ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
На современном этапе модернизации школьного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования, в том числе и в начальной школе, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учета потребностей и интересов младших школьников.
Младший школьный возраст имеет большие возможности развития мышления благодаря его динамичности и изменчивости. В тесной связи с мышлением развиваются и другие познавательные процессы. Но именно с развитием мышления в младшем школьном возрасте складываются такие важные новообразования как внутренний план действия и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия).
Согласно ФГОС НОО формирование творческой и мыслительной активности – одна из важнейших задач современного образования. Здесь отмечена необходимость развития у обучающихся умения логически мыслить.
Традиционным для отечественной психологической науки (А.В. Брушлинский, Л. Веккер, П.Я. Гальперин, С.Г. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.) является понимание мышления как высшего познавательного психического процесса, который обеспечивает порождение нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление определено особой деятельностью, оно происходит по определенным этапам и выражается в определенных формах. В зависимости от содержания предметной деятельности, в которую включено, оно получает название профессионального (например, техническое, конструкторское мышление (Т.В. Кудрявцев, В.А. Моляко); математическое мышление (Б.Ф. Ломов); оперативное мышление (Д.М. Завалишина, В.М. Пушкин); мышление спортсмена (А. Родионов); педагогическое мышление (М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, Л.М. Митина и др.).
Обобщение научных подходов дало основание отметить, что в современной психологической науке не существует общепринятого понимания сущности мышления. Однако мышление является социально обусловленным, связанным с языком психическим процессом опосредованного и обобщенного отражения действительности. Оно возникает на основе практической деятельности, но выходит за ее пределы. Говоря о мышлении, нельзя не упомянуть о логике.
Процесс логического мышления невозможен без умственных операций, среди которых выделяют пять основных: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение.
Анализ – процесс изучения чего-либо, основанный на разделении предмета или явления на составные части, определении элементов, составляющих целое, изучении свойств предмета или явления.
Синтез – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему). Анализ и синтез – это два аспекта единого процесса мышления. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Анализ чаще всего осуществляется через синтез и обусловлен тем, по каким признакам в нем объединены части.
Абстрагирование – процесс выделения и отделения существенных признаков, связей и отношений. На первом этапе абстрагирования проходит разграничение существенного и несущественного, выделение наиболее важных свойств. На втором этапе – отделение от несущественного, ненужного.
Сравнение – операция выявления признаков сходства и различия между различными объектами, которыми могут быть как предметы и явления материального мира, так и различные абстракции. С помощью сравнения изучаются как внешние схожие и отличительные признаки и отношения предметов и явлений, которые можно видеть непосредственно, так и внутренние, которые не воспринимаются непосредственно и имеют место только в умственной деятельности учащихся.
Анализ научных работ позволяет сделать вывод о том, что логическое мышление характеризуется умением применять законы логики, на которых основывается организация деятельности: выполнение логических операций, аргументация их, построение гипотезы и формулирование выводов.
Логическое мышление иногда называют еще направленным мышлением потому, что оно имеет своей целью получение желаемого результата. В процессе научного познания при решении практических задач, сравнивая между собой известные истинные положения, можно получить новые или обосновать положения, опираясь на логическое мышление.
Итак, характерными чертами логического мышления являются: владение логическими приемами (анализ, синтез, сравнение, классификация); динамическая умственная активность личности; умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе познавательной деятельности.
Младший школьный возраст чрезвычайно важен в психическом развитии личности, в частности в развитии мышления, так как именно в этот период осуществляется переход к учебной деятельности, ее адаптация к новой социальной ситуации развития.
Мышление у детей младшего школьного возраста развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы – развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей. В этот период особенно велика роль учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста [4, с. 61].
В младшем школьном возрасте происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логичному. К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники). В процессе обучения формируются научные понятия - основы теоретического мышления.
В нашем исследовании была рассмотрена специфика формирования мышления учащихся 4-х классов. Анализ литературы показал, что при формировании и развитии логического мышления младших школьников на уроках русского языка основными педагогическими задачами учителя являются:]
- формирование мотива достижения;
- нацеливание на успешное выполнение задач;
- обеспечение условия успешной деятельности;
-заинтересованность познавательным процессом;
- формирование сознательного отношения к результату учебной деятельности;
- превращение результата в повод для новой познавательной деятельности.
Учитель, подбирая упражнения для формирования логического мышления на уроках русского языка, ориентируется на личность обучающегося, применяя специфические для каждого ученика варианты. Это отражается в подборе форм, методов, приемов и средств работы с конкретным учеником. Это проблемно-поисковые ситуации, когда, опираясь на жизненный опыт ребенка, в его деятельность включается проект, учебная дискуссия, рецензирование, дидактические игры.
Все это развивает познавательный интерес, способствующий развитию логического мышления младших школьников.
Одна из основных функций учителя – стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели. Ученые видят ее в создании условий для включения учащихся в познавательную деятельность, в обеспечении эмоциональной поддержки детей во время работы, в создании ситуации успеха для каждого ребенка, в обеспечении общего положительного эмоционального фона.
Учитель стимулирует и создает устойчивый мотив и желание сравнивать успехи ученика только с его предыдущими результатами. Учебно-познавательная деятельность обучающихся на уроках русского языка, направленная на развитие логического мышления, должна базироваться на активной учебной деятельности, которая предусматривает:
-обогащение содержания учебного материала эмоциональной, личностно-значимой информацией;
- внедрение личностно-ориентированного общения, личностного контакта с учеником;
- замены чрезмерной дисциплины деловым сотрудничеством;
- включение в урок диалога между учащимися, учителем и учениками;
- создание на уроках доброжелательной атмосферы;
- предоставление каждому ребенку возможности проявить себя в разных видах творчества;
-использование различных форм деятельности (индивидуальная, парная, групповая, коллективная) как на уроках, так и во внеурочное время;
- привлечение обучающихся к стимулированию самооценки, самопознанию и самосовершенствованию в различных видах деятельности.
Формирование логического мышления и активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка должна быть направлена на развитие познавательных умений, творческого самостоятельного мышления, формирование творческих навыков и умений нестандартного решения определенных проблем.
Эффективным средством активизации учебно-познавательной деятельности, развития познавательных умений и формирования логического мышления младших школьников на уроках русского языка считается увлекательный материал. При условии соответствующего выбора методики работы, определенных упражнений, соблюдения принципов системности, наглядности он выполняет ряд педагогических функций: активизирует внимание, повышает эмоциональный тонус учебно-познавательной деятельности, стимулирует умственную деятельность, служит опорой эмоциональной памяти, снижает напряжение урока.
Индивидуальный подход в процессе обучения учащихся и создание благоприятных условий развития их недостаточно развитых психических качеств (внимания, памяти, мышления) играет решающую роль не только в формировании логического мышления, но и в повышении качества знаний школьников.
Часто формирование логического мышления сравнивают с интерактивностью учебно-познавательной деятельности. Интерактивное обучение – это особая форма организации познавательной деятельности, которая заключается в обеспечении постоянного активного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса и основывается на диалоге, моделировании ситуаций выбора, свободном обмене мнениями. Здесь дети и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами, однако педагог становится настоящим лидером детского коллектива, организатором процесса обучения.
Принципами интерактивного обучения являются: непосредственное участие каждого участника занятий в процессе обучения, что обязывает учителясделать каждого участника активным искателем путей и средств решения определенной проблемы. Деятельность учащихся на уроке является источником познания, формирования личностных качеств, развития творческих способностей, основой для совершенствования учебного процесса и формирования логического мышления. Обеспечивается эта деятельность в процессе выполнения различных упражнений.
Среди приемов формирования логического мышления посредством развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста ученые указывают следующие:
формирование мотивов деятельности путем использования актуального нового материала; наглядности, применение новейших технологий обучения, дидактических игр, соревнований;
связь материала с жизнью, опытом учащихся;
постановка проблемных вопросов, задач;
использование приемов логического мышления (аналогия, анализ, синтез, обобщение, сравнение, противопоставление);
интеграции конкретного учебного материала с материалом других дисциплин;
применение специальных упражнений на развитие критического и самостоятельного мышления;
индивидуализация и дифференциация обучения, то есть самостоятельная постановка учениками вопросов, дополнений и др.
С учетом изложенного выше материала нами был разработан комплекс упражнений по русскому языку, направленных на развитие логического мышления учащихся 4-го класса.
Условия реализации данной системы:
- использование на уроках русского языка таких упражнений, в которых предусмотрены операции анализа, синтеза, классификации, группировки;
- степень сложности упражнений соответствует уровню развития школьников.
Система упражнений для формирования учебно-логических умений
Блок | Упражнения |
Упражнения и задания для развития навыков понимания основного содержания. | 1. Найдите и выпишите ответы на вопросы. 2.Прочитайте еще раз и расставьте правильно пункты плана (дается план с нарушенной последовательностью). Можно дать серию предложений, размещенных в произвольном порядке. 3.Выпишите предложения, характеризующие одного из действующих лиц. 4. Перепишите текст или его часть, заменив лицо, от имени которого ведется рассказ, временную (упражнения на трансформацию). |
Упражнения и задания для развития навыков понимания структурно-смысловых связей текста. | 1. Сократите текст, сохраняя общий смысл. 2.Прочитайте текст и составьте план прочитанного (для сильных учеников). |
Упражнения и задания для развития навыков полного понимания текста | 1. Выпишите из текста те предложения, которые можно использовать для описания картины (указывается рисунок в учебнике). 2. Прочитайте и выберите правильные утверждения из 2-предложенных. Учитель на доске или карточках предлагает по 2 утверждения, Из них лишь одно соответствует содержанию прочитанного текста. 3. Прочитайте текст и возразите или подтвердите данные высказывания. |
Таким образом, главным критерием, которым пользуется учитель при подборе упражнений для формирования логического мышления на уроках русского языка, является критерий индивидуальный, личностный: ученик сравнивается с самим собой «вчерашним», что и позволяет увидеть его индивидуальные успехи.
Литература
Кураев Г.А. Возрастная психология: Курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 146 с.
Паршакова Т.Ю. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения профессиональных дисциплин / Т.Ю. Паршакова // Молодой ученый. 2015. №10. С. 249-252.
Пивоварова Л.А. Рациональная организация познавательной деятельности обучающихся как важный фактор формирования интереса к предмету / Л.А. Пивоварова // Молодой ученый. 2016. №16.1. С. 41-44.
Романова И.С. Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной результативности на уроках / И.С. Романова // Молодой ученый. 2017. №42. С. 4-6.
Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся // Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛГПУ, 2001. Выпуск 8. 185 с.