Особенности инновационной деятельности учителя начальных классов
Современная педагогическая среда не обладает постоянством в применении инновационных образовательных методик. Каждый учитель выбирает свой путь преподавания, опираясь на нормативные документы, методическую литературу, практический опыт и полагаясь на знание детской психологии.
Фундамент инновационного подхода – в обучении через деятельность. Именно она должна стать главной составляющей современного учебного процесса.
При таком подходе учитель перестает быть транслятором знаний, единственным источником информации: ученик должен научиться самостоятельно добывать информацию и проверять её достоверность.
Особый интерес представляет применение активных и интерактивных методов обучения в начальной школе.
1.Первый метод подразумевает активную деятельность каждого ученика на протяжении всего урока. Постепенно углубляясь в процесс изучения нового материала, ребёнок формирует свою точку зрения на полученную информацию и реальный опыт применения знаний.
2.Второй метод основан на работе в команде, где каждый ученик несёт ответственность за результат. Ребёнок учится достигать позитивных результатов, взаимодействуя с другими людьми. На практике приобретаются навыки общения и работы в команде, а также умение доказательно аргументировать свою точку зрения.
3.Процесс обучения может включать и следующие активности:
Упражнения с творческим подходом;
Групповые задания;
Игровая форма обучения;
Уроки в форме экскурсии;
Задания с использованием информационных компьютерных технологий.
Именно сочетание традиционных и инновационных методов деятельности в работе учителя начальных классов побуждает учеников мыслить, анализировать и подходить творчески к решению поставленных педагогом задач, а учителю даёт возможность:
Повышать профессиональный уровень;
Создавать благоприятные условия для развития личности подопечного;
Выбирать самые эффективные методы для решения задач обучения;
Руководить педагогическим процессом и с большей определённостью предсказывать результат.
Возможные пути развития.
Основной принцип современной школы – это раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание качеств думающего человека, способного к жизни в обществе. Учитель, обладая умениями для внедрения инновационных технологий на практике, играет роль режиссёра, мотивируя ребят к принятию решений, при этом корректируя их действия. Среди актуальных и перспективных методов в процессе обучения можно назвать следующие:
Игровой метод. Развивает способности ребенка и учит общаться со сверстниками и учителями. Игра помогает школьнику усвоить и закрепить пройденный урок. Множество комбинаторных игр учат быстрой эффективности при решении задач и развивают аналитические способности;
Проблемное обучение. Происходит в форме исследовательской деятельности на уроке – создаётся проблемная ситуация в виде задачи. Задания должны быть доступными по трудности и учитывать познавательные способности детей. Обучающиеся в процессе работы включаются в добывание нового знания, а не просто осваивают информацию.
Проект. При работе над проектом учащиеся сами узнают о новых фактах, а не получают их от учителя. Проектная деятельность в совокупности с компьютерными технологиями даёт безграничные возможности для раскрытия потенциала учеников, делает из школьников исследователей и эмоционально заряжает их.
Компьютер, интерактивная доска помогают в проектной технологии – не только на уроках, но и во внеурочное время;
Метод интегрирования. Способствует развитию способностей каждого ребёнка и успешному применению их в дальнейшей деятельности. Знания, полученные на одном уроке, используются на другом, благодаря чему дети начинают видеть реальные связи между предметами.
Такие программы обучения интересны и учителям, так как они эффективно организуют работу на уроке, вовлекают школьников в учебную, проектную, исследовательскую деятельность и формируют качества личности.
Примеры из практики
Приём синквейн способен дать ученику возможность эффективно анализировать текст и обобщать информацию при помощи прочтения текста и его написания. Пишущий всегда активен и мыслит критически.
Методика синквейна позволяет через пять строк определить отношение к рассматриваемой проблеме. В течение одного урока ученики создают тексты и оценивают их. Во время таких уроков надо чётко формулировать пошаговые задания и продумывать темы для учащихся. Школьники отлично справляются с заданием, работая с вольной тематикой – свободная тема позволяет сравнивать, избегать штампов и высказываться наиболее полно и содержательно.
Алгоритм написания синквейнов
Тема в первой строчке называется одним словом (существительное).
Описание темы в двух словах происходит во второй строчке (прилагательные).
Три слова третьей строчки – для описания действия в формате темы (глаголы, деепричастия).
Отношение автора к теме показывает четвёртая строчка, состоящая из четырёх слов.
В пятой строчке применяется синоним или метафора, которая передаёт суть темы. Автор, следуя строгим правилам синквейна, использует не только строго определённое количество слов, но и определенные части речи.
В основе приёма «Кластер» – выделение смысловых доминант текста и оформление их в определённом порядке в виде грозди. Рисуется космическая планетарная модель: солнце, планеты и их спутники. Звезда в центре – это тема, окружённая планетами – крупными смысловыми единицами, которые, в свою очередь, окружены спутниками. Этот метод применяют до ознакомления с текстом в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Во время изучения текста вносятся корректировки в грозди.
По результатам тестирования PISA в 2006 г. российские школьники по шкале читательской грамотности заняли 37 место из 57 возможных. Данный текст, посвященный исследованию уровня функциональной грамотности старших школьников - без пяти минут полноправных граждан, выявил несформированность умений использовать подростками полученные навыки на практике. Формируя предметные ЗУНы на базовом и среднем уровне, мы уступаем в формировании способностей использовать содержание школьных пособий для достижения собственных целей и активного участия в жизни общества, в формировании качеств, присущих «созидательному, заинтересованному, мыслящему гражданину».
Обозначенный кризис в образовании носит глобальный характер, что требует глобальной перестройки образовательной культуры человечества. В современном мире существует социальный запрос на ускоренное универсальное школьное образование, создающее интеллект аналитика, синтезиста, творца самой информации, готового не только усвоить существующий объём знаний, но и быть готовым к генерации своего знания.
Главная задача образовательного процесса в начальной школе состоит в том, чтобы научить мл.шк. учиться, сформировать у него универсальные учебные действия, умения быстро находить, осмыслять и использовать любую информацию для поиска личных смыслов, цели личного саморазвития и самоизменения. Школа должна вооружить учащегося средствами актуализации его внутреннего мира и способами создания «своего личного образовательного пространства на всю оставшуюся жизнь».
Возникает необходимость поиска новых методов обучения ребёнка работе с учебной книгой, любой информацией, методов выведения в образы учебного материала.
Нет сомнения в том, что ребёнок способен строить диалог с книгой и интерпретировать прочитанное произведение в том случае, если владеет навыком беглого, выразитель- ного, осмысленного чтения, если в его читательском арсенале содержатся культурные формы освоения любого литературного источника. Поэтому основной задачей с первых уроков «Литературного чтения» становится совершенствование навыка синтагматического (тактового) чтения. Ещё в период обучения грамоте для младшего школьника создаётся мотивация: Хочешь ли научиться читать по-взрослому?» и формулируются правила такого чтения:
Правила «взрослого» (синтагматического)
чтения
Читая вслух каждое высказывание, выделяй в нем синтагмы (речевые звенья ) – целостные смысловые и произносительные единицы чтения, которые характеризуются интонационной определённостью и ограниченностью от других синтагм паузами. Синтагма может быть равна одному предложению, а может – одному слову.
Между синтагмами обозначь паузы ( / )
В каждом речевом звене подчеркни ключевые слова ( как правило ,о чем говорится и что говорится). Прочитай высказывание выделяя их голосом (тактовые ударение) и соблюдая паузы.
Самую длинную паузу (// ) делай в конце каждого высказывания.
Обращай внимание на знаки препинания в середине и в конце высказывания.
Правильно ставь ударение в каждом слове.
Во время чтения не пропускай и не заменяй слова.
Читай высказывание в соответствии с настроением героя, рассказчика, автора текста.
После работы с каждым высказыванием прочитай целиком весь текст.
Расскажи, о чём тебе удалось узнать из текста.
Сформулируй главную мысль, высказанную автором.
Если словесное чтение является орфографическим, то синтагматическое чтение – произносительное. Такое чтение является способом приобретения умения не только бегло читать, но и понимать текст. Тренинг по чтению проводится на специально созданных дидактических текстах, но по теме или по настроению связанных с худ. произведением. Это позволяет не разрушать художественный образ и в то же время не разрывать канву урока. Учащиеся работают над ритмическим рисунком, сцепляющим текст в целое образование. В качестве самоконтроля предлагается заполнить таблицу.
1. Не удалось передать настроение текста | |
2. Затрудняюсь в расстановке пауз между синтагмами | |
3. Затрудняюсь делать паузы во время чтения | |
4. Затрудняюсь определять ключевые слова | |
5. Затрудняюсь выделять голосом ключевые слова во время чтения | |
6. Делаю ошибки во время чтения | |
Ещё одной формой работы с художественным произведением является интерактивное творческое чтение, при котором функция ученика приобретает характер диалога с автором или источником учебной информации. ИТЧ – аппарат самовоспитания, вид творчества. Умение беседовать с текстом (автором) является основой полноценной умственной работы, дающей возможность самостоятельно приобретать знания не только в школе, но и в течение всей дальнейшей жизни. А самопостановка вопросов к тексту – это и путь саморефлексии.
Перед учителем стоит важная и наиболее трудная задача: переключить учащегося с вопросов, обращенных к нему или к кому-то, на вопросы к самому себе или к тексту.
Обучение диалогу с текстом включает 3 этапа:
поиск скрытых (спрятавшихся) в тексте вопросов (обращение к собственному опыту);
вероятное прогнозирование, придумывание своих предположительных ответов на вопросы; размышление, о чём будет рассказано дальше (выслушивание мнения других, тем самым расширяя своей кругозор);
самоконтроль (возвращение к мнению автора, его пониманию проблемы, его личной позиции, внутреннему мироощущению с выходом на нравственные категории).
Значит, вести диалог с текстом – это ставить вопросы, давать на них предположительные ответы и затем проверять себя по ходу чтения.
«Диалог» с текстом
1 этап – поиск скрытых в тексте вопросов
Работа с текстами, содержащими готовые вопросы к читателям;»Отчего прохладно стало одуванчику в бору?»
Работа с текстами, содержащими готовые ответы и вопросы, требующие самостоятельного ответа; «Плачет ива у обрыва…»
Самостоятельная постановка вопросов к тексту «У забора сиротливо пригорюнилась крапива…
Самостоятельное выявление скрытых в тексте вопросов «лютик»
2 этап – вероятностное прогнозирование
3 этап – организация самоконтроля
Проверка по тексту ответов на возникающие вопросы;
Сопоставление своего ответа и авторского (эмоции: от интеллектуального удовлетворения, разочарования до удивления в случае расхождения
В 3-4 классах уже можно использовать приём «интерактивной размечающей системы»:
\/ - уже знал; + новое; -- думал иначе; ? не понял
Одним из универсальных учебных действии является умение моделировать. Моделирование в государственных стандартах второго поколения включено в планируемые результаты выпускника нач.шк. и проверяется на содержании любого учебного предмета. В частности, на уроках литературного чтения при формировании новых литературных понятий обязательно вводится обобщенный способ действия в виде знаковой модели, которую учащиеся используют в дальнейшем при решении частных задач.
Базовым понятием в литературе выступает Образ. Понимание созданного автором образа приходит не сразу, лишь при условии внимательного вчитывания в каждый текст, в каждое слово, а затем неоднократное перечитывание текста. Первое чтение незнакомого произведения послужит в качестве самоопределения школьника как читателя – это этап предпонимания. Затем следует познание «чужого» языка автора, и всё заканчивается интерпретацией произведения как целостного высказывания. Средством диагностики сформированности в начальной школе понятия образа может служить рисунок. Так после анализа произведения в рисунке передают образ, интерпретацию замысла автора.
1 шаг – «Предпонимание текста»
1. Работа с заголовком и эпиграфом
внимательно ознакомиться с заголовком или эпиграфом
вопрос: о чём пойдёт речь в тексте?
Что я уже знаю об этом? Что бы хотел узнать?
Дать предположительные ответы
Приступить к чтению, сопоставляя выдвинутые предположения с реальным содержанием
2. Работа с текстом ( гл. приём – вычитывание информации из каждой единицы текста, внимание к слову)
- ключевое слово, помогающее понять мысль автора;
- незнакомое слово, выяснить его значение;
- слово-образ, сравнение, т. е. худ. средства языка, в которые автор заложил своё отношение к описываемому в тексте.
Правила «взрослого» (синтагматического)
чтения
Читая вслух каждое высказывание, выделяй в нем синтагмы (речевые звенья) – целостные смысловые и произносительные единицы чтения, которые характеризуются интонационной определённостью и отграниченностью от других синтагм паузами. Синтагма может быть равна одному предложению, а может – одному слову.
Между синтагмами обозначь паузы ( / )
В каждом речевом звене подчеркни ключевые слова ( как правило,о чем говорится и что говорится). Прочитай высказывание, выделяя их голосом (тактовые ударение) и соблюдая паузы.
Самую длинную паузу (// ) делай в конце каждого высказывания.
Обращай внимание на знаки препинания в середине и в конце высказывания.
Правильно ставь ударение в каждом слове.
Во время чтения не пропускай и не заменяй слова.
Читай высказывание в соответствии с настроением героя, рассказчика, автора текста.
После работы с каждым высказыванием прочитай целиком весь текст.
Расскажи, о чём тебе удалось узнать из текста.
Сформулируй главную мысль, высказанную автором.
Отметь значком \/ свои недочёты:
1. Не удалось передать настроение текста | |
2. Затрудняюсь в расстановке пауз между синтагмами | |
3. Затрудняюсь делать паузы во время чтения | |
4. Затрудняюсь определять ключевые слова | |
5. Затрудняюсь выделять голосом ключевые слова во время чтения | |
6. Делаю ошибки во время чтения | |
Высказывание академика Семёнова А.П. “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы”, должно стать определяющим в работе каждого учителя.