Особенности коммуникации детей с аутизмом
КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» Ганина И.Ю.
Уровень развития каждого человека напрямую зависит от многих факторов. Особо важные факторы - воспитание, среда, наследственность. Социализация начинается с самого раннего детства, когда ребенок начинает осваивать все основные виды деятельности.
Ведущим видом коммуникативной деятельности является общение. Общение - это одно из основных условий для полноценного развития каждого человека, так как личность человека формируется только при взаимодействии друг с другом и является важным навыком коммуникации.
Коммуникативные навыки – это умение находить взаимосвязь с другими людьми; навыки продуктивного общения. Уровень развития личности определяет коммуникация - это взаимный обмен информацией, который происходит в словесной форме (вербальной) и в невербальной.
При коммуникативной норме прослеживается максимальная эффективность и успешность общения. За основу принимаются личностная и информационная функции коммуникации, которые взаимосвязаны друг с другом. Информационная коммуникация отвечает за передачу данных. Личностная коммуникация – за взаимосвязь между людьми. Устойчивая совокупность индивидуально-психологических особенностей определяет коммуникативные способности человека, в основе которых лежат коммуникативные задатки и определяют успешность усвоения коммуникативной деятельностью. В структуру коммуникативных способностей входят основные (гностические, экспрессивные и интеракционные способности) и дополнительные (общительность, эмпатия, социально-психологическая адаптация и развитие речи) компоненты.
Под коммуникативным расстройством мы предполагаем психологические нарушения, которые влияют на социальные способности личности.
Нарушение коммуникативного поведения является первым признаком раннего детского аутизма (РДА). Аутизм - это задержка речевого развития, при котором отсутствует желание идти на контакт; происходит дефицит общения, интересы ограничены, недостаток невербального общения. Дети, относящиеся к этой категории, не хотят дружить со сверстниками, не разделяют их радостные чувства и увлечения, не сопереживают за друзей и близких. Обладают бесконечным стремлением упорядочивать все предметы.
Одним из главных нарушений, которые препятствуют успешной адаптации при детском аутизме, является недостаток коммуникативных навыков. Недостаток коммуникативных навыков проявляется в виде дефектов речи или отсутствия разговорной речи. Дети, страдающие аутизмом, не являются инициаторами разговора, не поддерживают его. Развитие коммуникативных способностей у детей с аутизмом с каждым годом становится все важнее не только потому, что необходимо включать эту категорию детей в сферу дошкольного, школьного образования, но и в связи с недостаточностью научно обоснованных психологических условий.
Изучение коммуникации человека и его способностей велось в педагогической психологии и в специальной психологии. О.С. Никольская, Л.Г. Нуриева, В.М. Башина, С.А. Морозов, С.С. Морозова, отводят должное внимание данной теме. Стоит отметить труды и зарубежных исследователей. Большое значение имеют Работы Л. Каннера, Ганс Аспергера. Ими была разработана характеристика особенностей речи и общения детей с аутизмом, но в то же время, можно найти нюансы диагностических методик, которые позволяют оценить уровень готовности коммуникативных навыков ребенка, разработаны отдельные методические приемы, которые направлены на развитие речи, нежели на коммуникативное развитие.
У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) навыки коммуникации не сформированы. Они не осознают, что только при общении возможно чего-то добиться. Выполняя задание самостоятельно, расстраиваются, если это не получается. При аутизме, очень важно знать особенности коммуникации этих детей, так как нарушения в развитии вызваны социальным дефицитом.
Так какие же признаки позволяют, как можно раньше диагностировать у ребенка коммуникативные расстройства?
Отличительной особенностью аутизма является отсутствие местоимения «Я». К тому же, будет затронута коммуникация и речь, дети с РАС отстраняются от контакта, тем самым усугубляя свое речевое развитие. Практически все дети обладают разными речевыми нарушениями, а также страдает плавность речи и темп, обладают этапом эхолалий. Они склонны к рифмованию, пению, заучиванию стихотворений наизусть. Происходит формирование речевых штампов, неологизмов. Нарушение сенсорной гиперчувствительности – является основной причиной осложнения коммуникативного поведения. Вследствие чего происходит социальный вывих, отрешенность от окружающей жизни. Зачастую, при тяжелых формах, дети с РАС производят впечатление глухого, не пользуясь речью совсем, а лишь вокализами. Они не распознают понятия «можно/нельзя». А также прослеживается неконтактность ребенка. Тему беседы выбирает сам, не учитывает интересы окружающих, но отличить главное от второстепенного не может, не понимает сути вопроса, не может верно распознавать мимику, жесты и интонации. Наблюдается задержка навыков самообслуживания, стереотипность. При обследовании объектов такие дети используют все органы чувств: подносят близко к лицу, пробуют на вкус, нюхают, ощупывают, разглядывают. Дети с РАС не играют в игры, не примеряют социальные роли. У них отсутствуют навыки проигрывания ситуаций, которые отражают действующие жизненные отношения: семейные или профессиональные. Явно прослеживается отсутствие интереса к выполнению этих взаимоотношений, а, не владея таковыми навыками, дети с РАС не могут найти друзей.
Не смотря на трудности в коммуникации, дети с РАС налаживают контакт с окружающими, но делают это своими методами и средствами. Прежде всего, ребенок с РАС обращается к хорошо знакомым ему людям, к тем, кто выполняет привычные функции в его жизни, помогает в элементарных навыках самообслуживания. Такой человек легко успокоит ребенка-аутиста при появлении у него тревоги, и это не обязательно родители. Для ребенка с РАС близкие те, кто удовлетворяет его потребности.
При разговоре с детьми, страдающими аутизмом, наблюдаются частые паузы. Это не означает, что ребенок не хочет продолжать разговор, ему необходимо время на размышление, следует говорить короткими предложениями. Аутисты не могут самостоятельно присоединяться к беседе, но при инициативе собеседника, вступают в контакт. При отсутствии разговора, можно наблюдать за поведением, действиями, ведь действия – это тоже коммуникация. Таким образом, выявляя интересы и предпочтения ребенка. Дети с РАС охотно идут на контакт при поощрениях, например, при встрече угощать ребенка конфетой.
Только при установлении положительного устойчивого контакта между ребенком и педагогом, следует переходить к методам формирования коммуникативных навыков.