Филиал государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа
«Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги
(филиал ГБПОУ ЯНАО «ЯМК» в г. Лабытнанги)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины УД.02 Основы компьютерной графики и компьютерного
дизайна
для профессии: 09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации
г. Лабытнанги
2018 г.
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413), Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по профессии: 09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 № 854) и разъяснениями по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденные Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 27 августа 2009 года.
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО «Эврика»
протокол № ___
от «23» мая 2018 г.
___________Кравченко Н.П.
на заседании методического совета
протокол № ____
от «___» _____ 2018 г.
СОГЛАСОВАНА
Заведующая учебной частью
____________ Макшакова М.В.
«____» _______ 2018 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Начальник филиала ГБПОУ ЯНАО
«ЯМК» в г. Лабытнанги
____________В.М. Медведкова
«____» _______ 2018 г.
Автор-составитель Галина Анатольевна Ивницкая
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы УД 02. «Основы КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ И КОМПЬЮТЕРНОГО дизайна» | 4 |
2. | Структура и содержание ПРОГРАММЫ уД 02. «Основы КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ И КОМПЬЮТЕРНОГО дизайна» | 8 |
3. | Условия реализации программы уД 02. «Основы КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ И КОМПЬЮТЕРНОГО дизайна» | 14 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения ПРОГРАММЫ уД 02. «Основы КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ И КОМПЬЮТЕРНОГО дизайна» | 16 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УД 02. «ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ И КОМПЬЮТЕРНОГО ДИЗАЙНА»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Основы компьютерной графики и компьютерного дизайна» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) для программ среднего профессионального образования (СПО), в данном случае по профессии 09.01.03. «Мастер по обработке цифровой информации».
Программа учебной дисциплины «Основы компьютерной графики и компьютерного дизайна» обеспечивает дополнительную подготовку выпускника учреждения системы СПО в соответствии квалификационной характеристикой, установленной ФГОС и рекомендациями предметно-цикловой комиссии в профессиональной подготовке IT специалистов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в вариативную часть циклов основных образовательных программ (ООП).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Новый образовательный стандарт (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ФГОС СПО) направлен на образование знаний и умений по дисциплине, но и на развитие личности, воспитание чувства ответственности. Умение и желание учиться на протяжении всей жизни и умения работать в команде. Эти качества необходимы для успешной профессиональной деятельности входят в содержание общих и профессиональных компетенций (ОК и ПК), которые представляют требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена.
Цель освоения дисциплины – приобретение знаний, необходимых для разработки графических и мультимедиа приложений, и освоение навыков создания статических графических объектов.
Задачи дисциплины
изучение базовых моделей и алгоритмов компьютерной графики;
получение практических навыков создания графических объектов
В процессе освоения дисциплины формируются следующие общие профессиональные компетенции:
ОПК-1 Способность использовать базовые знания естественных наук, математики и информатики
ОПК-2 Способность приобретать новые научные и профессиональные знания, используя современные образовательные и информационные технологии
ОПК-3 Способность к разработке алгоритмических решений в области прикладного программирования
ПК-1 Способность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости вид и характер своей профессиональной деятельности
ПК-2 Способностью осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети "Интернет" и в других источниках
ПК-3 Способность к разработке и применению алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программного обеспечения
ПК-4 Способность составлять и контролировать план выполняемой работы, планировать необходимые для выполнения работы ресурсы, оценивать результаты собственной работы
ПК-5 Способность к реализации решений, направленных на поддержку социально-значимых проектов, на повышение информационной грамотности населения, обеспечения общедоступности информационных услуг
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
создавать и редактировать графические изображения;
работать с графическими файлами;
использовать разнообразные эффекты и различные фильтры при
создании изображений;
размещать простой и фигурный текст на изображении;
применять приобретенные умения для создания графических
изображений: логотипов, этикеток, визитных карточек, плакатов, буклетов
подготавливать результат работы к тиражированию;
использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности;
организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения;
знать:
области применения компьютерной графики;
основные термины и определения компьютерной графики;
возможности графического редактора CorelDraw;
приемы обработки и способы редактирования графических
изображений в редакторе CorelDraw;
способы импортирования и экспортирования
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 128 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 85 часов;
лабораторно-практические занятия 43 часа
самостоятельной работы обучающегося 42 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 128 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 85 |
в том числе: | |
практические занятия | 43 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 43 |
- чтение учебника, литературы - работа с конспектом лекций - ответы на контрольные вопросы - подготовка рефератов - изготовление изделий - составление таблиц для систематизации учебного материала - подготовка к контрольным работам, дифференцированному зачету | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
УД 02. «Основы компьютерной графики и компьютерного дизайна»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Введение. Основные направления в компьютерной графике | Содержание учебного материала Современная компьютерная графика. Области применения компьютерной графики. Программа CorelDraw: состав, особенности, использование в полиграфии | 2 | 1 |
Тема 2. Графические примитивы | Содержание учебного материала Применение компьютерной графики. Графические редакторы. Векторная и растровая графика. Представление графической информации в компьютере. Графические форматы. Программа CorelDraw: состав, особенности, использование в полиграфии. Технологические возможности программы. Способы создания графического изображения в CorelDraw. Графические примитивы. | 4 | 2 |
Практические занятия «Гусеница», «Ромашка», «Цветочный луг» | 2 | 2 |
Зачет по теме: графические примитивы «Корзинка с котятами» | 1 | 2 |
Самостоятельная работа студентов. Изучение литературы; работа с конспектом лекций; ответы на контрольные вопросы по теме; выполнение домашнего задания: составление презентации о видах графики. | 4 | |
Тема 3. Элементы дизайна | Содержание учебного материала. Выделение объектов. Трансформация объектов. Копирование объектов. Поворот. Скос. Зазеркальное отображение. | 9 | 3 |
Практические занятия Трансформация «Домик в деревне», Поворот. Скос. «Петушки», Отображение. Тень. «Приглашение на вечеринку». | 5 | 3 |
Зачет по теме: элементы дизайна «Клоун» | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с конспектом лекций; ответы на контрольные вопросы по теме; выполнение домашнего задания. Создание графического объекта с одним из эффектов дизайна. | 4 | |
Тема 4. Способы рисования | Содержание учебного материала Изменение формы прямых и кривых линий. Создание и редактирование контуров. Создание объектов произвольной формы. Свободное рисование и кривые Безье. Создание и редактирование художественного контура. | 10 | 3 |
Практические занятия Свободное рисование. «Дракоша», «Смайлик», «Создание визитки» | 5 | 3 |
Зачет по теме: способы рисования «Мультяшные герои». | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучение литературы; работа с конспектом лекций; ответы на контрольные вопросы по теме; выполнение домашнего задания: создание одного рисунка разными способами. | 4 | |
Тема 5. Работа с цветом | Содержание учебного материала. Работа с цветом. Природа цвета. Цветовые модели. Простые и составные цвета. Способы окрашивания объектов. Текстурная заливка и заливка PostScript. Прозрачность объекта. Цветоделение. | 12 | 3 |
Практические занятия «Создание эмблемы Инь-Янь», «Планеты солнечной системы», «Объемные фигуры», «Создание марки» | 7 | 3 |
Зачет по теме: работа с цветом «Создание эскиза «Закат» | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучение литературы; составление таблицы «Сочетания цветов и их смешение»; работа с конспектом лекций; ответы на контрольные вопросы по теме; выполнение домашнего задания: презентация на данную тему. | 5 | |
Тема 6. Монтаж объектов | Содержание учебного материала. Монтаж и упорядочивание объектов. Выравнивание и распределение объектов. Группировка объектов. Соединение объектов. Редактирование геометрической формы объектов. Изменение геометрии объекта с помощью инструмента редактирования формы. Разделение объектов с помощью инструмента-ножа. Удаление части объекта с помощью инструмента-ластика. | 14 | 2 |
Практические занятия «Ночной город», «Запрещающие знаки», «Разрезные картинки» | 7 | |
Зачет по теме: монтаж объектов «Времена года» | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучение литературы; работа с конспектом лекций; ответы на контрольные вопросы по теме; выполнение домашнего задания: создание эмблемы своей хобби. | 6 | |
Тема 7. Эффекты | Содержание учебного материала Специальные эффекты. Применение эффекта подобий. Перетекание формы и цвета объектов (эффект бленда). Интерактивное искажение объекта. Применение линз | 16 | 3 |
Практические занятия «Свеча», «Металлик», «Узор», «Создание поздравительной новогодней открытки» | 8 | 3 |
Зачет по теме: эффекты «Божья коровка» | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучение литературы; работа с конспектом лекций; ответы на контрольные вопросы по теме; выполнение домашнего задания: создание открытки на собственную тему | 6 | |
Тема 8. Оформление текста | Содержание учебного материала Оформление текста. Виды текста: простой и фигурный текст. Предназначение. Редактирование и форматирование текста. Преобразование текста в другой вид. Размещение текста вдоль кривых. Редактирование геометрической формы текста. Навыки работы с текстовыми блоками. Импорт и экспорт изображений. Преобразование в растровую графику. Сохранение документа на диске и его загрузка в CorelDRAW. | 18 | 2 |
Практические занятия «Выполнение фигурного текста», «Печать», «Волшебное перо», «Гламурные буквы» | 9 | |
Зачет по теме: оформление текста «Создание эмблемы профессии» | | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучение литературы; работа с конспектом лекций; ответы на контрольные вопросы по теме; подготовка к контрольной работе по теме, к дифференцированному зачету. | 6 | |
Дифференцированный зачет «Создание обертки для конфеты по образцу» | 2 | |
ИТОГО: | 128 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации освоения дисциплины используется учебный кабинет мультимедиа-технологий, снабженный объединенными в сеть компьютерами (по одному на каждого студента), проектором и звуковой системой, необходимыми для представления лекционных видео материалов и показа учебных фильмов.
Оборудование учебного кабинета: оснащение методическими и справочными материалами, наглядными пособиями, нормативной документацией, программным обеспечением.
Программное обеспечение: лицензионное программное обеспечение – MS Windows 7 Professional, MS Office 2010 Professional, Adobe Photoshop, CorelDraw.
Технические средства обучения: 15 ПК; МФУ (многофункциональное устройство); интерактивная доска, проектор, колонки.
Реализация программы дисциплины имеется в наличии:
учебный кабинет профессиональной подготовки по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»;
рабочие места для 25 студентов;
рабочее место преподавателя;
технические средства обучения: наглядные пособия по технологии, материаловедению, персональный компьютер, мультимедийный проектор, плакаты;
комплект учебно-методической документации;
интерактивная доска.
3.2. Образовательные технологии
Лекционные занятия проводятся в форме информационных лекций с использованием видео материалов, отражающих основные положения раскрываемой темы.
Практические работы состоят из решения задач по созданию графических образов и творческих работ.
Самостоятельная работа заключается в решении домашних задач и подготовке к практическим работам и зачету.
3.3. Информационное обеспечение обучения:
Основной источник:
Летин, А.С. Компьютерная графика: учебное пособие для сред. спец. учеб. завед. / А.С. Летин, О.С. Летина, И.Э. Пашковский. – М.: ФОРУМ, 2007.
Дополнительные источники:
Графика и дизайн [Электронный ресурс]: интерактивный курс. – М.: Новый диск, 2008.
Келби С. Photoshop: приемы, трюки, эффекты [Текст] / Скотт Келби. ил – М.: «Вильямс», 2010.
Келби, С. Adob Photoshop CS4. Справочник по цифровой фотографии [Текст] / Скотт Келби. – ил. – М.: «Диалектика», 2009.
Киселев С.В., И.Л. Киселев. Основы сетевых технологий – Москва: Академия, 2011.
Ламот А. Программирование игр для Windows. Советы профессионала. – М.: Издательский дом Вильямс, 2008
Основы информационных технологий [Электронный ресурс]: учебные курсы Интернет университета информационных технологий. – М.: Интернет-университет информационных технологий, 2007
Порев В. Компьютерная графика. – С.-Пб.,2007.
Петров М., Молочков В. Компьютерная графика. – С.-Пб.,2007
Пономаренко С. AdobePhotoshop 12.0. – С.-Пб., 2007
Пономаренко С. CorelDraw 12. – С.-Пб., 2007
3D графика и анимация [Электронный ресурс]: интерактивный курс. – М.: Новый диск, 2008.
Шикин Е., Боресков А. Компьютерная графика. Полигональные модели. – М., 2007
Autodesk® 3ds Max®. MAXScript Reference
3.4. Интернет-ресурсы
Он-лайн журнал по компьютерной графике и анимации (http://render.ru/).
Сайт компьютерной графике и анимации (http://100byte.ru/).
CG Tutorials. The Pillar of Computer Graphics (http://www.cgtutorials.com/).
Crash course. Учебный видео курс по компьютерной графике фирмы Autodesk®.
Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук (ВИНИТИ РАН) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www2.viniti.ru, свободный. – Загл. с экрана. – 15.10.2012
Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window, свободный. – Загл. с экрана. – 15.10.2012
Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html, свободный. – Загл. с экрана. – 15.10.2012
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерства образования и науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eor.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана. – 15.10.2012.
Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lanbook.com/ebs.php, абонемент. – Загл. с экрана. – 15.10.2012
Электронно-библиотечная система «КнигаФонд» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/, абонемент. – Загл. с экрана. – 15.10.2012
Электронно-библиотечная система образовательных и просветительских изданий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.iqlib.ru , свободный. – Загл. с экрана. – 15.10.2012
Электронно-библиотечная система IQlib [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iqlib.ru/, абонемент. – Загл. с экрана. – 15.10.2012
elibrary.ru Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp, свободный. – Загл. с экрана. – 15.10.2012
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ освоения Дисциплины
Для контроля результатов образования используются:
Оценка за освоение дисциплины, определяется * (средняя оценка за практические работы и домашнюю самостоятельную работу) + * (оценка, полученная на зачете). Зачетов 7 по количеству тем в программе. Итоговый дифференцированный зачет – по продолжительности 2 часа.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, фронтального опроса, опроса по карточкам – заданиям, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Уметь: - создавать и редактировать графические изображения; - работать с графическими файлами; - использовать разнообразные эффекты и различные фильтры при создании изображений; - размещать простой и фигурный текст на изображении; - применять приобретенные умения для создания графических изображений: логотипов, этикеток, визитных карточек, плакатов, буклетов - подготавливать результат работы к тиражированию; - использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; - организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения; | Формы контроля: - индивидуальные практические задания; - наблюдение за последовательностью технологического процесса; - самостоятельная работа; - практическая работа; - контрольные работы. Методы контроля: - текущее наблюдение; - устный и письменный опрос; - выполнение и анализ проверочных практических работ; - выполнение квалификационных работ. |
Знать: - области применения компьютерной графики; - основные термины и определения компьютерной графики; - возможности графического редактора CorelDraw; - приемы обработки и способы редактирования графических изображений в редакторе CorelDraw; - способы импортирования и экспортирования изображений. | Формы контроля: - тестирование; - рефераты; - нетрадиционные виды контроля: кроссворд, викторина. Методы контроля: - вопросно-ответный метод; - беседа; - устный опрос; - фронтальный опрос; |