СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности инновационной деятельности учителя начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Современная педагогическая среда не обладает постоянством в применении инновационных образовательных методик. Каждый учитель выбирает свой путь преподавания, опираясь на нормативные документы, методическую литературу, практический опыт и полагаясь на знание детской психологии.

    Фундамент инновационного подхода – в обучении через деятельность. Именно она должна стать главной составляющей современного учебного процесса.

      При таком подходе учитель перестает быть транслятором знаний, единственным источником информации: ученик должен научиться самостоятельно добывать информацию и проверять её достоверность.

      Особый интерес представляет применение активных и интерактивных методов обучения в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Особенности инновационной деятельности учителя начальных классов»

Особенности инновационной деятельности учителя начальных классов

Современная педагогическая среда не обладает постоянством в применении инновационных образовательных методик. Каждый учитель выбирает свой путь преподавания, опираясь на нормативные документы, методическую литературу, практический опыт и полагаясь на знание детской психологии.

Фундамент инновационного подхода – в обучении через деятельность. Именно она должна стать главной составляющей современного учебного процесса.

При таком подходе учитель перестает быть транслятором знаний, единственным источником информации: ученик должен научиться самостоятельно добывать информацию и проверять её достоверность.

Особый интерес представляет применение активных и интерактивных методов обучения в начальной школе.

1.Первый метод подразумевает активную деятельность каждого ученика на протяжении всего урока. Постепенно углубляясь в процесс изучения нового материала, ребёнок формирует свою точку зрения на полученную информацию и реальный опыт применения знаний.

2.Второй метод основан на работе в команде, где каждый ученик несёт ответственность за результат. Ребёнок учится достигать позитивных результатов, взаимодействуя с другими людьми. На практике приобретаются навыки общения и работы в команде, а также умение доказательно аргументировать свою точку зрения.

3.Процесс обучения может включать и следующие активности:

  • Упражнения с творческим подходом;

  • Групповые задания;

  • Игровая форма обучения;

  • Уроки в форме экскурсии;

  • Задания с использованием информационных компьютерных технологий.

Именно сочетание традиционных и инновационных методов деятельности в работе учителя начальных классов побуждает учеников мыслить, анализировать и подходить творчески к решению поставленных педагогом задач, а учителю даёт возможность:

  1. Повышать профессиональный уровень;

  2. Создавать благоприятные условия для развития личности подопечного;

  3. Выбирать самые эффективные методы для решения задач обучения;

  4. Руководить педагогическим процессом и с большей определённостью предсказывать результат.

Возможные пути развития.

Основной принцип современной школы – это раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание качеств думающего человека, способного к жизни в обществе. Учитель, обладая умениями для внедрения инновационных технологий на практике, играет роль режиссёра, мотивируя ребят к принятию решений, при этом корректируя их действия. Среди актуальных и перспективных методов в процессе обучения можно назвать следующие:

  • Игровой метод. Развивает способности ребенка и учит общаться со сверстниками и учителями. Игра помогает школьнику усвоить и закрепить пройденный урок. Множество комбинаторных игр учат быстрой эффективности при решении задач и развивают аналитические способности;

  • Проблемное обучение. Происходит в форме исследовательской деятельности на уроке – создаётся проблемная ситуация в виде задачи. Задания должны быть доступными по трудности и учитывать познавательные способности детей. Обучающиеся в процессе работы включаются в добывание нового знания, а не просто осваивают информацию.

  • Проект. При работе над проектом учащиеся сами узнают о новых фактах, а не получают их от учителя. Проектная деятельность в совокупности с компьютерными технологиями даёт безграничные возможности для раскрытия потенциала учеников, делает из школьников исследователей и эмоционально заряжает их.

Компьютер, интерактивная доска помогают в проектной технологии – не только на уроках, но и во внеурочное время;

  • Метод интегрирования. Способствует развитию способностей каждого ребёнка и успешному применению их в дальнейшей деятельности. Знания, полученные на одном уроке, используются на другом, благодаря чему дети начинают видеть реальные связи между предметами.

Такие программы обучения интересны и учителям, так как они эффективно организуют работу на уроке, вовлекают школьников в учебную, проектную, исследовательскую деятельность и формируют качества личности.



Примеры из практики

Приём синквейн способен дать ученику возможность эффективно анализировать текст и обобщать информацию при помощи прочтения текста и его написания. Пишущий всегда активен и мыслит критически.

Методика синквейна позволяет через пять строк определить отношение к рассматриваемой проблеме. В течение одного урока ученики создают тексты и оценивают их. Во время таких уроков надо чётко формулировать пошаговые задания и продумывать темы для учащихся. Школьники отлично справляются с заданием, работая с вольной тематикой – свободная тема позволяет сравнивать, избегать штампов и высказываться наиболее полно и содержательно.

Алгоритм написания синквейнов

  1. Тема в первой строчке называется одним словом (существительное).

  2. Описание темы в двух словах происходит во второй строчке (прилагательные).

  3. Три слова третьей строчки – для описания действия в формате темы (глаголы, деепричастия).

  4. Отношение автора к теме показывает четвёртая строчка, состоящая из четырёх слов.

  5. В пятой строчке применяется синоним или метафора, которая передаёт суть темы. Автор, следуя строгим правилам синквейна, использует не только строго определённое количество слов, но и определенные части речи.

В основе приёма «Кластер» – выделение смысловых доминант текста и оформление их в определённом порядке в виде грозди. Рисуется космическая планетарная модель: солнце, планеты и их спутники. Звезда в центре – это тема, окружённая планетами – крупными смысловыми единицами, которые, в свою очередь, окружены спутниками. Этот метод применяют до ознакомления с текстом в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Во время изучения текста вносятся корректировки в грозди.

По результатам тестирования PISA в 2006 г. российские школьники по шкале читательской грамотности заняли 37 место из 57 возможных. Данный текст, посвященный исследованию уровня функциональной грамотности старших школьников - без пяти минут полноправных граждан, выявил несформированность умений использовать подростками полученные навыки на практике. Формируя предметные ЗУНы на базовом и среднем уровне, мы уступаем в формировании способностей использовать содержание школьных пособий для достижения собственных целей и активного участия в жизни общества, в формировании качеств, присущих «созидательному, заинтересованному, мыслящему гражданину».

Обозначенный кризис в образовании носит глобальный характер, что требует глобальной перестройки образовательной культуры человечества. В современном мире существует социальный запрос на ускоренное универсальное школьное образование, создающее интеллект аналитика, синтезиста, творца самой информации, готового не только усвоить существующий объём знаний, но и быть готовым к генерации своего знания.

Главная задача образовательного процесса в начальной школе состоит в том, чтобы научить мл.шк. учиться, сформировать у него универсальные учебные действия, умения быстро находить, осмыслять и использовать любую информацию для поиска личных смыслов, цели личного саморазвития и самоизменения. Школа должна вооружить учащегося средствами актуализации его внутреннего мира и способами создания «своего личного образовательного пространства на всю оставшуюся жизнь».

Возникает необходимость поиска новых методов обучения ребёнка работе с учебной книгой, любой информацией, методов выведения в образы учебного материала.

Нет сомнения в том, что ребёнок способен строить диалог с книгой и интерпретировать прочитанное произведение в том случае, если владеет навыком беглого, выразитель- ного, осмысленного чтения, если в его читательском арсенале содержатся культурные формы освоения любого литературного источника. Поэтому основной задачей с первых уроков «Литературного чтения» становится совершенствование навыка синтагматического (тактового) чтения. Ещё в период обучения грамоте для младшего школьника создаётся мотивация: Хочешь ли научиться читать по-взрослому?» и формулируются правила такого чтения:

Правила «взрослого» (синтагматического)

чтения

  1. Читая вслух каждое высказывание, выделяй в нем синтагмы (речевые звенья ) – целостные смысловые и произносительные единицы чтения, которые характеризуются интонационной определённостью и ограниченностью от других синтагм паузами. Синтагма может быть равна одному предложению, а может – одному слову.

  2. Между синтагмами обозначь паузы ( / )

  3. В каждом речевом звене подчеркни ключевые слова ( как правило ,о чем говорится и что говорится). Прочитай высказывание выделяя их голосом (тактовые ударение) и соблюдая паузы.

  4. Самую длинную паузу (// ) делай в конце каждого высказывания.

  5. Обращай внимание на знаки препинания в середине и в конце высказывания.

  6. Правильно ставь ударение в каждом слове.

  7. Во время чтения не пропускай и не заменяй слова.

  8. Читай высказывание в соответствии с настроением героя, рассказчика, автора текста.

  9. После работы с каждым высказыванием прочитай целиком весь текст.

  10. Расскажи, о чём тебе удалось узнать из текста.

  11. Сформулируй главную мысль, высказанную автором.

Если словесное чтение является орфографическим, то синтагматическое чтение – произносительное. Такое чтение является способом приобретения умения не только бегло читать, но и понимать текст. Тренинг по чтению проводится на специально созданных дидактических текстах, но по теме или по настроению связанных с худ. произведением. Это позволяет не разрушать художественный образ и в то же время не разрывать канву урока. Учащиеся работают над ритмическим рисунком, сцепляющим текст в целое образование. В качестве самоконтроля предлагается заполнить таблицу.

1. Не удалось передать настроение текста


2. Затрудняюсь в расстановке пауз между синтагмами


3. Затрудняюсь делать паузы во время чтения


4. Затрудняюсь определять ключевые слова


5. Затрудняюсь выделять голосом ключевые слова во время чтения


6. Делаю ошибки во время чтения


Ещё одной формой работы с художественным произведением является интерактивное творческое чтение, при котором функция ученика приобретает характер диалога с автором или источником учебной информации. ИТЧ – аппарат самовоспитания, вид творчества. Умение беседовать с текстом (автором) является основой полноценной умственной работы, дающей возможность самостоятельно приобретать знания не только в школе, но и в течение всей дальнейшей жизни. А самопостановка вопросов к тексту – это и путь саморефлексии.

Перед учителем стоит важная и наиболее трудная задача: переключить учащегося с вопросов, обращенных к нему или к кому-то, на вопросы к самому себе или к тексту.

Обучение диалогу с текстом включает 3 этапа:

  1. поиск скрытых (спрятавшихся) в тексте вопросов (обращение к собственному опыту);

  2. вероятное прогнозирование, придумывание своих предположительных ответов на вопросы; размышление, о чём будет рассказано дальше (выслушивание мнения других, тем самым расширяя своей кругозор);

  3. самоконтроль (возвращение к мнению автора, его пониманию проблемы, его личной позиции, внутреннему мироощущению с выходом на нравственные категории).

Значит, вести диалог с текстом – это ставить вопросы, давать на них предположительные ответы и затем проверять себя по ходу чтения.

«Диалог» с текстом

1 этап – поиск скрытых в тексте вопросов

  • Работа с текстами, содержащими готовые вопросы к читателям;»Отчего прохладно стало одуванчику в бору?»

  • Работа с текстами, содержащими готовые ответы и вопросы, требующие самостоятельного ответа; «Плачет ива у обрыва…»

  • Самостоятельная постановка вопросов к тексту «У забора сиротливо пригорюнилась крапива…

  • Самостоятельное выявление скрытых в тексте вопросов «лютик»

2 этап – вероятностное прогнозирование

3 этап – организация самоконтроля

  • Проверка по тексту ответов на возникающие вопросы;

  • Сопоставление своего ответа и авторского (эмоции: от интеллектуального удовлетворения, разочарования до удивления в случае расхождения

В 3-4 классах уже можно использовать приём «интерактивной размечающей системы»:

\/ - уже знал; + новое; -- думал иначе; ? не понял

Одним из универсальных учебных действии является умение моделировать. Моделирование в государственных стандартах второго поколения включено в планируемые результаты выпускника нач.шк. и проверяется на содержании любого учебного предмета. В частности, на уроках литературного чтения при формировании новых литературных понятий обязательно вводится обобщенный способ действия в виде знаковой модели, которую учащиеся используют в дальнейшем при решении частных задач.

Базовым понятием в литературе выступает Образ. Понимание созданного автором образа приходит не сразу, лишь при условии внимательного вчитывания в каждый текст, в каждое слово, а затем неоднократное перечитывание текста. Первое чтение незнакомого произведения послужит в качестве самоопределения школьника как читателя – это этап предпонимания. Затем следует познание «чужого» языка автора, и всё заканчивается интерпретацией произведения как целостного высказывания. Средством диагностики сформированности в начальной школе понятия образа может служить рисунок. Так после анализа произведения в рисунке передают образ, интерпретацию замысла автора.

1 шаг – «Предпонимание текста»

1. Работа с заголовком и эпиграфом

  • внимательно ознакомиться с заголовком или эпиграфом

  • вопрос: о чём пойдёт речь в тексте?

  • Что я уже знаю об этом? Что бы хотел узнать?

  • Дать предположительные ответы

  • Приступить к чтению, сопоставляя выдвинутые предположения с реальным содержанием

2. Работа с текстом ( гл. приём – вычитывание информации из каждой единицы текста, внимание к слову)

  • Обращать внимание на непонятное в тексте

- ключевое слово, помогающее понять мысль автора;

- незнакомое слово, выяснить его значение;

- слово-образ, сравнение, т. е. худ. средства языка, в которые автор заложил своё отношение к описываемому в тексте.

Правила «взрослого» (синтагматического)

чтения

  1. Читая вслух каждое высказывание, выделяй в нем синтагмы (речевые звенья) – целостные смысловые и произносительные единицы чтения, которые характеризуются интонационной определённостью и отграниченностью от других синтагм паузами. Синтагма может быть равна одному предложению, а может – одному слову.

  2. Между синтагмами обозначь паузы ( / )

  3. В каждом речевом звене подчеркни ключевые слова ( как правило,о чем говорится и что говорится). Прочитай высказывание, выделяя их голосом (тактовые ударение) и соблюдая паузы.

  4. Самую длинную паузу (// ) делай в конце каждого высказывания.

  5. Обращай внимание на знаки препинания в середине и в конце высказывания.

  6. Правильно ставь ударение в каждом слове.

  7. Во время чтения не пропускай и не заменяй слова.

  8. Читай высказывание в соответствии с настроением героя, рассказчика, автора текста.

  9. После работы с каждым высказыванием прочитай целиком весь текст.

  10. Расскажи, о чём тебе удалось узнать из текста.

  11. Сформулируй главную мысль, высказанную автором.

Отметь значком \/ свои недочёты:

1. Не удалось передать настроение текста


2. Затрудняюсь в расстановке пауз между синтагмами


3. Затрудняюсь делать паузы во время чтения


4. Затрудняюсь определять ключевые слова


5. Затрудняюсь выделять голосом ключевые слова во время чтения


6. Делаю ошибки во время чтения



Высказывание академика Семёнова А.П. “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы”, должно стать определяющим в работе каждого учителя.