Содержание.
Введение. …………………………………………………………… 3
Виды музыкального слуха. ……………………………………….. 3
1.Звуковысотный слух. ………………………………………………. 4
а) абсолютный слух. ………………………………………………. 4
б) относительный слух. …………………………………………… 4
2. Мелодический слух. ……………………………………………… 4-5
3. Ладовый слух. ………………………………………………………. 5
4.Интервальный слух. ………………………………………………… 5 5.Полифонический слух. ……………………………………………… 5
6. Гармонический слух. ……………………………………………. 5-6
7. Интонационный слух. ……………………………………………… 6
8. Внутренний слух. ………………………………………………….. 6
9. Ритмический слух. ………………………………………………. 6-7
10. Тембральный слух. ………………………………………………. 7
11. Фактурный слух. …………………………………………………. 7
12. Архитектонический слух. ……………………………………… 7
III. Развитие музыкального слуха на начальном этапе обучения. 7-10
IV. Заключение. ……………………………………………………… 10
V. Список литературы. ……………………………………………… 11
Введение.
Для музыканта большое значение имеет музыкальный слух. Он расширяет возможность чтения с листа, ускоряет заучивание на память, повышает самоконтроль над исполнением музыки (при пении или при игре на инструменте). Не обладая хорошим от природы или хорошо развитым музыкальным слухом, невозможно стать хорошим музыкантом. В системе музыкального образования музыкальный слух занимает особое место. Обязательно на вступительных испытаниях в музыкальную школу проверяют слух ребенка. В дальнейшем его развивают на уроках по специальности, ритмике и музыкально - теоретических дисциплинах.
Обладая музыкальным слухом, музыкант слышит мелодию, может мысленно услышать её звучание, может интонировать произведение, не обращаясь к инструменту. Обладая хорошим музыкальным слухом, ребенок играет более музыкально, выразительно, свободно.
Если не развивать музыкальный слух на начальном этапе обучения, могут возникнуть проблемы в формировании музыканта-исполнителя на других этапах обучения.
Виды музыкального звука.
Музыкальный слух подразделяется на различные виды, такие как: абсолютный, относительный, мелодический, внутренний, интонационный, гармонический, ладовый, полифонический, ритмический, тембральный, фактурный, архитектонический. У каждого ребёнка может быть лучше развит один или несколько видов музыкального слуха. Например, интонационный слух, ребёнок может без определенных усилий точно спеть какую-либо мелодию или это может быть ритмический слух, он без труда воспроизведет услышанный ритм. Безусловно, детям, пришедшим в музыкальную школу, необходимо развивать те виды, которые менее развиты.
Звуковысотный слух - это слух, ориентированный на высоту звука. В связи с этим различают абсолютный слух и относительный.
Абсолютный слух - это способность узнать и воспроизвести высоту звука, не сравнивая ее с другими, высота которых известна. Бывает активный слух (человек может воспроизвести любой заданный звук) и пассивный (только слышит). Абсолютный слух позволяет мгновенно слышать музыкальное качество любого звука и тональности, легко осознавать модуляции, свободно сольфеджировать и стенографировать музыкальные диктанты, ускоряет развитие гармонического слуха, увеличивает объем музыкальной памяти, облегчает овладение нотной грамотой и обучение музыке. Многие люди обладают абсолютным слухом, и среди великих музыкантов были такие: это Ф. Лист, Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин, В.А. Моцарт. Обладание абсолютным слухом даёт много преимуществ в овладении профессией.
Относительный (интервальный) слух - способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в музыкальных интервалах, в мелодии, в аккордах, и т.д., при этом высота звука определяется путём его сравнения с эталонным звуком (например, для профессиональных скрипачей таким эталонным звуком является точно настроенная нота «ля» первой октавы), относительный слух должен быть достаточно хорошо развит у всех профессиональных музыкантов.
Мелодический слух позволяет нам узнавать мелодию, сыгранную на любом инструменте или спетую голосом.
У детей он развивается главным образом на занятиях пением и игрой на музыкальных инструментах. Способность верно воспроизводить мелодию голосом формируется у ребенка в период от 4 до 7 лет, причем большой прогресс наблюдается на четвертом году жизни. Мелодический слух является одним из первых видов слуха, с которого начинают развивать слух.
Мелодический слух объединяет в себе интервальный и ладовый музыкальный слух.
Ладовый слух - способность чувствовать ладово-тональные функции каждого отдельного звука в контексте той или иной музыкальной композиции.
Интервальный слух, в свою очередь, ориентируется на соотношение интервалов между двумя соседними звуками. На уроках сольфеджио при пении, опора идет на опорные ступени лада это, например, первая, третья и пятая, остальные неустойчивые, которые тяготеют в устойчивые.
Развитие полифоничесого вида слуха наступает в дальнейшем обучении. Это связано с возрастными особенностями ребенка.
Полифонический слух - способность слышать в общей звуковой ткани музыкального произведения одновременное движение двух и более отдельных голосов. Данный слух помогает оркестранту, например, тем, что он может слышать, что в данный момент играют другие инструменты. Пианист может слышать и различать все голоса звучащие в разных голосах. Домрист слышит свою партию и партию концертмейстера, умея различать мелодические функции.
Гармонический слух - способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности, а также воспроизводить их в разложенном виде (арпеджировать) - голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к заданной мелодии или пении в многоголосном хоре.
Важно учитывать, что такие проблемы как «нечистое» интонирование отдельных звуков, музыкальных фраз далеко не всегда свидетельствует об отсутствии музыкального слуха. Зачастую дети, особенно маленькие, не умеют управлять своим голосом, голосовыми связками, вследствие чего не могут точно передать звучание ноты или мелодии, которое существует в их сознании в абсолютно верном варианте. Отсюда рождается распространенное заблуждение, что ребенок, который «нечисто» поет, лишен музыкального слуха.
К практическим функциям музыкального слуха относятся и такие важнейшие для исполнителя навыки: как умение слышать себя, слышать свой звук, адекватно анализировать свою игру, а также уметь управлять, корректировать свое звучание, исполнение в соответствии с конкретными задачами. Развитие этого навыка требует постоянного внимания со стороны преподавателя, так как именно в этом случае, через некоторое время, ощущение слышания себя, «слышания со стороны» станет для ребенка естественным само собой разумеющимся».
Интонационный слух - способность слышать выразительность музыки, раскрывать заложенные в ней коммуникативные связи. Интонационный слух подразделяется на звуковысотный (позволяющий определять музыкальные звуки по их отношению к абсолютной звуковысотной шкале, обеспечивая тем самым музыкантам «точность попадания в нужный тон»), и мелодический, обеспечивающий целостное восприятие всей мелодии, а не только её отдельных звуковых интервалов.
Внутренний слух - способность слышать музыку в воображении. Видя ноты на листе, музыкант может проиграть в голове всю мелодию, а так же достроить гармонию и оркестровку. Начинающим музыкантам очень часто нужно наиграть мелодию, чтобы ознакомиться с ней, продвинутые могут спеть ее, ну, а люди с хорошим внутренним слухом просто представляют звуки. Этот вид слуха связан со способностью человека слышать и переживать музыку «про себя», то есть без какой-либо опоры на внешнее звучание. Все мы знаем, что Л.Бетховен лишился внешнего слуха, но при этом продолжал писать свои гениальные произведения. И свою Девятую симфонию он написал, обладая только внутренним слухом.
Ритмический слух - способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Именно с ритмического слуха часто начинают развивать слух ребенка. Зачастую учитель поет или играет мелодию, а ученик хлопает ритм песни.
Тембральный слух - способность колористически чутко ощущать тембральную окраску отдельных звуков и различных звукосочетаний. Развивая тембральный слух, у детей формируется ассациативное мышление.
Фактурный слух - способность воспринимать все тончайшие нюансы отделочной фактуры музыкального произведения.
Архитектонический слух - способность улавливать различные закономерности строения музыкальной формы произведения на всех её уровнях.
Мы пользуемся музыкальным слухом постоянно. Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха. Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь - значит «медведь на ухо наступил», «нет музыкального слуха».
Но ведь чтобы петь, мало хорошо слышать, нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учиться так же, как рисовать, танцевать или плавать.
Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха, а возможности его развития практически безграничны. Успешное развитие слуха зависит от многих факторов, но особенно от своевременного, как можно более раннего погружения в мир музыки.
Развитие музыкального слуха на начальном этапе обучения.
Музыкальный слух нужно развивать до того как ребенка приводят в музыкальную школу. Необходимо прививать чувство прекрасного, формировать эстетический вкус ребенка. Этому способствует слушание хорошей музыки, посещение театров и концертов, как следствие всего этого у ребенка появляется представление о музыке, о звуках.
Поскольку музыкальный слух - главное «орудие» музыканта, его развитие не должно ограничиваться занятиями по сольфеджио. Вся музыкальная деятельность в любом виде - слушание музыки, пение, игра на инструменте - все это способствует активному развитию музыкальности и музыкального слуха. Занятия по специальности, хору, музыкальной литературе, сольфеджио все вместе должны выполнять общую и главную задачу - развитие музыкально-творческой личности учащихся.
Так как большинство поступающих в музыкальную школу это дети, то и занятия с ними должны проходить в игровой форме, при этом очень важно, чтобы ребенок не потерял интерес к занятию музыкой. Первые произведения, которые исполняет ребенок, могут быть представлены нотными сборниками с картинками (А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой», Лещинская «Малыш за роялем»).
Развивать все виды слуха необходимо, как на занятиях по специальности, так и музыкально-теоретических дисциплинах.
Можно попросить детей закрыть глаза во время слушания музыки и потом рассказать, какие образы-ассоциации у них возникли; или дать ребенку творческое задание: нарисовать Мажор и Минор, как они себе их представляют. В данном упражнении используется принцип контраста и принцип синтеза, учитывается развитие образного мышления, тонкости восприятия музыки.
Чтобы развивать звуковысотный слух, необходим определенный перечень упражнений по работе над ним.
- Преподаватель играет определенную ноту на инструменте, а ребенок её воспроизводит голосом, затем количество нот увеличивается.
- Предложить ребенку воспроизвести мелодию на инструменте (хорошо ему знакомую), перед этим преподаватель может её проиграть, после этого попросить сыграть ее же от другой ноты и т.д. Например («Паровоз»).
- При изучении какой-либо песенки по специальности ребенок должен петь во время игры и просто петь без инструмента.
- При игре в ансамбле с педагогом - преподаватель играет свою партию, а ученик свою поет.
- Игра с ребенком угадай ноту, интервал, аккорд. Преподаватель, не показывая ученику, играет ноту, затем ученик ищет её на инструменте и воспроизводит.
Для развития полифонического слуха можно воспользоваться следующими разработками.
- Если ребенок играет уже двухголосное произведение, то разделиться: один голос играть, другой петь и наоборот.
Хорошо развивает полифонический слух игра в ансамбле, она позволяет слышать то, что одновременно с тобой играет педагог или другой ученик.
- Играя двухголосные мелодии, нужно выделять мелодический голос.
С учащимися необходимо развить гармонический слух, для этого можно предложить:
- Транспонирование известных пьес в другие тональности.
- Подбор гармонического сопровождения к мелодии. Ребенок, хорошо знающий какую-либо мелодию, подбирает к ней гармонию. Например, «Маленькой елочке».
- Гармонический анализ произведения, вслушивание в аккорды при медленном проигрывании.
Очень важно развивать тембро-динамический слух при слушании музыки. Одним из действенных средств развития темброво-динамического слуха является слово педагога, словесная характеристика тембра, колорита, например: «здесь поют скрипки», «звук подобен литаврам» и т.д., предлагать ученику мысленно «оркестровать» фактуру.
Если встречаешься со слабо развитым тембро-динамическим слухом ученика - следует проигрывать пьесу с утрированием нюансировки. Больше играть с оттенками, упражняться в слуховом погружении, искать тончайшие нюансы, слухом вытягивать желаемое звучание.
Развитие внутреннего слуха является одной из главных и очень сложных задач. Внутренний слух концентрирует в себе все моменты, связанные с интерпретацией и исполнительской передачей содержания. Важно с первых шагов уделять внимание подбору: вижу-слышу, слышу-представляю движение. Играть мысленно - значит думать. Также уместна игра без инструмента.
Развитию внутреннего слуха способствуют: транспонирование, подбор по слуху, сочинение музыки, импровизация, а также такие методы, как внутреннее проигрывание перед выступлением на сцене, исполнение аккомпанемента с одновременным внутренним пропеванием мелодии.
Заключение.
Музыкальный слух - это сложное, многогранное явление. Это система, которую нельзя рассматривать дробно, отдельными компонентами. Развитый, чуткий музыкальный слух - это то качество, без которого исполнитель не может называться музыкантом, поэтому над ним должна иметь место постоянная работа, и предела совершенствованию в этой работе нет.
Литература
Л.А.Баренбойм. Фортепианная педагогика / Л.А. Баренбойм. - М.: Классика - XXI века, 2007.
Сборник статей. Воспитание музыкального слуха. ред. А.П. Агажанов. М.: Музыка. 1977.
Л. Логинова. О слуховой деятельности музыканта - исполнителя. М.: Изд-во МГК им. П.И.Чайковского, 1998.
Г.М. Цыпин. Исполнитель и техника / Г.М. Цыпин. М.: Академия. 1999.
Г.И..Шатковский. Развитие музыкального слуха / Г.И. Шатковский. М.: Музыка. 1996.
12