УДК 372.881.111.1
Пелеванюк Елена Николаевна
учитель английского языка,
МАОУ ДСОШ №2 им. М.Д. Глазова
г. Домодедово, РФ
[email protected]
«ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ».
Аннотация: Данная статья посвящена вопросу применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения иностранным языкам. Рассматривается такое понятие как «электронные образовательные ресурсы».
Актуальность: В статье анализируются преимущества электронных образовательных ресурсов по сравнению с традиционными средствами обучения, обсуждается структура подобных ресурсов, предназначенных для изучения иностранных языков.
Цель: Суммировать опыт использования электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных школах.
Ключевые слова и фразы: электронный образовательный ресурс; электронное обучение;
В России, как и во всем мире, всё менее четкой становится граница между очной и дистанционной системой образования на основе современных электронных, в том числе и online, технологий. В процессе обучения различают несколько видов обучения:
традиционное обучение (без использования каких-либо электронных технологий),
традиционное обучение с веб-поддержкой,
смешанное обучение / blended learning,
полное online-обучение, (более 80% обучения проходит дистанционно).
Важность применения образовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий подчёркивается также в документах Министерства образования и науки Российской Федерации [1; 2]. Электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР) - неотъемлемая часть дистанционной системы обучения, для воспроизведения которых используются различные электронные устройства. Существует принципиальное отличие ЭОР от цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР). Суть его в наличии в первых компонента интерактивности. В отличие от традиционных методик, где учитель дает и требует определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения уже сам ученик становится главной действующей фигурой и самостоятельно открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации уже в роли активного помощника, а его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.
На мой взгляд, ЭОР в обучении иностранным языкам – это продукт, который содержит определённую информацию, представленную в электронной форме. Информация представляется в виде демонстрационных материалов (иллюстрации, фотографии, плакаты, презентации, схемы с текстовым сопровождением, интерактивные таблицы, правила, учебные словари), цель использования которых заключается в формировании коммуникативной компетенции обучающегося.
Главными преимуществами использования ЭОР в учебном процессе по иностранным языкам являются:
1) личностная ориентированность. ЭОР позволяет обучающимся выстраивать индивидуальные образовательные траектории, а также устанавливать свой собственный темп обучения;
2) интерактивность. Интерактивное обучение – прежде всего является диалоговым обучением, а современные варианты ЭОР позволяют обучающемуся и учителю взаимодействовать в разных формах, а также значительно ускорять поиск информации;
3) повышение мотивации в изучении иностранного языка. В наш век информатизации работа с использованием ЭОР позволяет сделать уроки более разнообразными и интересными для обучающихся;
4) аутентичность. Учащиеся получают возможность для неограниченного использования всевозможных аутентичных иноязычных ресурсов при подготовке домашних заданий или работе над каким-либо проектом, что способствует приобщению к культуре страны изучаемого языка;
Стоит отметить, что внедрение в учебный процесс использования программы ЭОР совершенно не исключает использование традиционных методов обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Компьютерные программы обеспечивают введение учебного материала, моделирование различных ситуаций общения, организацию разнообразных игровых заданий, контроль и оценку знаний, позволяя пользоваться всеми видами наглядности. К выполнению предлагаются упражнения для занятий в локальной сети.
Иностранный язык - уникальный учебный предмет, ЭОР по которому может включать в себя:
− текстовую информацию (учебные, адаптированные или аутентичные тексты, лекции и т.д.);
− аудио-файлы для обучения произношению и интонации, развития умения аудирования, ознакомления с культурой стран изучаемого языка;
− мультимедийные материалы, где информация представляется автором ресурса или заимствуется из других источников (например, фильмы);
− графическую информацию (произведения живописи, фотографии, рисунки, карты, схемы, графики и т.п.).
Каждому тематическому элементу предмета соответствуют три типа модулей
- модуль получения информации,
- модуль выполнения практических заданий
- модуль контроля усвоения материала.
Информационный модуль может быть представлен в ЭОР по иностранному языку по-разному. Это может быть лекция по теме или краткое изложение теоретического материала, текст по изучаемой теме или вокабуляр, презентация и т.д. Модуль включает также и список доступной для обучающихся литературы. Важным условием при разработке ЭОР является указание на внешние ссылки открытых ресурсов как отечественных, так и зарубежных авторов. Обязательным элементом информационного обеспечения учебного процесса в вузе являются, например, электронно-библиотечные системы, представляющие базу данных, которая содержит учебные, учебно-методические, научные, справочные и иные издания. Кроме того, существует большое количество сайтов для изучения иностранных языков, а также online - словарей, электронных переводчиков, тренажеров, энциклопедий и т.д. Модуль выполнения практических заданий обычно содержит файлы, содержащие задания для индивидуального выполнения, упражнения, лабораторные работы, темы эссе, рефератов или курсовых работ, которые сопровождаются методическими рекомендациями. К заданиям могут быть приложены ключи для самоконтроля. Выполнение каждого задания должно помочь научиться общаться на изучаемом языке – говорить и задавать вопросы, слушать и понимать, читать и писать, преодолевать культурные барьеры. Модуль контроля усвоения материала можно разделить на два своеобразных блока: самоконтроль и преподавательский контроль. Самой распространённой и одной из самых эффективных форм контроля является тестирование. Для самоконтроля могут быть использованы лексические и грамматические тесты, тесты по чтению и аудированию, разного рода вопросники и пр. Контроль со стороны преподавателя осуществляется посредством форумов, чатов и т.д., работа которых и является основным показателем наличия обратной связи составителя ЭОР и обучающегося.
Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:
• телеконференции;
• видеоконференции;
• возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере;
• доступ к информационным ресурсам:
• справочные каталоги;
• поисковые системы;
• разговор в сети (Chat).
Эти ресурсы могут активно использоваться на уроке английского языка. На данный момент на рынке компьютерных программ и печатной продукции широко представлены электронные словари и электронные версии словарей на печатной основе, которые значительно упрощают изучение языка.
Кроме готовых к использованию ЦОР, современный учитель имеет возможность создавать свои собственные электронные учебники. Например, при помощи презентации PowerPoint можно наглядно представить люблое грамматическое правило.
Суммируя все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: использование компьютера позволяет не только повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.
Список использованной литературы:
1. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2004.
Кубичев Е. А. ЭВМ в школе. М.: Педагогика, 1986. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986.
Ресурсы Интернет
©