СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности логопедической работы в дошкольных учреждениях

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены особенности логопедической работы в ДОО

Просмотр содержимого документа
«Особенности логопедической работы в дошкольных учреждениях»

Особенности логопедической работы

Овладевая речью, ребенок какое-то время говорит неправильно. Когда плохо говорит старший дошкольник – это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся речевого несовершенства, становятся раздражительными, необщительными. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. Таким детям необходима срочная помощь логопеда.

В логопедической группе проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальцев (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга)

- развитие фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы.

Вся перечисленная работа проводится в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.

Для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль.

Взаимодействие ДОУ и семьи

в формировании правильной речи ребенка

Своевременное и правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его обучения в школе.

Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности.

Важно развивать все стороны речи:

- Фонетическую (правильное произношение);

- Грамматическую;

- Связную речь

Опыт по развитию речи детей показал, что только взаимодействие детского сада и семьи дает хороший и значимый результат.

В семье должна быть создана благоприятная ситуация для совершенствования речи детей, для закрепления знаний, полученных на занятиях в детском саду.

Учитывая, что основная деятельность детей дошкольного возраста – это игра, предлагаю вниманию родителей несколько речевых игр, которые можно провести с детьми самостоятельно в домашней обстановке.


  1. Игра на кухне «Угощаю» - ребенку предлагается вспомнить «вкусные» слова и угостить друг друга.

Можно подбирать «съедобные» слова на определенный звук:

А – апельсин, ананас, абрикос и т.д.;

Б – борщ, булка, бутерброд и т.д.

Слова необходимо произносить по очереди: ребенок – взрослый.

  1. Игра по дороге в детский сад «Я заметил…» - ребенку предлагается по пути называть предметы, мимо которых он проходит, и описывать их.

Например: «Я вижу почтовый ящик. Он синий, металлический, небольшого размера…»

  1. Игры в выходной день «Я дарю тебе словечко…» - родители должны объяснить ребенку значение нового слова и составить с ним предложения.


Данные игры помогут Вам, уважаемые родители, не только развить речь ребенка, но и сформировать у него внимание, память, мышление, а главное – еще больше подружиться и стать ближе к своему малышу!

Артикуляционная гимнастика

В логопедической практике артикуляция подразумевает под собой работу органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. К органам артикуляции относят: голосовые связки, губы, язык, нижнюю челюсть, глотку и др. Координация органов артикуляции происходит в речевых зонах коры и подкорковых образованиях головного мозга.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка того или иного движения открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за их отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Упражнения выполняются перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо взрослого.




























Развиваем мелкую моторику

Современные исследования доказали, что речевые центры мозга напрямую связаны с тактильными ощущениями. Поэтому логопеды в один голос рекомендуют развивать мелкую моторику рук и пальцев практически от самого рождения.

Для эффективности упражнений по развитию мелкой моторики необходимо использовать предметы, разнообразных цветов, форм и текстур. Деткам до полугода можно проводить массажи, они подготовят малыша к новым умениям и подарят интересные ощущения.

Очень важно не превращать занятия в принудительный урок.

Создайте доброжелательную атмосферу и преподнесите ребенку игрушки для развития мелкой моторики с улыбкой.

Выбираем игрушки для развития моторики

Не нужно скупать в магазине все развивающие игрушки, которые вам покажут продавцы. Наши мамы и бабушки в свое время, даже не имели представления о том, что с ребенком нужно специально проводить занятия по развитию речи, игрушки для этого особенные покупать.

Все российские игрушки прекрасно подходили для этой цели. Многие из них дожили и до наших дней, и развивают теперь наших деток.

Давайте вспомним некоторые из них и узнаем о новых предложениях в категории – игрушки, развивающие мелкую моторику:

матрешки;

шнуровки;

пирамидки;

пазлы;

неваляшки;

шарики, небольшие мячики;

кубики;

резиновые фигурки, которые легко сжимаются рукой;

погремушки;

сортеры (игрушки, в которых нужно рассортировывать различные детали);

мозаика;

абаки (подставки с палочками, на которые можно нанизывать разные предметы).

Все эти игрушки развивают мышление, логику, пространственное зрение, тактильные ощущения и активизируют речевой центр.

Вы можете найти и в своем доме игрушки для развития речи:


большие бусины;

прищепки;

пуговицы;

коробочки, шкатулочки;

стаканчики;

различные крупы;

баночки (не бьющиеся);

резинки для волос и многое другое.


Предлагайте ребенку перекладывать эти предметы из одной емкости в другую, сортировать их по цветам.

























Развитие связной речи у дошкольников


По мере взросления ребенка родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи.

Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли.

Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи.

Для этого существует масса упражнений, о которых мы расскажем в данной статье.

Что такое связная речь?

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.

Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.

В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями.

В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.

В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

Формирование связной речи у дошкольников

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

Основными средствами развития связной речи являются:

- сказки;

- дидактические игры;

- театрализованные игры.

В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.

Игры на развитие связной речи

«Расскажи, какой?»

Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например:

- мяч – большой, резиновый красный, легкий;

- огурец – длинный, зеленый, хрустящий.

Если ребенок еще маленький и самостоятельно описать предмет не может, ему необходимо помочь.

В первый раз родители могут самостоятельно описывать предмет.

«Опиши игрушку»

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.

1.Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.

2.Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

«Угадай кто?»

Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку.

По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь.

«Сравнение»

Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их.

Например:

- мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос;

- у куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые;

- у грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!