МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 178»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Основы журналистики»
СОСТАВИЛ:
учитель русского языка и литературы
МОУ школы № 178 г.о. Самара
Первова Татьяна Петровна
Утверждено:
На заседании м/о учителей русского языка и литературы
Протокол №1 от 31 августа 2016 года
Председатель м/о ________________/ Т.Я. Золина Е.В.
Самара
Элективный курс
для учащихся 10-х классов
«Основы журналистики»
Пояснительная записка
Элективный курс «Основы журналистики» ориентирован на учащихся 10 класса гуманитарного профиля, так как элементы журналистики являются составной частью уроков русского языка, развития речи и литературы.
Для современного человека очень важно быть в курсе событий и процессов, происходящих в мире, стране, городе, уметь проанализировать и оценить эти события и процессы, формировать собственную активную жизненную позицию. Умению компетентно и плодотворно обсуждать общественно значимые проблемы, аргументированно отстаивать свою точку зрения и грамотно её высказывать необходимо обучать в школе и на уроках по общеобразовательным предметам и на элективных курсах. Благодатным материалом для решения этих задач служат журналистские тексты. Программа курса предлагает обратиться к такому важному в современной жизни пласту литературы, как публицистика.
Цель курса показать актуальность профессий, связанных с журналистской деятельностью, продемонстрировать разнообразие языка прессы, активизировать языковые и речевые навыки учащихся, формировать правовую культуру, подготовить к чтению и восприятию оригинальных текстов текущей периодики, развить творческий и коммуникативный потенциал учащихся.
Тематическое планирование
№ темы | Тема урока | Кол-во часов | Форма обучения |
1. | Введение. Журналистика и общество. | 1 | Лекция с элементами беседы |
2. | Исторические предпосылки развития журналистики | 2 | Лекция |
3. | Психологическая подготовка журналиста | 3 | Лекция, практикум, круглый стол |
4. | Кодекс профессиональной этики журналиста | 2 | Лекция. Деловая игра |
5. | Границы гласности в современной журналистике | 1 | Дискуссия |
6. | Формирование правовой культуры | 3 | Лекция, |
7. | Основные специальности журналистской деятельности | 2 | Лекция |
8. | Структура редакционного коллектива | 2 | Лекция, ролевая игра |
9. | Расширенное заседание редакции школьной газеты «Шрег» | 2 | Презентация работы и результатов деятельности школьной газеты |
10. | Основные понятия о газете | 1 | Лекция с элементами беседы |
11. | Основные жанры газетной статьи: заметка, репортаж, интервью. | 1 | Лекция |
12. | Практикум. Сбор материала. | 1 | Работа в группах |
13. | Практикум. Посещение спортивного мероприятия | 1 | Работа в группах |
14. | Встреча со студентами журфака в качестве интервьюера | 1 | Круглый стол |
15. | Встреча с ветеранами Великой отечественной войны в качестве интервьюера | 1 | Круглый стол |
16. | Практикум. Обработка материала | 1 | Работа в группах |
17. | Практикум. Написание статьи | 1 | Практическое занятие |
18. | Стилистические ошибки письменной речи | 1 | Лекция с элементами беседы |
19. | Речевые ошибки | 1 | Лекция с элементами беседы |
20. | Грамматические ошибки | 1 | Лекция |
21. | Средства выразительности речи в газетной статье | 1 | Лекция |
22. | Редактирование статей | 2 | Практическое занятие |
23. | Расширенное заседание редакции школьной газеты «Шрег» | 2 | Презентация творческих работ учащихся |
| Всего часов | 34 | |
Основное содержание курса
О профессии. Журналист — это человек умеющий писать. Речь не идёт о рецептах в кулинарной книге или новогодней открытки для родственников. Он исследователь происходящего в мире, который может грамотно изложить в письменном виде ход событий. Тот, кто хранит свои великолепные записи в столе и гордо называет себя мастером пера, не является журналистом. Представители этой профессии готовят информацию — статьи, фотоотчёты, новости для средств массовой информации, интернет-изданий, телеканалов, радио. Такова современная форма журналистики.
История профессии: Несколько веков назад не было ни радио, ни телевидения, ни других чудес техники. Не смотря на это, царя Петра в XVII веке волновал вопрос политической пропаганды (процесс именуемый сейчас не иначе как PR). О государственных реформах народ необходимо было предупреждать, а также подавать им информацию в выгодном для власти свете. Так и появилось первая в России печатная газета «Ведомости». Именно эта газета положила начало развитию журналистики в России. Учёные, литераторы брались за перо и выпускали частные газеты. Считалось, что пресса выражает общественное мнение, факты, с которыми не поспоришь…
Социальная значимость профессии в обществе: Так исторически сложилось, что журналист — это социально значимая профессия. Человек получает информацию с открытых источников. За её поступление, достоверность несёт ответственность журналист. Не одна тысяча людей будет читать аналитическое заключение по какому-либо предмету исследования, а после совершать определённые поступки в жизни, исходя из этой информации — развивать бизнес, планировать семью, отдавать предпочтение кому-то на политической арене. Журналист — это посредник между происходящим и читателями.
Массовость и уникальность профессии: Учитывая высокую ответственность за сказанные и написанные слова, требования, соответственно, тоже высокие к представителям этой профессии. Это человек грамотный, с творческим мышлением, огромным словарным запасом, умеющий собирать, анализировать необходимую информацию, а также выхватывать в длинном монологе собеседника (если это интервью, например) фразы, которые содержат важную информацию. Эти люди должны быть готовы к публичности и последствиям, которые несёт за собой выход их тени. Самое главное, они должны уметь вызывать доверие.
Риски профессии: В профессии журналист есть как плюсы, так и минусы. Положительными моментами есть гонорары, творческая реализация, возможность познакомится с разными интересными личностями. Однако именно журналистам предстоит работать в горячих точках, освещая происходящие события; косвенно отвечать за популяризацию мнения, что все журналисты — представители жёлтой прессы.
Где получить профессию: Каждой профессии необходимо учиться. Журналист — необычная работа, где многое зависит от задатков. Учиться этой профессии имеет смысл, если есть гуманитарный склад ума. Пройти обучение в университете на факультете журналистики, посетить тренинги? Курсы, или просто черпать информацию из открытых источников, написанную состоявшимися журналистами — каждый выбирает свой путь. Главное, чтобы он привёл к цели.
Психологическая подготовка журналиста предполагает знакомство с мнемотехникой – искусством запоминания, кинесикой – наукой о поведении людей, физиогномикой – приемами изучения личности по лицу; а также развитие памяти, креативного мышления, быстроты и правильности восприятия информации, внимания и наблюдательности, умения эффективной организации творческой работы.
Профессиональная этика журналиста обеспечивается знанием возникновения профессиональной морали журналистики, её сущности основных функций, а также канонов журналистики, неукоснительным соблюдением кодекса профессиональной этики российского журналиста.
Формирование правовой культуры подразумевает знание Конституции РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры; прав и обязанностей журналиста в законе « средствах массовой информации»; ответственности за нарушение закона; защиты авторских прав; Гражданского кодекса о защите чести и достоинства и деловой репутации; уголовного кодекса РФ о клевете и оскорблении.
Практическая деятельность журналиста связана со знанием и умением собирать, обрабатывать и выдавать информацию, определять особенности журналистского текста: жанра, сферы употребления и воздействия, стилизации.
Ожидаемые результаты
- расширение кругозора учащихся;
- повышение качества устной и письменной речи учащихся;
- повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики;
- воспитание активной гражданской позиции.
Методические рекомендации
Для успешного решения поставленных задач применяются такие формы изложения учебного материала, как рассказ и беседа. Теоретический курс подкрепляется практическими заданиями и творческой практикой. На занятиях активно используется такой метод обучения, как упражнение. Задачей упражнения является трансформация теоретических знаний, полученных старшеклассниками, в профессиональные умения и навыки. На занятиях по журналистике используются как воспроизводящие, так и творческие упражнения. Цель воспроизводящих упражнений – способствовать закреплению приобретённых знаний, навыков, и умений; творческих – совершенствовать способности будущих журналистов. Эффективность упражнений заключается в развитии культуры речи, логического мышления, памяти и внимания.
Важными составляющими являются занятия мнемотехникой, кинесикой, физиогномикой, а также изучение приёмов развития внимания и наблюдательности – профессиональных качеств журналиста.
Одной из форм стимулирования интереса к учению является игра- тренинг. Обучающее значение игр-тренингов состоит в том, чтобы сделать усвоение необходимых профессиональных навыков ярким, эмоционально насыщенным и увлекательным. Игровая ситуация вызывает у старшеклассников разнообразные эмоционально-психические переживания, углубляющие познания; активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности. В воспитательном отношении игра ,моделируя различные жизненные ситуации, помогает подросткам избавится от неуверенности в себе, разобраться в своём эмоциональном состоянии, снять комплексы, найти взаимопонимание со взрослыми и со своими ровесниками. Будущие журналисты учатся достигать поставленные цели; следовательно, формируется личность старшеклассника, его индивидуально-психологические качества, необходимые не только в журналистской профессии, но и в жизни.
Список рекомендуемой литературы
Аврамов Д. С. Профессиональная этика журналиста.- М., 1999.
Андреев О. А., Хромов Л. Н. Техника тренировки памяти.- Екатеринбург, 2004
Васильева А.Н. Основы культуры речи. -М., 1999.
Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль.-М.,2002.
История русской журналистики: Хрестоматия.- М., 1991.
Конституция Р Ф.- М., 1997.
Лихачев Д. С. Земля родная: Кн. Для учащихся. –М. : Просвещение, 1983.
Орфографический словарь русского языка. /Под ред. С. И. Ожегова.- М. , 2004.
Розенталь Д. Э., Словарь трудностей русского языка.- 5-е изд.-М., 2005
Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М., 2003.
Солганик Г. Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи:-М.,2004.
Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001.
Устав Союза журналистов Российской Федерации.
Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2005.