Изобразительное искусство Древнего Египта.
Особенности древнеегипетского канона.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Выполнила: Косынко Александра.
Книгой о жизни фараонов и вельмож, о знаменитых событиях в стране были рисунки, стенные росписи и рельефы, в которых использовались и иероглифы.
Анимация начинает работать по щелчку мыши.
Нажмите на каждое из изображений, если необходимо показать его более крупно (переход по гиперссылке).
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Творцы произведений искусства пользовались в Египте большим почетом.
Скульптору в Древнем Египте давалось имя « санх » ,
что означает «дарующий бессмертие».
Анимация работает по щелчку мыши.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Для всего изобразительного искусства Древнего Египта характерны:
- торжественная монументальность
- строгое спокойствие
- статичность
- симметрия
- каноничность
Анимация работает по щелчку мыши.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
- До наших дней дошли рисунки и росписи на стенах гробниц, храмов и дворцов, предметах домашнего обихода, в которых художники строго придерживались определенных правил.
- Строгие законы для создателей произведений искусства были выработаны в эпоху Древнего царства и назывались они канон .
Анимация работает по щелчку мыши.
Щелкните по управляющей кнопке, для того чтобы посмотреть определение слова «канон» /стоит обратить вниманию учеников на то, что, благодаря канону, мы и узнаем произведения древнеегипетского искусства/.
Щелкните по картинке, для того чтобы лучше рассмотреть Палетку фараона Нармера /здесь стоит отметить, что уже в данной палетке, созданной в самом начале эпохи Древнего царства древнеегипетский канон отразился полностью/.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Основные принципы египетского канона:
- Единство изображений и иероглифов.
- Размещение сюжетов горизонтальными поясами.
- Разномасштабность фигур. Их величина зависит не от расположения в пространстве, а от значимости каждой из них.
- Изображение фигуры человека как бы с различных точек зрения, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаза – в фас.
Каждый из принципов появляется по щелчку мыши. Рядом сразу появляется управляющая кнопка, щелкнув по которой, Вы можете перейти к изображениям, поясняющим текст (данный принцип).
Вы можете показать все принципы сразу, а можете делать это постепенно, чередуя текст и изображения.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом свободном от информации месте фона слайда.
Кисти рук изображены таким образом, что нельзя определить, какая рука изображена – правая или левая
Анимация работает по щелчку мыши.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Если требовалось изобразить многоплановую сцену, фигуры помещались одна под другой.
Причем фигуры переднего плана помещались внизу, а дальние располагались наверху.
Иногда эти ряды отделялись горизонтальными линиями.
Анимация работает по щелчку мыши.
Щелкните по изображению, если необходимо показать его более крупно (переход по гиперссылке).
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Стоящие друг за другом фигуры распределялись так:
тщательно прорисовывалась передняя фигура,
а около нее дорисовывался контур следующих.
Анимация работает по щелчку мыши.
Щелкните по изображению, если необходимо показать его более крупно (переход по гиперссылке).
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Фигура взрослого и ребенка отличались не пропорциями, а размером.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Фараон может изображаться только в двух положениях: стоящим или сидящим.
Более всех подчинялись канону, как в жизни, так и в искусстве, фараоны.
Второй вариант изображения фараона – в сидящем положении:
тело напряжено, колени сомкнуты,
руки на коленях, голова прямо, взгляд устремлен вперед.
Стоящий фараон изображается так: левая нога всегда выдвинута вперед,
руки плотно прижаты к телу, голова прямо, взгляд устремлен вперед.
Анимация работает по щелчку мыши.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Египетские писцы изображаются иначе:
Обычно в позе «лотоса», со скрещенными ногами, табличкой на коленях для папируса, в руках – письменные принадлежности.
Взгляд обращен вперед, глаза широко раскрыты, как будто писец прислушивается к словам, доносящимся из потустороннего мира.
Анимация работает по щелчку мыши.
Щелкните по изображению, если необходимо показать его более крупно (переход по гиперссылке).
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Египетский мастер изображал мир, стремясь передать его истинный облик ,
а не то, каким он видится человеческому глазу в момент восприятия.
Анимация работает по щелчку мыши.
Заметка: как-то проводилось исследование, в котором приняли участие дети разного возраста: 5-ти и 13-ти лет. Они рисовали натюрморт с чайником. Старший, зная, как трудно правильно «построить» носик чайника, постарался занять такое место, где бы этот носик ему не был виден (так он объяснил потом выбор своего места). Пятилетнего ребенка посадили рядом с ним (ему носик тоже не был виден). Однако, в своей работе пятилетний ребенок нарисовал чайник полностью в профиль с носиком и ручкой. Когда у него спросили, почему он это сделал, он объяснил так: «Нужно, что бы всё было понятно, а то непонятно, что это чайник» /давно читала об этом исследовании, к сожалению, не могу дать ссылку, передала всё своими словами/. Египетский художник действует по этому же принципу: «чтобы всё было понятно». Это, несомненно, связано с религией и с представлениями египтян о вечной жизни. Каждый человек, существо, растение должны изображаться отдельно с наиболее выгодной точки зрения для большей «понятности». Душа «Ба» (птица с головой умершего) путешествует по загробному миру в течении всего времени мумификации. Возвратившись к телу человека, она должна его «узнать» и «взять его образ» с собой на суд Осириса. Но вдруг мумия будет повреждена? Для этой цели создавались погребальные маски, многочисленные «запасные головы», скульптуры. С точки зрения души Ба легко узнать человека по скульптурному изображению. Но что делать, если требуется узнать человека по настенному изображению? Для этого тело человека изображали как бы с разных сторон, наиболее выгодных для рассмотрения. И всё это постепенно превратилось в канон, который египетский художник не мог нарушить, иначе он не обеспечивал умершему вечную жизнь. Отсюда: консервативность изобразительного искусства Древнего Египта. Исключение: Амарнский период (правление фараона Эхнатона).
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Как можно охарактеризовать изображения?
Все рисунки египетских мастеров были:
- линейными,
- плоскими,
- без объема,
- без перспективы,
- без светотени
Анимация работает по щелчку мыши.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Символическое применение цвета:
- Зеленый – цвет папируса, который окрашивал воды реки накануне наводнения; символ надежды, молодости, возрождения природы
- Черный – цвет благородной земли; символ сохранения и возвращения к жизни после смерти.
- Красный – цвет зла, необитаемой и бесплодной земли.
Анимация работает по щелчку мыши.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Символическое применение цвета:
- Белый – цвет утренней зари; символ победы и радости.
- Ярко-желтый – цвет вечности; символ богов.
- Синий – цвет лазури; символ волос божеств.
- Голубой – цвет воды, моря; символ обещания новой жизни.
Анимация работает по щелчку мыши.
Для перехода к следующему слайду щелкните мышью в любом месте фона слайда.
Канон –
- это свод общепринятых правил для изображения.
- Он сохранялся и использовался в Египте на протяжении тысячелетий.
- Канон был установлен для изображения стоящего, идущего, сидящего человека, а также для рисования цветка лотоса и священных животных.
Анимация работает по щелчку мыши.
Нажмите на управляющую кнопку возврата, для того, что бы вернуться к предыдущему слайду.
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Храм богини Хатхор в Дендере
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Книга Мертвых
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Гробница Мериба. около 2450г. до н.э.
Принцип: Единство изображений и иероглифов.
Обратите внимание учеников на то, что изображения и иероглифы представляют собой единое композиционное целое, также общей является цветовая гамма. Проведите параллели с книгой и иллюстрациями к ней (шрифт в книге и стилистика иллюстраций).
Щелкните по изображению, для того, что бы перейти к следующему слайду, поясняющему принцип.
Фрагмент росписи гробницы Нефертари
Принцип: Единство изображений и иероглифов.
Обратите внимание учеников на то, что изображения и иероглифы представляют собой единое композиционное целое, также общей является цветовая гамма. Проведите параллели с книгой и иллюстрациями к ней (шрифт в книге и стилистика иллюстраций).
Щелкните по изображению, для того, что бы перейти к описанию принципов.
Если Вы будете щелкать не по изображению, а по фону слайда, то будете переходить к следующим поясняющим принципы канона иллюстрациям, что нежелательно.
Фрагмент росписей гробницы Нефертари
Принцип: Размещению сюжетов горизонтальными поясами.
Обратите внимание учеников на то, что в изобразительном искусстве Древнего Египта отсутствует такое понятие, как перспектива. Нет такого понятия, как «загораживание объекта».
Щелкните по изображению, для того, что бы перейти к следующему слайду, поясняющему принцип.
Боги, плывущие по Небесному Нилу
Принцип: Размещению сюжетов горизонтальными поясами.
Обратите внимание учеников на то, что в изобразительном искусстве Древнего Египта отсутствует такое понятие, как перспектива. Нет такого понятия, как «загораживание объекта».
Щелкните по изображению, для того, что бы перейти к следующему слайду, поясняющему принцип.
Гробница Аменхотепа II. около 1428 г. до н.э.
Принцип: Размещению сюжетов горизонтальными поясами.
Обратите внимание учеников на то, что в изобразительном искусстве Древнего Египта отсутствует такое понятие, как перспектива. Нет такого понятия, как «загораживание объекта».
Здесь также можно отметить единство изображений и иероглифов (по стилизации и цветовому решению).
Щелкните по изображению, для того, что бы перейти к описанию принципов.
Гробница Аменхотепа II. около 1428 г. до н.э.
Принцип: Разномасштабность фигур.
Их величина зависит не от расположения в пространстве, а от значимости каждой из них.
Здесь также можно обратить внимание учеников на то, что по правилам канона кожа женщин была намного светлее, чем у мужчин.
Щелкните по изображению, для того, что бы перейти к описанию принципов.
Гробница Нахта. Нахт и Тауи. около 1390 г. до н.э.
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Сцены из крестьянской жизни. 18 династия
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Гробница Нахта. Просеивание зерна. около 1390 г. до н.э.
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Гробница Хаемхета. Земледелие. Ок. 1370 г. до н.э.
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Гробница Менена. Обмолот зерна. около 1395 г. до н.э.
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Статуя писца. Ок. 2450 г. до н.э. 68 см
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Статуя писца Хети. Ок. 2300 г. до н.э. 252 см
Щелкните по изображению, для того что бы вернуться по гиперссылке к основному слайду.
Статуя писца. Ок. 2500 г. до н.э. 51 см