

«Золотые краски осени». Рисование осенних листьев.

9

6

3

3

Знакомство с арнаментом (виды арнамента).

12

10

2

4

Формат и размер плоскости изображения.

9

6

3

5

Иллюстрирование к басням И.А. Крылова.

12

10

2

6

«Сказочные птицы». Бумажная мозаика.

16

14

2

7

«Художники-анималисты».

4

3

1

8

Техника работы акварелью «по сырому» на мятой бумаге.

10

8

2

9

Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и её оттенков.

4

3

1

10

Изображение фигуры человека (наброски).

4

3

1

11

Творческое задание «Портрет друга».

9

6

3

12

«Портрет» в произведениях русских художников (беседа)

4

3

1

13

Техника работы акварелью «сухая кисть».

16

14

2

14

Техника работы пастелью.

12

10

2

15

«Букет в вазе» (пастель).

12

9

3

16

Экскурсия в музей народных промыслов: «Палех», «Холуй», «Мстера», «Жостово».

4

3

1

17

«Нарисуем поднос». ( по мотивам жостовской росписи)

16

12

4

Всего:

162

126

36


2 год обучения/1 полугодие

Наименование темы

Общее кол-во часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

Выразительность графического узора.

8

6

2

2

«Декоративный натюрморт».

12

9

3

3

«Превращения волшебных скорлупок».

12

9

3

4

«Искусство натюрморта» в произведениях русских художников.

2

1

1

5

Линия горизонта. Плановость.

12

9

3

6

Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную.

16

14

2

7

Творческая композиция.

16

13

3

8

Зарисовки птиц с натуры.

12

9

3

9

Симметрия и асимметрия (бабочки, жучки).

12

9

3

10

Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент.

16

14

2

11

Изучение нетрадиционных живописных приёмов.

12

9

3

12

Экскурсия в страну «Гжель».

2

1

1

13

Декоративная композиция на предметах сложной формы (кувшин, чайник) по мотивам гжельской росписи.

12

9

3

Всего:

144

112

32


2 год обучения/2 полугодие

Наименование темы

Общее кол-во часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

Организация плоскости и закон равновесия. Тема: «Школа», «Магазин».

18

14

4

2

Мы рисуем своих друзей (наброски гелиевой ручкой).

12

10

2

3

Выполнение орнамента в полосе.

8

6

2

4

«Марина» характеристика жанра.

3

2

1

5

«Подводный мир» (изображение рыб, водорослей, морские сюжеты).

16

14

2

6

Эскиз оформления узоров в круге (тарелка, скатерть и т.д.).

10

6

4

7

«Акриловый контур, акриловые краски». Приёмы работы.

16

12

4

8

«Декоративный горшочек» (акриловый контур).

16

14

2

9

Народные промыслы России («Ростовская финифть»).

3

2

1

10

Творческая композиция.

18

14

4

11

«В мире волшебных сказок». Беседа о художниках (В. Васнецов).

4

3

1

12

Изображение фигуры человека в движении (наброски).

8

6

2

13

Пейзаж в графической технике «Граттажа.

18

14

4

14

«Весенние цветы» цветовой контраст. (по-сырому)

4

3

1

15

Творческая композиция.

8

6

2

Всего:

162

126

36


III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ, РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ, ЖАНРАМ

В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами материалов, изучения произведений искусства, основ рисунка, живописи и композиции до самостоятельного творчества.


IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Требования к уровню подготовки учащихся по программе «Основы изобразительного искусства» на различных этапах обучения.

В конце первого года обучения дети должны знать и уметь

В области композиционной организации изображения:

  • гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;

  • выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания изображаемого;

  • выбирать величину изображения предметов соответственно размеру листа;

  • передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке.

В области формы, пропорции, конструкции:

  • уметь рисовать линии разного направления и характера;

  • уметь рисовать предметы симметричной формы.

В области цвета:

  • знать способы получения составных цветов, оттенков одного и того же цвета, светлых и темных оттенков;

  • иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах;

  • чувствовать эмоционально-смысловое значение цвета.

В области передачи пространства:

  • уметь передавать плановость пространства (ближе - ниже, дальше – выше), загораживание дальних предметов ближними;

  • элементарно изображать замкнутое пространство: пол и заднюю стену.


В конце второго года обучения дети должны знать и уметь

В области композиционной организации изображения:

  • уметь вести продолжительную работу над композицией, используя предварительные наброски;

  • уметь передавать композиционное равновесие на листе бумаги при асимметричном заполнении плоскости.

В области формы, пропорции, конструкции:

  • уметь находить контрастные формы;

  • уметь передавать основную, функциональную конструкцию предметов.

В области цвета и освещения:

–объяснять и учитывать в работе роль цвета в создании настроения в рисунке;

–уметь изобразить пейзаж в характерной для данного времени года цветовой гамме.

В области передачи пространства:

  • уметь передавать зрительное уменьшение удаленных предметов;

  • уметь передавать глубину пространства путем изображения движущихся объектов и кругового размещения фигур.

В конце третьего года обучения дети должны знать и уметь

В области композиционной организации изображения:

  • владеть понятиями композиционного смыслового равновесия, ритма и паузы;

  • уметь передавать пространство с учетом линии горизонта;

  • уметь находить композиционно - смысловой центр для создания единого целого через выразительную роль деталей;

В области формы, пропорции, конструкции:

  • уметь пользоваться выразительными свойствами графического материала;

  • уметь применять на практике основные правила перспективы;

  • знать анатомическое строение человека и пропорции;

В области цвета и освещения:

  • уметь передавать возможности свето-воздушной среды и цветовых нюансов;

  • знать возможности новых живописных техник («а-ля-прима», техника полусухой кистью);

  • знать влияние среды на предметы («касание» предмета и фона).

В области передачи пространства:

  • знать простейшие закономерности воздушной и линейной перспективы, правила объемного изображения предметов;

  • уметь выделять границы света и тени, линии и уровня горизонта, точки схода.

В конце четвертого года обучения дети должны знать и уметь:

В области композиционной организации изображения:

  • уметь вариативно решать тематические композиции, выбирая из предложенного - лучшее;

  • уметь использовать этюды, зарисовки, наброски;

  • знать последовательность работы над композицией;

  • уметь тщательно прорабатывать индивидуальный характер персонажей и объектов среды.

В области формы, пропорции, конструкции:

  • знать возможности новых материалов (акриловый контур, акриловые краски);

  • строить, ставить на плоскость и передавать с помощью светотени форму предметов;

  • владеть графическими средствами изображения (линия, штрих, пятно);

  • владеть навыками в выполнении линейного и живописного рисунка;

  • выявлять и передавать характер изображаемого через правильно взятые пропорции.

В области цвета и освещения:

  • знать закономерности ритмического построения цветовой плоскости листа;

  • возможности ограниченной цветовой палитры с целью дальнейшего формирования практических навыков гармоничного сочетания цветов;

  • возможности цвета в передаче формы и пространства;

  • возможности живописи в передаче состояния среды и настроения человека.



IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений, навыков учащихся проводится в форме педагогического анализа по результатам просмотра работ, что обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Просмотры работ проводятся в конце каждого урока. Просмотр-выставка учебных работ – в конце каждого года. В каждой работе отмечаются положительные стороны, лучшие работы принимают участие в окружных, всероссийских, международных выставках.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, к занятиям художественным творчеством;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественно-творческой деятельности;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.


V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Основная педагогическая деятельность направлена на активизацию процессов и механизмов творческого воображения и деятельности детей, выработку и закрепление у них потребности в творчестве, представлений о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном состоянии.

Содержанием занятий является творческая деятельность детей под руководством педагога.

Все педагогические задачи реализуются на занятиях с использованием вспомогательного иллюстративного материала, программных музыкальных произведений (музыкальные произведения должны быть небольшими по продолжительности звучания, отличаться яркостью и динамичностью образов, иметь моторный характер, побуждающий детей к творческому движению, например, пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Игра в лошадки», «Камаринская», «Неаполитанская песенка», М.П.Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» и т.д.

В программе предполагается проводить занятия по таким видам деятельности, как: восприятие и изображение музыки; изображение движения через цвет; пространственное решение изображения (сценки) и создание объемной конструкции; изображение на бумаге по итогам прослушивания (чтения) литературного или музыкального произведения.

Учащиеся должны почувствовать органическую связь различных видов искусств, их единую природу как видов художественного творчества, а также научиться понимать различия выразительных средств каждого вида искусства. Это поможет выявить склонность учащегося к какому-либо виду художественного творчества, увидеть взаимодействие разных способов художественного выражения мысли – через слово, жест, звук, движение, линию и цвет.

Таким образом, на занятиях дети знакомятся с различными видами и жанрами искусства. Освоение материала, в основном, происходит в процессе практической творческой деятельности. Для работы в области изобразительного искусства предлагается использовать такие материалы, как гуашь, акварель, акриловые краски, пастель, для работы в области графики – карандаш, тушь, перо, палочку, уголь. Программа предлагает освоение и таких видов техники как монотипия, граттаж (воскография), мокрым по мокрому, лессировка. Для работы в области лепки детям предлагают пластилин, глину и соленое тесто. Работая в области прикладного искусства, на стадии разработки эскиза, можно применять гуашь, акварель, мелки, тушь, перо; а для аппликации, например, цветную бумагу, кусочки ткани, фольгу.

В процессе занятий по данной программе педагог контролирует и направляет работу учащихся на достижение результата. При этом педагог становится, с одной стороны, соавтором, а с другой - главным организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла. Ребенку обеспечивается возможность максимального проявления творческой воли и активности на всех этапах занятий. При этом основной формой общения педагога с учеником должен стать диалог. В области практической творческой деятельности необходимо охватить как можно больший круг материалов, технологий, приемов для воплощения замысла, так как формальная сторона, в свою очередь, способствует активизации творческого процесса.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения блиц-выставки, когда работа детей по конкретной теме развешивается на стенах или раскладываются на полу. Основными критериями оценки детских работ являются личностное отношение, точность и совершенство выражения.

В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнения различных художественных решений.

Рабочее место ребенка должно быть просторным – гораздо больше, чем традиционная половина парты, поскольку возможна работа с бумагой большого формата, к тому же многие технологии предполагают использование большого количества материалов, требующих большого пространства для размещения.

Для более плодотворной работы учащихся используются методы дифференциации и индивидуализации, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.

Применяются следующие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала.

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных ранее знаний учениками. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать учитель посредством инструктажа-показа.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и выполнению упражнений) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы над освоением каждой темы программы.



VI. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агамирян Ж. Детская картинная галерея. – М., 1979

  2. Алексеева В.В. Что такое искусство? – М., 1991

  3. Башилов Я.А. Ребенок-художник.- М., 1929

  4. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. – М., 1961

  5. Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 1975

  6. Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1971

  7. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.,1987

  8. Гросул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном искусстве // Искусство в школе. – 1993: №3

  9. Кастерман Ж. Живопись. Рисуй и самовыражайся. М., 2002

  10. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. - М., 1914

  11. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. – М., 1979

  12. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. – М.,1987

  13. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. –М., 1981

  14. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981

  15. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.,1983

  16. Прете М.-К., Копальдо А. Творчество и выражение. В 2 ч.- М., 1981, 1985

  17. . Щербаков А.В. Искусство и художественное творчество детей /Под ред. Н.Н. Фоминой. – М., 1991

  18. . Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. – М., 1969

  19. . Юсов Б.П. Вопросы художественного развития школьников в процессе изобразительной деятельности// Эстетическое воспитание школьной молодежи/ Под. ред. Б.Лихачева, Г.Зальмона. – М., 1981

Список учебной литературы

Клиентов А. Народные промыслы. М., Белый город, 2010

Книжный клуб «Клуб семейного Досуга», 2007

Основы художественного ремесла. Ч. 1 / Под ред. В.А. Бородулина. М., 1986

Сокольникова Н.М. «Основы композиции», «Основы рисунка», «Основы живописи». Обнинск, «Титул», 1996

Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи». Издание на русском языке. М., Издательство «Кристина – Новый век», 2006

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2007

Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010


Средства обучения

Для достижения успешного результата в освоении программы «Основы изобразительного искусства» необходимы следующие учебно-методические пособия:

  • наглядные методические пособия по темам;

  • динамические таблицы;

  • фонд лучших работ учащихся по разделам и темам;

  • видеоматериалы о видах искусства;

  • интернет – ресурсы;

  • репродукции работ художников.

Вспомогательные материалы

  • карточки различных типов;

  • таблицы;