СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности эмоциональной сферы личности младших школьников, обучающихся в коррекционных классах

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности эмоциональной сферы личности младших школьников, обучающихся в коррекционных классах»

Особенности эмоциональной сферы личности младших школьников, обучающихся в коррекционных классах Психологические нарушения в эмоциональной сфере

Особенности эмоциональной сферы личности младших школьников, обучающихся в коррекционных классах

Психологические нарушения в эмоциональной сфере

Эмоции и чувства Эмоции (лат. emovere – потрясаю, волную) – особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний , отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных потребностей. Чувства – наиболее устойчивые переживания человека, возникающие при удовлетворении или не удовлетворении социальных потребностей (любовь. гордость, ненависть, мировоззренческие чувства и др.).Отличительными особенностями чувств являются их осознанность, предметность и обобщенность. Чувства практические –чувства связанные с деятельностью (досада, удовольствие, творческий подъём).

Эмоции и чувства

  • Эмоции (лат. emovere – потрясаю, волную) – особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний , отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных потребностей.
  • Чувства – наиболее устойчивые переживания человека, возникающие при удовлетворении или не удовлетворении социальных потребностей (любовь. гордость, ненависть, мировоззренческие чувства и др.).Отличительными особенностями чувств являются их осознанность, предметность и обобщенность. Чувства практические –чувства связанные с деятельностью (досада, удовольствие, творческий подъём).
Психологические теории эмоций Эволюционная 1872. Ч.Дарвин : Эмоции –приспособительный механизм, сходный у человека и животных. Периферическая нач.20 в. Джеймс- Ланге : Эмоции – возникают в результате телесных изменений во внутренних органах. Схема: Восприятие- изменение во внутренних органах- переработка в центральной нервной системе- переживание эмоций. Физиологическая Кеннон-Бард : Восприятие- переработка в центральной нервной системе- эмоциональное переживание- физиологические изменения

Психологические теории эмоций

  • Эволюционная 1872. Ч.Дарвин : Эмоции –приспособительный механизм, сходный у человека и животных.
  • Периферическая нач.20 в. Джеймс- Ланге : Эмоции – возникают в результате телесных изменений во внутренних органах. Схема: Восприятие- изменение во внутренних органах- переработка в центральной нервной системе- переживание эмоций.
  • Физиологическая Кеннон-Бард : Восприятие- переработка в центральной нервной системе- эмоциональное переживание- физиологические изменения
И н , то меняется знак с «-» на «+»; 5. Ии Когнитивная. Л. Фестингер. Э «+» - если ожидания подтверждаются – консонанс. Э «-» - если ожидания не подтверждаются – диссонанс. " width="640"

Психологические теории эмоций

  • Дифференциальная . К.Изард. Эмоции – основная мотивационная система человека и состоит из 10 базовых эмоций (1. интерес-волнение; 2. радость;3. удивление; 4.горе-страдание; 5.гнев; 6.отвращение; 7.презрение; 8. страх; 9 стыд; 10. вина).
  • Информационная . П.В.Симонов: эмоции – функция потребности (П) и информации (И). Эмоции = f( И необходимая – И имеющаяся) 1. П=0, то Э=0; 2. И н= И и, то Э=0; (при наличии потребности); 3. И и=0, то Э= max (при наличии потребности; 4. И и И н , то меняется знак с «-» на «+»; 5. Ии
  • Когнитивная. Л. Фестингер. Э «+» - если ожидания подтверждаются – консонанс. Э «-» - если ожидания не подтверждаются – диссонанс.

Психологические теории эмоций Биологическая . П.К. Анохин. Э «+» - возникают лишь в том случае, когда обратная информация точно отражает все компоненты результата и совпадает с предшествующей оценкой. Их несовпадение ведёт немедленно к беспокойству, поиску новых комбинаций, которые привели бы к положительным эмоциям. Человек наиболее эмоциональное существо. Он способен испытывать в разные периоды жизни десятки тысяч оттенков эмоций. По характеру потребностей выделяют: 1. низшие (голод, жажда и т.д.); 2. высшие (социальные, и только человеку). По силе и осознанности: 1 чувствительный тон; 2.собственно эмоции; 3. настроения 4. аффекты; 5. стрессы

Психологические теории эмоций

  • Биологическая . П.К. Анохин. Э «+» - возникают лишь в том случае, когда обратная информация точно отражает все компоненты результата и совпадает с предшествующей оценкой. Их несовпадение ведёт немедленно к беспокойству, поиску новых комбинаций, которые привели бы к положительным эмоциям.
  • Человек наиболее эмоциональное существо. Он способен испытывать в разные периоды жизни десятки тысяч оттенков эмоций.
  • По характеру потребностей выделяют: 1. низшие (голод, жажда и т.д.); 2. высшие (социальные, и только человеку). По силе и осознанности: 1 чувствительный тон; 2.собственно эмоции; 3. настроения 4. аффекты; 5. стрессы
Виды эмоциональных явлений Виды Эмоциональных явлений Эмоции Чувственный тон Собственно эмоции (базовые): радость, удивление, интерес, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Настроения Аффекты Стресс Чувства Моральные Интеллектуальные Эстетические Практические Страсти

Виды эмоциональных явлений

Виды

Эмоциональных

явлений

Эмоции

Чувственный тон

Собственно эмоции (базовые): радость, удивление, интерес, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Настроения

Аффекты

Стресс

Чувства

Моральные

Интеллектуальные

Эстетические

Практические

Страсти

Личность Личность – особое качество человека. приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Личность – человеческий индивид как субъект проходит 3 фазы своего становления как: 1. фаза адаптации – усвоение норм и ценностей и овладение средствами и формами деятельности и уподоблением индивида др. членам этой общности, 2. фаза индивидуализации – с обостряющимися противоречиями  между  необходимостью «быть как все» и стремлением личности к максимальной персонализации , 3 .фаза интеграции – с противоречием между быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять лишь те его особенности, которые способствуют её развитию и тем самым развитию его самого как личности (Б. псх. Словарь под ред. Б.Г. Мещерякова и др. с. 263-265 ).

Личность

  • Личность – особое качество человека. приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Личность – человеческий индивид как субъект проходит 3 фазы своего становления как:
  • 1. фаза адаптации – усвоение норм и ценностей и овладение средствами и формами деятельности и уподоблением индивида др. членам этой общности,
  • 2. фаза индивидуализации – с обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть как все» и стремлением личности к максимальной персонализации ,
  • 3 .фаза интеграции – с противоречием между быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять лишь те его особенности, которые способствуют её развитию и тем самым развитию его самого как личности (Б. псх. Словарь под ред. Б.Г. Мещерякова и др. с. 263-265 ).
Личность младшего школьника У младшего школьника складывается относительно устойчивая самооценка как ученика и как личности в целом: приобретение умелости с каком-либо виде деятельности.  Индивидуализация раскрывается в систематическом обучении и в других видах деятельности ( игра, простейшие трудовые навыки, занятия спортом, искусством и др.). Задачи младшего школьного возраста: Адаптация к школе ( посещаемость, подобающее поведение ). Академическая успеваемость ( овладение навыками чтения, арифметики) Поддержание отношений со сверстниками ( признание, установление дружеских отношений) Регулируемое правилами поведение ( нравственного и социального поведения в обществе)

Личность младшего школьника

  • У младшего школьника складывается относительно устойчивая самооценка как ученика и как личности в целом: приобретение умелости с каком-либо виде деятельности.
  • Индивидуализация раскрывается в систематическом обучении и в других видах деятельности ( игра, простейшие трудовые навыки, занятия спортом, искусством и др.).
  • Задачи младшего школьного возраста:
  • Адаптация к школе ( посещаемость, подобающее поведение ).
  • Академическая успеваемость ( овладение навыками чтения, арифметики)
  • Поддержание отношений со сверстниками ( признание, установление дружеских отношений)
  • Регулируемое правилами поведение ( нравственного и социального поведения в обществе)
Сущность и содержание эмоциональной сферы личности Эмоции и чувства представляют собой отражение в сознании реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживаний (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу личности. Т.е., если эмоции – отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания, то эмоциональная сфера – совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

Сущность и содержание эмоциональной сферы личности

  • Эмоции и чувства представляют собой отражение в сознании реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживаний (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу личности.
  • Т.е., если эмоции – отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания, то эмоциональная сфера – совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.
Особенности эмоциональной сферы личности младших школьнико в Выготский Л.С.: « Эмоции в детском возрасте не подавляются и ослабевают, а кривая развития эмоций идет вверх от аутистических интеллектуальных процессов, к реалистическому интеллектуальному проце ссу, вернее происходит «синтез интеллектуального и эмоционального» процесса» [ 7. с 628 ].  Исследования А.Г. Закаблук позволяют утверждать, что эмоциональная сфера младших школьников характеризуется: 1.  легкой эмоциональной отзывчивостью и окрашенностью восприятия, воображения.  2.  непосредственностью и откровенностью. 3. готовностью к аффекту страха. 4.большой эмоциональной неустойчивостью. 5. эмоциогенными факторами являются игры, общение со сверстниками и успехи в учебе.  6.свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются.

Особенности эмоциональной сферы личности младших школьнико в

  • Выготский Л.С.: « Эмоции в детском возрасте не подавляются и ослабевают, а кривая развития эмоций идет вверх от аутистических интеллектуальных процессов, к реалистическому интеллектуальному проце ссу, вернее происходит «синтез интеллектуального и эмоционального» процесса» [ 7. с 628 ].
  • Исследования А.Г. Закаблук позволяют утверждать, что эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:
  • 1. легкой эмоциональной отзывчивостью и окрашенностью восприятия, воображения.
  • 2. непосредственностью и откровенностью.
  • 3. готовностью к аффекту страха.
  • 4.большой эмоциональной неустойчивостью.
  • 5. эмоциогенными факторами являются игры, общение со сверстниками и успехи в учебе.
  • 6.свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются.
печаль Весь процесс социализации ребенка сопровождается состоянием тревоги, так, как он пытается избежать неприятных переживаний. Изменения с возрастом претерпевают два типа реакций гнева: взрывные реакции гнева, направленные реакции гнева, в следствии родительского недовольства и наказания.

печаль

  • Весь процесс социализации ребенка сопровождается состоянием тревоги, так, как он пытается избежать неприятных переживаний. Изменения с возрастом претерпевают два типа реакций гнева: взрывные реакции гнева, направленные реакции гнева, в следствии родительского недовольства и наказания.
Взрывные реакции гнева

Взрывные реакции гнева

Эмоциональная децентрация (способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека Между 8 и 11 годами дети считаются друзьями, тех, ко разделяет их интересы

Эмоциональная децентрация (способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека

  • Между 8 и 11 годами дети считаются друзьями, тех, ко разделяет их интересы
Склонность к проявлению негативных эмоций Не адекватные аффективные реа кции (от лат. adaequatus - приравненный) – эмоциональные реакции, не соответствующие ситуации (или субъективно воспринимаемые окружающими как не соответствующие ситуации). Недовольство, гнев младший школьник проявляет не столько в моторной форме –лезет драться, сколько в словесной – грубит, дразнит. Переживание стыда ребенок начинает проявлять более скрытно. В это время он уже учится понимать характер переживаний других людей, приобретает способность сопереживать эмоциональному состоянию сверстников и взрослых (Якобсрн П.М., 1976).

Склонность к проявлению негативных эмоций

  • Не адекватные аффективные реа кции (от лат. adaequatus - приравненный) – эмоциональные реакции, не соответствующие ситуации (или субъективно воспринимаемые окружающими как не соответствующие ситуации).
  • Недовольство, гнев младший школьник проявляет не столько в моторной форме –лезет драться, сколько в словесной – грубит, дразнит.
  • Переживание стыда ребенок начинает проявлять более скрытно. В это время он уже учится понимать характер переживаний других людей, приобретает способность сопереживать эмоциональному состоянию сверстников и взрослых (Якобсрн П.М., 1976).
Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте По мнению И.В.Дубровиной можно выделить три выраженные группы детей с эмоциональными нарушениями: Агрессивные дети. Эмоционально-расторможенные дети. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети .

Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте

  • По мнению И.В.Дубровиной можно выделить три выраженные группы детей с эмоциональными нарушениями:
  • Агрессивные дети.
  • Эмоционально-расторможенные дети.
  • Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети .