СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы компьютерной грамотности

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по основам компьютерной грамотности предназначена для реализации программы «Основы компьютерной грамотности».Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями учащихся и уровнями их знаний и представлен в виде учебно-методического комплекса (УМК). В УМК входят: учебник (для 7 класса), методическое пособие для учителя (для 7 класса).

Просмотр содержимого документа
«Основы компьютерной грамотности»

Составитель: учитель математики О.П. Исмагилова, I квалификационная категория



Рабочая программа по основам компьютерной грамотности предназначена для реализации программы «Основы компьютерной грамотности». Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями учащихся и уровнями их знаний и представлен в виде учебно-методического комплекса (УМК). В УМК входят: учебник (для 7 класса), методическое пособие для учителя (для 7 класса).

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), что соответствует учебному плану общеобразовательной организации.

Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику курса, описание места учебного курса в учебном плане, содержание учебного курса, календарно – тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся.

Источник написания рабочей программы: «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы» составитель М.Н. Бородин.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013



















Рабочая программа одобрена на заседании методического совета

Протокол №_____ от «___» _______________2018 г.

Председатель методического совета ________________________И.В. Сосновская


Рабочая программа рассмотрена методическим объединением учителей-предметников

Протокол № ___ от «____» ______________2018 г.

Руководитель ___________ В.Ф. Никифорова







Пояснительная записка

Основной целью курса является знакомство учащихся с основными понятиями информатики и формирование навыков обработки информации посредством современных компьютерных технологий.

Задачи курса:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  3. развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности и в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.


Место учебного предмета в учебном плане

В школьном учебном плане на изучение данного курса отводится 1 час в неделю, всего -35 часов в год. Программа трактует базовый курс информатики как дисциплину, направленную, с одной стороны на формирование теоретической базы, с другой стороны на овладение обучающимися конкретными навыками использования информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности. Поэтому предполагается проведение практических работ, предназначенных для ознакомления обучающихся с основными видами широко используемых средств ИКТ. Данная программа соответствует обязательному минимуму содержания образования.


Основные виды учебной деятельности

Программа предусматривает формирование у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. На учебных занятиях практикуются различные виды деятельности:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

    • владение монологической и диалогической речью, способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

    • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


Формы и методы организации учебной деятельности

Для организации учебной деятельности используются следующие формы и методы: объяснительно-иллюстративный метод обучения; репродуктивный метод обучения, метод проблемного изложения в обучении, частично-поисковый, исследовательский метод обучения.

Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.


Содержание учебного предмета

Компьютер как универсальное средство для работы с информацией (9 часов). Техника безопасности и организация рабочего места. Информация и ее свойства. Обработка информации. Представление информации. Хранение и передача информации. Персональный компьютер. Основные компоненты компьютера. Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. Файлы и файловые структуры.

Обработка графической информации (7 часов). Формирование изображений на экране компьютера. Растровые и векторные графические редакторы. Компьютерная графика. Создание графических изображений.

Обработка текстовой информации (19 часов). Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере. Форматирование: прямое и стилевое. Визуализация информации в текстовых документах. Создание гипертекста.


Требования к уровню подготовки воспитанников

В результате изучения информатики и информационных технологий обучающийся должен знать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

обучающийся должен уметь:

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

  • создавать информационные объекты, в том числе структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономии и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.


Календарно-тематическое планирование учебного материала для 7 класса

N п/п

Дата план

Дата факт

Тема раздела.

Тема урока

Основные предметные компетенции

УМО

ЦОР

Домашнее задание

I. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (9 ч)

1



Техника безопасности и организация рабочего места.

Информация и ее свойства.

Основные понятия: гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

информация, информатика, компьютер.

Плакаты «Техника безопасности», «Как мы воспринимаем информацию»

Презентация «Зрительные образы»



2



Обработка информации.

Практическая работа №1

«Знакомство с клавиатурой».

Основные понятия:

процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение.

Плакат «Знакомство с клавиатурой»




3



Представление информации.

Практическая работа №2

«Осваиваем мышь»

Основные понятия:


Плакат «Знакомство с клавиатурой»




4



Хранение и передача информации.

Практическая работа №3

«Запуск программы».

Основные понятия:

информация, действия с информацией, оперативная (внутренняя) память, долговременная (внешняя память), память отдельного человека, память человечества.

Плакат «Хранение информации»

Презентация «Хранение информации»,

логическая игра

«Тренировка памяти»



5



Персональный компьютер. Основные компоненты компьютера.

Основные понятия:

процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение.

Плакаты «Компьютер и информация»,

«Компьютер на службе у человека»



6



Практическая работа №4 «Управление компьютером с помощью меню».

Основные понятия:

рабочий стол, значок (Мой компьютер, Мои документы), ярлык, кнопка, действия с мышью, меню, главное меню, окно, элементы окна (строка заголовка, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки, рамки окна).




7



Программное обеспечение ПК. Системное программное обеспечение.

Основные понятия:

программное обеспечение, операционная система, прикладная программа (приложение), файл.


Плакат

«Как хранят информацию в компьютере»



8



Файлы и файловые структуры.

Практическая работа №5

«Работа с файлами и папками».

Основные понятия:

раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, элементы управления (поле ввода, список, раскрывающийся список, переключатель, флажок, вкладка, кнопка).


Интерактивные тесты:

test1-1.xml;

test1-2.xml;

файлы для печати:

тест 1_1.doc,

тест 1_2.doc


§ 2.8,

вопросы

9



Обобщение по главе: «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

Основные понятия:





II. Обработка графической информации (7 ч)

10



Формирование изображения на экране компьютера.

Основные понятия:пиксель





11



Растровые и векторные графические редакторы.

Компьютерная графика.

Основные понятия:

Растровые и векторные графические редакторы.

Компьютерная графика.




12



Создание графических изображений.

Практическая работа №6

«Создание рисунков в графическом редакторе Paint».

Основные понятия:

графическом редакторе Paint




13



Практическая работа №7

«Работа с графическими фрагментами».

Основные понятия:

Графический фрагмент




14



Практическая работа №8

«Оформление поздравитель-ной открытки» (задания 1-4).





15



Практическая работа №8

«Оформление поздравитель-ной открытки» (задания 5-7).





16



Итоговая практическая работа.





III. Обработка текстовой информации (19 ч)

17



Текстовые документы и технологии их создания.

Основные понятия:

Текстовые документы




18



Создание текстовых документов на компьютере.

Основные понятия:

Текстовые документы




19



Прямое форматирование.

Практическая работа №9

«Редактирование текста»

Основные понятия:

текстовый процессор, документ,

редактирование, вставка, замена, удаление.


Плакат «Подготовка текстовых документов»

Презентация

«Текст: история и современность»,

Файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf


20



Стилевое форматирование.

Практическая работа №10

«Создание надписи к тексту».

Основные понятия:

форматирование, выравнивание (влево, вправо, по центру), шрифт, начертание; фрагмент, буфер обмена.

Плакат «Подготовка текстовых документов»

Файлы:

Лишнее.rtf,

Лукоморье.rtf,

Фраза.rtf,

Алгоритм.rtf


21



Визуализация информации в текстовых документах.

Основные понятия:

Визуализация информации




22



Практическая работа №11

«Работа с нумерованными списками.

Основные понятия:

Нумерованные списки

Плакат «Подготовка текстовых документов»

Файлы:

Форматирование.rtf,

Радуга.rtf


23



Практическая работа №12

«Работа с маркированными списками».

Основные понятия:

Маркированные списки

Плакат «Подготовка текстовых документов»

Файлы:

Подкова.bmp,

Многоугольники.bmp



24



Практическая работа №13

«Создание таблицы».

Основные понятия:

таблицы




25



Практическая работа №14

«Размещение текста и графики в таблице»

Основные понятия:

Приемы размещения текста и графики в таблице




26



Практическая работа №15

«Работа с автофигурами».

Основные понятия:

автофигуры




27



Гипертекст.

Практическая работа№16

«Создание гипертекстового документа».

Основные понятия:

Гипертекстовый документ




28



Практическая работа №17

«Построение разных видов диаграмм».

Основные понятия:

Диаграммы




29



Практическая работа №18

«Работа с графиками».

Основные понятия:

график




30



Практическая работа №19

«Построение блок-схемы» (задания 1-4).

Основные понятия:

Блок-схема




31



Практическая работа №19

«Построение блок-схемы» (задания 5-7).

Основные понятия:

приемы построения блок-сем




32



Практическая работа №20

«Оформление реферата по теме: «Компьютерные вирусы».

Основные понятия:





33



Практическая работа №21

«Оформление реферата по теме: «Устройство ПК».





34



Практическая работа №22

«Оформление реферата по теме: «История развития ВТ».





35



Защита итогового проекта.

Основные понятия:

демонстрация приобретенных информационно-коммуникаци-онных компетенций с опорой на усвоенные прикладные программы.






Всего 70 часов























Учебно-методический комплекс



Учебная программа



Учебники


Методический материал


Дидактический материал


Дополнительная литература


Л.Л. Босова «Информатика. Учебник для 7 класса». М.: Бином.Лаборатория знаний, 2016 г.



Л.Л. Босова «Информатика. Учебник для 7 класса» М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016 г.

Л.Л. Босова, А.Л. Босова «Уроки информатики в 7-9 классах».М.: Бином. Лаборатория знаний,2016 г.

Л.Л. Босова «Рабочая тетрадь для 7 класса». М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016 г.


Журнал «Информатика и образование».

Методическое приложение к журналу «Информатика и образование».

Приложение к журналу «1 Сентября. Информатика».
























Корректировка календарно-тематического планирования

Учитель Исмагилова О.П.

Предмет Основы компьютерной грамотности

7 И класс


Четверть

Тема

По программе (план)

Фактическое время проведения

Причина корректировки (б/л, праздничный день, отпуск, курсы)

За счёт каких часов проведена корректировка программы (часов элективных курсов, дополнительные часы по приказу)

Примечание