Основы методической работы в ДОУ
Методическая работа в дошкольной организации — часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей.
Цели методической работы: освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания дошкольников; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению образовательно-воспитательной работы; обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта. Методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества образовательно-воспитательного процесса; содействует развитию у педагогов навыков анализа, теоретических и экспериментальных исследований.
В общем виде задачи методической работы формулирует В. А. Сластенин следующим образом:
* Формирование инновационной направленности в деятельности педколлектива, проявляющейся в систематическом изучении, обобще-нии и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;
* Повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов;
* Изучение новых образовательных программ, учебных планов, об-разовательных государственных стандартов;
* Изучение новых нормативных документов, инструктивно-мето-дических материалов;
* Оказание консультативной помощи педагогам в самообразовании. Более подробно содержание методической работы рассматривается автором в специальном разделе.
Функции методической работы ДОУ
Играя важную роль в управлении ДОУ, методическая служба нашего детского сада выполняет определенные функции. Так, в информационно-аналитическую функцию входят:
* анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;
* вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
* оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;
* установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;
* анализ актуальных и перспективных потребностей населения, воспитанников и их родителей в образовательных услугах;
* анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций;
* поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;
* изучение передового педагогического опыта.
Важнейшими функциями методической службы являются прогнозирование и планирование.
Прогностическая функция предусматривает:
* прогнозирование целей и задач деятельности ДОУ;
* определение вариантов моделей выпускника;
* формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников;
* моделирование новых форм существования ДОУ;
* проектирование процессов развития дошкольного учреждения;
* проектирование последствий запланированных инновационных процессов.
План – заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
Планирование эффективно при соблюдении главных условий:
* знание уровня, на котором находится работа ДОУ;
* четкое представление об уровне, на котором она должна находиться к концу планируемого периода;
* выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.
Планирование и прогнозирование можно определить как деятельность методической работы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние.