Маркина Н.Н.
.
Организация коррекционно-образовательного процесса в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО.
№ | Содержание работы | Сроки |
| Диагностический блок. | |
1 | Первичное логопедическое обследование состояния речи детей подготовительных и старших дошкольных групп; средних и младших групп. Определение особенностей речевого, психомоторного, общего развития; выявление детей с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. | 1 – 20 сентября 1 – 10 февраля сентябрь |
2 | Углубленное изучение структуры речевого дефекта, комплектование подгрупп с учетом речевого диагноза. | Сентябрь- октябрь |
3 | Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. | Октябрь – май |
4 | Мониторинг процесса коррекции дефектного звукопроизношения у детей с ФН и ФФН (в соответствии с этапами). | Сентябрь – июнь |
5 | Обследование речи детей со сложными речевыми расстройствами для представления на городскую ПМПК (совместно с педиатром, педагогом-психологом, воспитателями) | Весь период, по необходимости. |
6 | Обследование речи детей ясельных групп по запросам воспитателей, родителей. | В течение учебного года |
7 | Консультативное обследование дошкольников с привлечением специалистов: ортодонта, невролога, отоларинголога. | По необходимости |
| Организационный блок | |
1 | Отчет о списочном составе детей, которым рекомендуются занятия с логопедом. (Директору прогимназии, ПМПк) | сентябрь |
2 | Зачисление детей с нарушениями речи на коррекционные логопедические занятия. (Приказ по прогимназии) | Сентябрь февраль |
3 | Комплектование подгрупп с учётом сходства в структуре дефекта, составление расписания индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий | сентябрь |
4 | Коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия и НОД с воспитанниками, зачисленными на логопедический пункт, выполнение индивидуальных микропрограмм. | Весь период |
5 | Подведение итогов коррекционного воздействия, подготовка аналитического отчёта о работе за год. | май |
| Блок анализа и планирования. | |
1 | Разработка Рабочей программы учителя-логопеда | Август-сентябрь |
2 | Составление и утверждение циклограммы работы учителя-логопеда, регламента логопедической НОД на учебный год. | До 15 сентября |
3 | Составление календарных планов коррекционно-развивающих занятий. | Август - сентябрь |
4 | Разработка, уточнения и дополнения в планах диагностических и коррекционных индивидуальных занятий, непосредственной образовательной деятельности. | Сентябрь -май |
5 | Заполнение речевых карт, выявление структуры и механизмов речевых нарушений; составление планов индивидуальной коррекционной работы, ведение дневников наблюдений. | Весь период |
6 | Выступления на педагогическом совете с информацией о задачах, планах логопедической службы; с отчётами о результатах работы. | 31.08.15 Май 2016 |
7 | Выступления на методическом объединении воспитателей детского сада | Февраль 2016 По плану МО |
| Блок профилактической и консультативной работы | |
1 | Работа с родителями | |
| Участие в подготовке и проведении родительских собраний: «Речевая готовность ребёнка к школе» «Партнёрство детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников» «Учим говорить детей раннего возраста через игру» Консультации логопеда "Исправляем речь ребёнка вместе" для родителей детей, зачисленных на занятия к логопеду: Информирование родителей о выявлении у их детей нарушений речи, о запланированной коррекционной работе. Ознакомление с программой коррекционно-логопедического воздействия (содержание, рекомендации, сроки) Анкетирование родителей с целью выявления личностных особенностей ребёнка, сбор анамнестических данных. Консультирование родителей по вопросам исправления речи: - гимнастика губ и языка, обучение приёмам и правилам выполнения (презентация, слайд-шоу); -речевое дыхание, способы формирования выдоха, соответствующего корректируемому звуку; - развиваем и совершенствуем фонематический слух, формируем навыки звукового анализа и синтеза; - по организации дома закрепления полученных на логопедических занятиях знаний. Приглашение родителей на коррекционные занятия с демонстрацией приёмов закрепления выработанных навыков. Совместное / логопед – ребёнок – родители / ведение индивидуальной папки (тетради). Оформление и пополнение странички логопеда «Не оставляйте речь детей без присмотра» на сайте прогимназии, информационного стенда "Советует логопед", папок-передвижек с консультациями. Проведение бесед с родителями по индивидуальным запросам. | Весь период сентябрь Октябрь – май В течение учебного года Среда с 17.00 пятница |
2 | Работа с педагогами | |
| По итогам логопедического обследования информирование воспитателей и специалистов об уровне сформированности компонентов речи детей в соответствии с возрастом, рекомендации по индивидуальной и дифференцированной работе с детьми из группы риска – ЗРР и др. | сентябрь апрель |
| Ознакомление воспитателей подготовительных и старших групп со списком детей, зачисленных на логопедические занятия, и графиком проведения занятий. | сентябрь февраль |
| Консультативное взаимодействие со специалистами МОУ: педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, воспитателями групп, медработником по вопросам соблюдения единого речевого режима. | В течение года |
| Обсуждение с педагогами динамики продвижения детей, согласование требований к звукопроизношению на этапах автоматизации, дифференциации и введения в самостоятельную речь поставленных звуков. Привлечение воспитателей к работе по закреплению поставленных звуков. | Весь период |
| Оформление «Логопедических экранов» в подготовительные и старшие группы с информацией о речевых возможностях воспитанников для координации работы с воспитателями и специалистами прогимназии. | Декабрь-апрель |
| Взаимодействие с воспитателями и специалистами по закреплению положительных результатов коррекции речи и динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий. | Ноябрь - май |
| Индивидуальные консультации воспитателям – молодым специалистам по вопросам развития речи и профилактики нарушений речи. | По запросам |
| Блок контроля | |
1 | Представление информации о результатах работы учителя-логопеда на педагогических советах и методических объединениях. | Весь период |
2 | Представление информации родителям о динамике коррекции речи. | В течение учебного года |
3 | Посещение занятий и утренников с целью контроля речевого развития воспитанников. | Весь период |
| Блок методической работы. | |
| Организация предметно-развивающей среды логопедического кабинета с учётом требований ФГОС ДО, пополнение пособиями, дидактическими и коррекционными играми, в том числе с ИКТ технологиями. Составление рабочих листов с играми и упражнениями для закрепления дома (для детей с диагнозами дислалия и дизартрия). Развитие учебно-методического комплекса через пополнение пособий, книг, методических разработок. Участие в работе методического объединения учителей-логопедов города. Посещение семинаров, открытых занятий у коллег. Подготовка к аттестации, оформление портфолио. Повышение профессионального уровня: -курсы повышения квалификации; - через самообразование; - через изучение новинок методической литературы по внедрению ФГОС ДО в работу учителя-логопеда; опыта коллег в журналах «Логопед», «Дошкольное воспитание», на образовательных сайтах. | Весь период По плану МО учителей-логопедов города В течение года По графику |
-Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ.- М., ТЦ Сфера, 2008. -Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М., ТЦ Сфера, 2008. -Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. - М., ГНОМ, 2008. -Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – М., Гном-Пресс, 1998. -Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М., Издательство ГНОМ и Д, 2001. -----Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М., ТЦ Сфера, 2003. -Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М., Школьная Пресса, 2003. -Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., Просвещение, 2008.