СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы смыслового чтения и работа с текстом

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ, среди которых программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Важность данной программы обусловлена тем, что по результатам проведенных исследований, выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.

Просмотр содержимого документа
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа№1 с. Старобалтачево

муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан





Выступление на педагогическом совете

школы на тему:


«Основы смыслового чтения и работа с текстом».




Подготовил учитель русского языка и литературы Гельметдинова А.Р.








2016 год

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ, среди которых программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Важность данной программы обусловлена тем, что по результатам проведенных исследований, выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.

     Существует национальная программа поддержки и развития чтения (2007-2020), создатели которой отмечают:  

    Современная ситуация … характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением», и  «на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».

Статические данные исследований интереса к чтению

Ответ на вопрос: «Читаете ли Вы книги?»

1996 г.

(в %)

2011 г.

(в %)

Никогда, очень редко

20

40

От случая к случаю

42

49

Практически ежедневно

30

22

Затрудняюсь ответить

1

1



Статические данные исследований детского чтения

Отношение к чтению

Учащиеся младших классов

Учащиеся старших классов

Мне нравится читать, много читаю

43 %

17%

Читаю редко, не люблю

8 %

17%

Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты
междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

Цель: развитие читательской компетентности учащихся.

Результаты:

  • работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

  • работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;

  • работа с текстом: оценка информации.

Общая стратегия чтения включает 3 стадии:

  • предтекстовая стадия,

  • текстовая стадия,

  • послетекстовая стадия.

Целью предтекстовой стадии является формирование установки на чтение.

Предтекстовая стадия предполагает:

  • определение цели и задач чтения;

  • ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами, используемыми в тексте;

  • актуализацию предшествующих знаний;

  • прогноз содержания текста.

Примеры заданий для работы с текстом ДО чтения:

На основании заглавия (иллюстрации, ключевых слов и т.д.) выскажите предположение, о чём будет этот текст.

Вспомните необходимую информацию из ранее изученного материала.

Создайте глоссарий необходимых для чтения данного текста слов.

Цель текстовой стадии состоит в освоении механизмов чтения.

Текстовая стадия включает:

  • выдвижение гипотезы о смысле читаемого в структуре текста;

  • ее подтверждение/опровержение в процессе чтения;

  • догадка о соотношении читаемой в данный момент части с текстом в целом;

  • размышление во время чтения о содержании текста.

Примеры заданий для работы с текстом во время чтения:

Дайте короткие комментарии для облегчения понимания отдельных слов, словосочетаний .

Проведите  диалог с автором:

 — задайте вопрос автору текста, возникающий по ходу чтения.

 — спрогнозируйте  ответ на возникший вопрос к автору, исходя из уже прочитанного, из своего жизненного опыта.

— проверьте свой прогноз по тексту.

Целью послетекстовой стадии является выявление основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

На послетекстовой стадии осуществляются такие трансформации текста, как:

  • воспроизведение текста с различной степенью развернутости и сжатости;

  • аннотирование, реферирование текста;

  • преобразование текста в другую письменную или иную форму репрезентации;

  • обсуждение прочитанного с последующим написанием собственных текстов.

Примеры заданий для работы с текстом после прочтения:

  • Раскройте идею текста.

  • Отразите основное содержание текста в таблице.

  • Напишите аннотацию, реферат.

  • Напишите сочинение, отзыв, рецензию.

В настоящее время  наиболее полное определение грамотности чтения таково:  это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний  и возможностей, активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

   Понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.

  Таким образом, реализация данной междисциплинарной программы  связана не только с изучением русского языка и литературы, практически все предметы школьного курса должны реализовывать эту программу.