Основы логистики организации (предприятия)
План
- Понятие логистики организации (предприятия). Цели, задачи, принципы и методы логистики.
- Планирование и управление логистическими процессами в организации.
- Влияние логистики на конечные результаты деятельности организации
Сущность логистики. Цели, задачи, принципы и методы логистики.
- Логистика – искусство рассуждать, вычислять
- Термин «логистика» известен с 4 века до н. э. и использовался древними греками и римлянами.
- Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов. Специальных государственных контролеров называли логистами.
- В Римской империи под логистикой понимались правила распределения продовольствия, в Византийской империи логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями.
- В России в середине 19 века под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, организация их тылового обеспечения.
- Различают логистику как науку и как хозяйственную деятельность.
Логистика как наука
- разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе:
- доведения сырья и материалов до производственного предприятия;
- внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов;
- доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его требованиями;
- передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Логистика как хозяйственная деятельность
- процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукцией в хозяйственном обороте
- и связанной с этими операциями информацией.
- Логистика - организация рационального процесса движения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям
Виды логистики
- закупочная - связана с обеспечением производства материалами
- производственная;
- сбытовая (маркетинговая или распределительная).
- Неотъемлемой частью всех видов логистики является обязательное наличие логистического информационного потока :
- сбор данных о товарном потоке
- их обработка и систематизация
- передача готовой информации.
Эту подсистему логистики называют компьютерной логистикой.
Макрологистика
решает вопросы:
- анализа рынка поставщиков и потребителей,
- выработки общей концепции распределения,
- размещения складов на полигоне обслуживания,
- выбора вида транспорта и транспортных средств,
- организации транспортного процесса,
- рациональных направлений материальных потоков,
- пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.
Микрологистика
- решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики
- обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий.
Цели логистики
- создание возможности для улучшения деятельности сотрудников подразделений предприятия, направленной на снижение уровня общих затрат и получение максимальной прибыли.
Цель логистики считается достигнутой, если
- нужный продукт необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат нужному потребителю в необходимом количестве в нужное время в нужное место.
Главная задача логистики
- разработка тщательного взвешенного и обоснованного предложения для достижения наибольшей эффективности работы фирмы, повышения ее рыночной доли и получения преимуществ перед конкурентами.
- создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков.
Задачи логистики
Глобальные:
- Достижение максимального эффекта функционирования логистической системы с минимальными затратами
- моделирование логистической системы и условий их надежного функционирования
Задачи логистики
Общие задачи:
- создание системы регулирования материальных и информационных потоков;
- прогнозирование возможных объемов производства, перевозок, складирования;
- определение несостыковки между необходимостью и возможностью реализовать ее на производстве;
- выявление спроса на продукт, выработанный и продвигаемый в рамках логистической системы;
- организация предпродажного и послепродажного обслуживания.
На основании решений общих задач создается сеть складских систем для организации обслуживания заказчиков и оптимального прикрепления их к пунктам производства.
Задачи логистики
Частные задачи :
- создание минимальных запасов;
- максимальное сокращение времени хранения готовой продукции;
- сокращение времени перевозок.
Основные вопросы, которыми занимается логистика
- управление снабжением предприятия сырьем и расходными материалами
- планирование, контроль, управление транспортировкой и складированием
- внутризаводская переработка сырья, материалов и полуфабрикатов;
- доведение готовой продукции до потребителя
- передача, хранение и обработка соответствующей информации.
Функции логистики
- Оперативные – управление движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения.
- Координационные –
- выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры.
- выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства;
- анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков;
- обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры.
Методы логистики
- кибернетический анализ
- исследование операций
- экономико-математическое моделирование
- программно-целевое управление
- функционально-стоимостной анализ
- прогнозирование
- Киберне́тика (от др.-греч. κυβερνητική — «искусство управления») — наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество.
- Киберне́тика (от др.-греч. κυβερνητική — «искусство управления») — наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество.
Основное правило логистики
- нужный товар необходимого качества в нужном объеме поставить в определенное время и место с минимальными затратами .
Принципы логистики
- синергичности. Комплексный и системный подход к достижению определенных целей.
- динамичности. Логистические системы не должны быть застывшими.
- комплектности. Системы в логистике должны строиться как общность нескольких или множества элементов, тесно взаимосвязанных между собой.
- инициативности. Возможность создавать и регулировать субъективные условия, положительно влияющие на процессы хозяйственной деятельности.
- целесообразности. Привлечение того потенциала, который играет позитивную роль в достижении поставленных целей.
Планирование и управление логистическими процессами в организации
- Управление логистической системой представляет собой процесс
- планирования, организации, координации, оценки контроля во всех звеньях логистической цепи
- планирования,
- организации,
- координации,
- оценки
- контроля во всех звеньях логистической цепи
- Логистическое планирование - процесс постановки целей, анализа, выбора путей достижения.
Осуществляется на трех уровнях:
- стратегическом, тактическом оперативном.
- стратегическом,
- тактическом
- оперативном.
- Стратегическое планирование - управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями логистической системы и потенциальными возможностями в сфере производства и распределения.
- Оперативное планирование - разработка процесса функционирования логистической системы и показателей контроля и анализа на протяжении краткосрочного периода (финансового года).
- Тактическое планирование - процесс принятия решений для обеспечения адаптации логистической системы в случае возникновения непредвиденных изменений условий функционирования.
- Управление отдельными звеньями имеет определенную специфику.
- закупочную, производственную, распределительную, транспортную информационную
- закупочную,
- производственную,
- распределительную,
- транспортную
- информационную
Закупочная логистика
- - процессы обеспечения предприятия сырьем и материалами, товарами и услугами, предоставляемыми другими предприятиями.
- изучаются и выбираются поставщики,
- заключаются договоры и контролируется их исполнение,
- принимаются меры в случае нарушения условий поставки.
- Основная цель управления закупочной логистики - обеспечение оптимального и оперативного снабжения всех производственных звеньев с минимальными затратами.
Производственная логистика
- - управление материальным потоком внутри предприятия.
Распределительная логистика
- управление материальными потоками при реализации (сбыте) готовой продукции.
- Управление происходит как внутри производства, так и на выходе - на предприятиях, осуществляющих распределительную (торгово-посредническую) деятельность.
Транспортная логистика
- управление материальным потоком в процессе перевозки от первичного источника сырья до конечного потребителя, включая внутрипроизводственные перемещения потока.
Этапы:
- 1) управление перевозочными процессами, выполняемыми подвижным составом транспортных фирм;
- 2) управление внутрипроизводственными перевозочными процессами;
- 3) управление внешними перевозочными процессами, выполняемыми собственным транспортом предприятий.
Информационная логистика
- Управление материальными потоками происходит в четкой координации и взаимосвязи с управлением информационными потоками.
- Основные задачи управления на данном этапе:
- создание, коррекция и контроль за базами данных и информационных коммуникаций, организация информационных потоков как внутри производства, так и между всеми участниками логистической цепи.
- создание, коррекция и контроль за базами данных и информационных коммуникаций,
- организация информационных потоков как внутри производства, так и между всеми участниками логистической цепи.
Влияние логистики на конечные результаты деятельности организации
Влияние логистики на конечные результаты деятельности организации
Логистика оказывает влияние:
- на операционные расходы в части логистических затрат;
- продажи;
- активы (инвестиции).
- Логистические затраты можно снизить за счет устранения непроизводительных операций.
- Пример - в области грузопереработки;
- оптимальной дислокации складских объектов; устранения видов деятельности и посредников, которые не добавляют ценности для потребителей и других участников цепей поставок; использования рычага консолидации больших объемов закупок для минимизации транспортных затрат; оптимизации использования транспортных средств по грузовместимости и пробегу для минимизации затрат на доставку и других решений.
- оптимальной дислокации складских объектов;
- устранения видов деятельности и посредников, которые не добавляют ценности для потребителей и других участников цепей поставок;
- использования рычага консолидации больших объемов закупок для минимизации транспортных затрат;
- оптимизации использования транспортных средств по грузовместимости и пробегу для минимизации затрат на доставку и других решений.
- На доходы от продаж логистика может влиять за счет
- минимизации случаев дефицита товаров;
- доведения информации о запасах и времени, в течение которого потребители могут получить продукт, в масштабах всего бизнеса;
- минимизации циклов выполнения заказа
- за счет разработки стратегии обслуживания потребителей, в которой значительная роль отводится логистике.
- На основной капитал предприятия могут повлиять
- варианты решения о приобретении логистической инфраструктуры (складов, оборудования, транспортных средств и др.) в собственность или на условиях лизинга;
- запасы влияют на ликвидность оборотного капитала;
- точное выполнение заказов является гарантией оплаты счетов и получения денежных средств.
- Инвестиционные показатели хранящихся запасов могут быть улучшены за счет
- сокращения общего времени выполнения заказов во всей системе,
- повышения точности прогнозов,
- устранения случаев устаревания и избыточности запасов,
- повышения надежности цепей поставок.