СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности формирования логического мышления младших школьников на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе модернизации школьного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования, в том числе и в начальной школе, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учета потребностей и интересов младших школьников.

Младший школьный возраст имеет большие возможности развития мышления благодаря его динамичности и изменчивости. В тесной связи с мышлением развиваются и другие познавательные процессы. Но именно с развитием мышления в младшем школьном возрасте складываются такие важные новообразования как внутренний план действия и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия).

Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования логического мышления младших школьников на уроках русского языка»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА



На современном этапе модернизации школьного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования, в том числе и в начальной школе, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учета потребностей и интересов младших школьников.

Младший школьный возраст имеет большие возможности развития мышления благодаря его динамичности и изменчивости. В тесной связи с мышлением развиваются и другие познавательные процессы. Но именно с развитием мышления в младшем школьном возрасте складываются такие важные новообразования как внутренний план действия и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия).

Согласно ФГОС НОО формирование творческой и мыслительной активности – одна из важнейших задач современного образования. Здесь отмечена необходимость развития у обучающихся умения логически мыслить.

Традиционным для отечественной психологической науки (А.В. Брушлинский, Л. Веккер, П.Я. Гальперин, С.Г. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.) является понимание мышления как высшего познавательного психического процесса, который обеспечивает порождение нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление определено особой деятельностью, оно происходит по определенным этапам и выражается в определенных формах. В зависимости от содержания предметной деятельности, в которую включено, оно получает название профессионального (например, техническое, конструкторское мышление (Т.В. Кудрявцев, В.А. Моляко); математическое мышление (Б.Ф. Ломов); оперативное мышление (Д.М. Завалишина, В.М. Пушкин); мышление спортсмена (А. Родионов); педагогическое мышление (М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, Л.М. Митина и др.).

Обобщение научных подходов дало основание отметить, что в современной психологической науке не существует общепринятого понимания сущности мышления. Однако мышление является социально обусловленным, связанным с языком психическим процессом опосредованного и обобщенного отражения действительности. Оно возникает на основе практической деятельности, но выходит за ее пределы. Говоря о мышлении, нельзя не упомянуть о логике.

Процесс логического мышления невозможен без умственных операций, среди которых выделяют пять основных: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение.

Анализ – процесс изучения чего-либо, основанный на разделении предмета или явления на составные части, определении элементов, составляющих целое, изучении свойств предмета или явления.

Синтез – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему). Анализ и синтез – это два аспекта единого процесса мышления. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Анализ чаще всего осуществляется через синтез и обусловлен тем, по каким признакам в нем объединены части.

Абстрагирование – процесс выделения и отделения существенных признаков, связей и отношений. На первом этапе абстрагирования проходит разграничение существенного и несущественного, выделение наиболее важных свойств. На втором этапе – отделение от несущественного, ненужного.

Сравнение – операция выявления признаков сходства и различия между различными объектами, которыми могут быть как предметы и явления материального мира, так и различные абстракции. С помощью сравнения изучаются как внешние схожие и отличительные признаки и отношения предметов и явлений, которые можно видеть непосредственно, так и внутренние, которые не воспринимаются непосредственно и имеют место только в умственной деятельности учащихся.

Анализ научных работ позволяет сделать вывод о том, что логическое мышление характеризуется умением применять законы логики, на которых основывается организация деятельности: выполнение логических операций, аргументация их, построение гипотезы и формулирование выводов.

Логическое мышление иногда называют еще направленным мышлением потому, что оно имеет своей целью получение желаемого результата. В процессе научного познания при решении практических задач, сравнивая между собой известные истинные положения, можно получить новые или обосновать положения, опираясь на логическое мышление.

Итак, характерными чертами логического мышления являются: владение логическими приемами (анализ, синтез, сравнение, классификация); динамическая умственная активность личности; умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе познавательной деятельности.

Младший школьный возраст чрезвычайно важен в психическом развитии личности, в частности в развитии мышления, так как именно в этот период осуществляется переход к учебной деятельности, ее адаптация к новой социальной ситуации развития.

Мышление у детей младшего школьного возраста развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы – развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей. В этот период особенно велика роль учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста [4, с. 61].

В младшем школьном возрасте происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логичному. К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники). В процессе обучения формируются научные понятия - основы теоретического мышления.

В нашем исследовании была рассмотрена специфика формирования мышления учащихся 4-х классов. Анализ литературы показал, что при формировании и развитии логического мышления младших школьников на уроках русского языка основными педагогическими задачами учителя являются:]

- формирование мотива достижения;

- нацеливание на успешное выполнение задач;

- обеспечение условия успешной деятельности;

-заинтересованность познавательным процессом;

- формирование сознательного отношения к результату учебной деятельности;

- превращение результата в повод для новой познавательной деятельности.

Учитель, подбирая упражнения для формирования логического мышления на уроках русского языка, ориентируется на личность обучающегося, применяя специфические для каждого ученика варианты. Это отражается в подборе форм, методов, приемов и средств работы с конкретным учеником. Это проблемно-поисковые ситуации, когда, опираясь на жизненный опыт ребенка, в его деятельность включается проект, учебная дискуссия, рецензирование, дидактические игры.

Все это развивает познавательный интерес, способствующий развитию логического мышления младших школьников.

Одна из основных функций учителя – стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели. Ученые видят ее в создании условий для включения учащихся в познавательную деятельность, в обеспечении эмоциональной поддержки детей во время работы, в создании ситуации успеха для каждого ребенка, в обеспечении общего положительного эмоционального фона.

Учитель стимулирует и создает устойчивый мотив и желание сравнивать успехи ученика только с его предыдущими результатами. Учебно-познавательная деятельность обучающихся на уроках русского языка, направленная на развитие логического мышления, должна базироваться на активной учебной деятельности, которая предусматривает:

-обогащение содержания учебного материала эмоциональной, личностно-значимой информацией;

- внедрение личностно-ориентированного общения, личностного контакта с учеником;

- замены чрезмерной дисциплины деловым сотрудничеством;

- включение в урок диалога между учащимися, учителем и учениками;

- создание на уроках доброжелательной атмосферы;

- предоставление каждому ребенку возможности проявить себя в разных видах творчества;

-использование различных форм деятельности (индивидуальная, парная, групповая, коллективная) как на уроках, так и во внеурочное время;

- привлечение обучающихся к стимулированию самооценки, самопознанию и самосовершенствованию в различных видах деятельности.

Формирование логического мышления и активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка должна быть направлена на развитие познавательных умений, творческого самостоятельного мышления, формирование творческих навыков и умений нестандартного решения определенных проблем.

Эффективным средством активизации учебно-познавательной деятельности, развития познавательных умений и формирования логического мышления младших школьников на уроках русского языка считается увлекательный материал. При условии соответствующего выбора методики работы, определенных упражнений, соблюдения принципов системности, наглядности он выполняет ряд педагогических функций: активизирует внимание, повышает эмоциональный тонус учебно-познавательной деятельности, стимулирует умственную деятельность, служит опорой эмоциональной памяти, снижает напряжение урока.

Индивидуальный подход в процессе обучения учащихся и создание благоприятных условий развития их недостаточно развитых психических качеств (внимания, памяти, мышления) играет решающую роль не только в формировании логического мышления, но и в повышении качества знаний школьников.

Часто формирование логического мышления сравнивают с интерактивностью учебно-познавательной деятельности. Интерактивное обучение – это особая форма организации познавательной деятельности, которая заключается в обеспечении постоянного активного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса и основывается на диалоге, моделировании ситуаций выбора, свободном обмене мнениями. Здесь дети и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами, однако педагог становится настоящим лидером детского коллектива, организатором процесса обучения.

Принципами интерактивного обучения являются: непосредственное участие каждого участника занятий в процессе обучения, что обязывает учителясделать каждого участника активным искателем путей и средств решения определенной проблемы. Деятельность учащихся на уроке является источником познания, формирования личностных качеств, развития творческих способностей, основой для совершенствования учебного процесса и формирования логического мышления. Обеспечивается эта деятельность в процессе выполнения различных упражнений.

Среди приемов формирования логического мышления посредством развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста ученые указывают следующие:

  • формирование мотивов деятельности путем использования актуального нового материала; наглядности, применение новейших технологий обучения, дидактических игр, соревнований;

  • связь материала с жизнью, опытом учащихся;

  • постановка проблемных вопросов, задач;

  • использование приемов логического мышления (аналогия, анализ, синтез, обобщение, сравнение, противопоставление);

  • интеграции конкретного учебного материала с материалом других дисциплин;

  • применение специальных упражнений на развитие критического и самостоятельного мышления;

  • индивидуализация и дифференциация обучения, то есть самостоятельная постановка учениками вопросов, дополнений и др.

С учетом изложенного выше материала нами был разработан комплекс упражнений по русскому языку, направленных на развитие логического мышления учащихся 4-го класса.

Условия реализации данной системы:

- использование на уроках русского языка таких упражнений, в которых предусмотрены операции анализа, синтеза, классификации, группировки;

- степень сложности упражнений соответствует уровню развития школьников.

Система упражнений для формирования учебно-логических умений

Блок

Упражнения

Упражнения и задания для развития навыков понимания основного содержания.

1. Найдите и выпишите ответы на вопросы.

2.Прочитайте еще раз и расставьте правильно пункты плана (дается план с нарушенной последовательностью).

Можно дать серию предложений, размещенных в произвольном порядке.

3.Выпишите предложения, характеризующие одного из действующих лиц.

4. Перепишите текст или его часть, заменив лицо, от имени которого ведется рассказ, временную (упражнения на трансформацию).

Упражнения и задания для развития навыков понимания структурно-смысловых связей текста.

1. Сократите текст, сохраняя общий смысл.

2.Прочитайте текст и составьте план прочитанного (для сильных учеников).

Упражнения и задания для развития навыков полного понимания текста

1. Выпишите из текста те предложения, которые можно использовать для описания картины (указывается рисунок в учебнике).

2. Прочитайте и выберите правильные утверждения из 2-предложенных. Учитель на доске или карточках предлагает по 2 утверждения, Из них лишь одно соответствует содержанию прочитанного текста.

3. Прочитайте текст и возразите или подтвердите данные высказывания.


Таким образом, главным критерием, которым пользуется учитель при подборе упражнений для формирования логического мышления на уроках русского языка, является критерий индивидуальный, личностный: ученик сравнивается с самим собой «вчерашним», что и позволяет увидеть его индивидуальные успехи.


Литература

  1. Кураев Г.А. Возрастная психология: Курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 146 с.

  2. Паршакова Т.Ю. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения профессиональных дисциплин / Т.Ю. Паршакова // Молодой ученый. 2015. №10. С. 249-252.

  3. Пивоварова Л.А. Рациональная организация познавательной деятельности обучающихся как важный фактор формирования интереса к предмету / Л.А. Пивоварова // Молодой ученый. 2016. №16.1. С. 41-44.

  4. Романова И.С. Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной результативности на уроках / И.С. Романова // Молодой ученый. 2017. №42. С. 4-6.

  5. Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся // Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛГПУ, 2001. Выпуск 8. 185 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!