Рабочая программа по основам компьютерной грамотности предназначена для реализации программы «Основы компьютерной грамотности». Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями учащихся и уровнями их знаний и представлен в виде учебно-методического комплекса (УМК). В УМК входят: учебник (для 7 класса), методическое пособие для учителя (для 7 класса).
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), что соответствует учебному плану общеобразовательной организации.
Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику курса, описание места учебного курса в учебном плане, содержание учебного курса, календарно – тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся.
Источник написания рабочей программы: «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы» составитель М.Н. Бородин.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Протокол №_____ от «___» _______________2018 г.
Председатель методического совета ________________________И.В. Сосновская
Протокол № ___ от «____» ______________2018 г.
Руководитель ___________ В.Ф. Никифорова
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
В школьном учебном плане на изучение данного курса отводится 1 час в неделю, всего -35 часов в год. Программа трактует базовый курс информатики как дисциплину, направленную, с одной стороны на формирование теоретической базы, с другой стороны на овладение обучающимися конкретными навыками использования информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности. Поэтому предполагается проведение практических работ, предназначенных для ознакомления обучающихся с основными видами широко используемых средств ИКТ. Данная программа соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Программа предусматривает формирование у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. На учебных занятиях практикуются различные виды деятельности:
Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
В результате изучения информатики и информационных технологий обучающийся должен знать:
N п/п | Дата план | Дата факт | Тема раздела. Тема урока | Основные предметные компетенции | УМО | ЦОР | Домашнее задание |
I. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (9 ч) |
1 | | | Техника безопасности и организация рабочего места. Информация и ее свойства. | Основные понятия: гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. информация, информатика, компьютер. | Плакаты «Техника безопасности», «Как мы воспринимаем информацию» | Презентация «Зрительные образы» | |
2 | | | Обработка информации. Практическая работа №1 «Знакомство с клавиатурой». | Основные понятия: процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение. | Плакат «Знакомство с клавиатурой» | | |
3 | | | Представление информации. Практическая работа №2 «Осваиваем мышь» | Основные понятия: | Плакат «Знакомство с клавиатурой» | | |
4 | | | Хранение и передача информации. Практическая работа №3 «Запуск программы». | Основные понятия: информация, действия с информацией, оперативная (внутренняя) память, долговременная (внешняя память), память отдельного человека, память человечества. | Плакат «Хранение информации» | Презентация «Хранение информации», логическая игра «Тренировка памяти» | |
5 | | | Персональный компьютер. Основные компоненты компьютера. | Основные понятия: процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение. | Плакаты «Компьютер и информация», «Компьютер на службе у человека» | | |
6 | | | Практическая работа №4 «Управление компьютером с помощью меню». | Основные понятия: рабочий стол, значок (Мой компьютер, Мои документы), ярлык, кнопка, действия с мышью, меню, главное меню, окно, элементы окна (строка заголовка, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки, рамки окна). | | | |
7 | | | Программное обеспечение ПК. Системное программное обеспечение. | Основные понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладная программа (приложение), файл. | Плакат «Как хранят информацию в компьютере» | | |
8 | | | Файлы и файловые структуры. Практическая работа №5 «Работа с файлами и папками». | Основные понятия: раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, элементы управления (поле ввода, список, раскрывающийся список, переключатель, флажок, вкладка, кнопка). | | Интерактивные тесты: test1-1.xml; test1-2.xml; файлы для печати: тест 1_1.doc, тест 1_2.doc | § 2.8, вопросы |
9 | | | Обобщение по главе: «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | Основные понятия: | | | |
II. Обработка графической информации (7 ч) |
10 | | | Формирование изображения на экране компьютера. | Основные понятия:пиксель | | | |
11 | | | Растровые и векторные графические редакторы. Компьютерная графика. | Основные понятия: Растровые и векторные графические редакторы. Компьютерная графика. | | | |
12 | | | Создание графических изображений. Практическая работа №6 «Создание рисунков в графическом редакторе Paint». | Основные понятия: графическом редакторе Paint | | | |
13 | | | Практическая работа №7 «Работа с графическими фрагментами». | Основные понятия: Графический фрагмент | | | |
14 | | | Практическая работа №8 «Оформление поздравитель-ной открытки» (задания 1-4). | | | | |
15 | | | Практическая работа №8 «Оформление поздравитель-ной открытки» (задания 5-7). | | | | |
16 | | | Итоговая практическая работа. | | | | |
III. Обработка текстовой информации (19 ч) |
17 | | | Текстовые документы и технологии их создания. | Основные понятия: Текстовые документы | | | |
18 | | | Создание текстовых документов на компьютере. | Основные понятия: Текстовые документы | | | |
19 | | | Прямое форматирование. Практическая работа №9 «Редактирование текста» | Основные понятия: текстовый процессор, документ, редактирование, вставка, замена, удаление. | Плакат «Подготовка текстовых документов» | Презентация «Текст: история и современность», Файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf | |
20 | | | Стилевое форматирование. Практическая работа №10 «Создание надписи к тексту». | Основные понятия: форматирование, выравнивание (влево, вправо, по центру), шрифт, начертание; фрагмент, буфер обмена. | Плакат «Подготовка текстовых документов» | Файлы: Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf | |
21 | | | Визуализация информации в текстовых документах. | Основные понятия: Визуализация информации | | | |
22 | | | Практическая работа №11 «Работа с нумерованными списками. | Основные понятия: Нумерованные списки | Плакат «Подготовка текстовых документов» | Файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf | |
23 | | | Практическая работа №12 «Работа с маркированными списками». | Основные понятия: Маркированные списки | Плакат «Подготовка текстовых документов» | Файлы: Подкова.bmp, Многоугольники.bmp | |
24 | | | Практическая работа №13 «Создание таблицы». | Основные понятия: таблицы | | | |
25 | | | Практическая работа №14 «Размещение текста и графики в таблице» | Основные понятия: Приемы размещения текста и графики в таблице | | | |
26 | | | Практическая работа №15 «Работа с автофигурами». | Основные понятия: автофигуры | | | |
27 | | | Гипертекст. Практическая работа№16 «Создание гипертекстового документа». | Основные понятия: Гипертекстовый документ | | | |
28 | | | Практическая работа №17 «Построение разных видов диаграмм». | Основные понятия: Диаграммы | | | |
29 | | | Практическая работа №18 «Работа с графиками». | Основные понятия: график | | | |
30 | | | Практическая работа №19 «Построение блок-схемы» (задания 1-4). | Основные понятия: Блок-схема | | | |
31 | | | Практическая работа №19 «Построение блок-схемы» (задания 5-7). | Основные понятия: приемы построения блок-сем | | | |
32 | | | Практическая работа №20 «Оформление реферата по теме: «Компьютерные вирусы». | Основные понятия: | | | |
33 | | | Практическая работа №21 «Оформление реферата по теме: «Устройство ПК». | | | | |
34 | | | Практическая работа №22 «Оформление реферата по теме: «История развития ВТ». | | | | |
35 | | | Защита итогового проекта. | Основные понятия: демонстрация приобретенных информационно-коммуникаци-онных компетенций с опорой на усвоенные прикладные программы. | | | |