Основы религиозных культур и светской этики
Основы буддийской культуры
Буддизм – самая ранняя мировая религия, зародившаяся в 6 веке до н.э. в Древней Индии. Основатель буддизма – Будда (Сиддхартха Гаутама), живший в 560 – 480 гг. до н.э. Буддизм возник в рамках брахманистско-ведической культуры древнеиндийского общества и перенял многие ее черты.
Буддизм в течение первых веков своего существования из Индии распространяется в юго-восточной Азии, в Китае, Тибете, Японии. Позднее из Тибета буддизм попадет в Монголию, а оттуда – к бурятам, тувинцам, калмыкам. Таким образом, буддизм является одной из четырех традиционных конфессий в России.
Основы вероучения в буддийской культуре
В основе буддийского вероучения лежат т.н. «четыре благородные истины»:
1. Жизнь есть страдание;
2. У страдания есть причины;
3. Существует путь избавления от страданий.
4. Избавление от страданий достигается в нирване.
Путь к нирване – своеобразному буддийскому освобождению называется «восьмиричный путь», включающий в себя принятие буддизма, моральное самосовершенствование и духовное бодрствование, медитирование.
Священные книги в буддийской культуре
Священной книгой буддистов является «Трипитака» («Три корзины»), в которой излагается буддийское вероучение. «Трипитака» состоит из отдельных глав – сутр и написана на языке пали – народном варианте священного древнеиндийского языка санскрита.
Основные духовно-нравственные ценности в буддийской культуре
В основе духовно-нравственных ценностей буддийской культуры лежит принцип «ахимса» - непричинение вреда живому.
Буддизм разделяет со светской этикой все основные моральные ценности, а также разделяет с христианством, исламом и иудаизмом большинство религиозных заповедей.
Священные сооружения в буддийской культуре
После смерти основателя буддизма – Будды его прах был помещен в погребальные урны – «ступы», которые имели своеобразный вид. В частности, ступа увенчивалась крышей в виде многоярусного перевернутого зонтика.
Форма ступы послужила отправной точкой для формирования внешнего вида буддийского храма – пагоды. Пагода отличается своеобразной крышей и имеет следующее внутреннее убранство – в центре пагоды находится статуя Будды, перед которой на высоком помосте восседают буддийские монахи – ламы. Они совершают богослужения у статуи Будды.
Хранители традиций в буддийской культуре
Хранителями традиций в буддийской культуре выступают монахи – ламы. Они выступают также и как священники. В буддизме в монашество принимают только лиц мужского пола. Монахи дают три обета – безбрачия, нестяжательства, послушания.
У буддийских монахов своеобразный внешний вид – бритая голова и верхняя одежда, напоминающая римскую тогу, малинового цвета. Буддийские монахи образуют общины – сангхи. У российских буддистов монастыри называются дацанами.
Праздники в буддийской культуре
Основными праздниками в буддийской культуре являются Сагаалган и Дончодхурал.
Сагаалган – буддийский Новый год, который наступает по буддийскому лунному календарю в конце января – феврале. Отмечается 21 день и сопровождается фейерверками, отсюда название – «праздник огней». Каждый год в буддийском календаре символизируется каким-либо животным.
Дончодхурал – буддийский праздник, в котором отмечаются три события из жизни Будды – его день рождения, день его просветления и день смерти. В этот день (этот праздник обычно приходится на летние месяцы) буддисты посещают буддийские храмы и монастыри, где совершаются праздничные богослужения у статуи Будды.