Просмотр содержимого документа
«Логопедическая работа в коррекционной школе»
Особенности логопедической работы
в коррекционной школе
К сожалению не все дети, достигшие школьного возраста, в состоянии обучаться в массовой школе. Программа массовой школы оказывается для них чрезвычайно сложна и порою недоступна. Они не успевают за темпами прохождения учебного материала, проявляют беспомощность, не ориентируются ни в школьной обстановке, ни в окружающей жизни. Специальная (коррекционная) образовательная школа имеет общие с массовой школой цели и задачи, поскольку развитие умственно отсталых и нормальных школьников протекает по одним и тем же общим законам. Однако эти законы применительно к аномальным выступают по иному, что обусловлено прежде всего, атипичностью развития этих детей, нарушением их мозговой деятельности.
В настоящее время все большее количество детей рождается с интеллектуальными нарушениями. Появляется необходимость создания специальных (коррекционных) классов в массовой школе, специальной подготовки учителей.
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в школе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой образовательного учреждения.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Коррекционная школа, как и массовая, призвана дать ученикам общее образование. Но если массовая школа за 9 лет обеспечивает неполное среднее образование, то школа для детей с ограниченными возможностями здоровья дает своим воспитанникам за тот же срок лишь начальные общеобразовательные знания. В коррекционной школе специально отрабатывается коррекционный материал, упрощается его структура, широко используется наглядность, практические упражнения, обязательно применяется дифференцированный и индивидуальный подходы.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.д., одна из насущих проблем, стоящих перед педагогами. Коррекция фонетико – фонематического недоразвития речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями является актуальной проблемой.
Цель учителя–логопеда, дефектолога: изучить особенности фонетико-фонематических процессов умственно отсталых школьников и организовать работу по коррекции фонетико – фонематических процессов с учетом индивидуально-типологических особенностей детей.
Эффективность коррекции фонетико – фонематического недоразвития у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью зависит от соблюдения условий:
- учет результатов диагностики при определении содержания и методов коррекционной работы;
- поэтапность в коррекции фонетико – фонематического недоразвития;
- использование игровых методов коррекции нарушений звуковой стороны речи.
Для реализации поставленных целей логопедом определяются следующие задачи:
- изучить научно-методическую литературу по проблеме;
- подобрать методику обследования и определить особенности фонетико – фонематических процессов у детей;
- апробировать и выявить эффективность предложенной системы упражнений по развитию фонетико-фонематических процессов детей с интеллектуальной недостаточностью.