СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности музыкального воспитания детей 4-5 лет

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности музыкального воспитания детей 4-5 лет»

Особенности музыкального воспитания детей 4х-5 лет


Главной задачей музыкального развития детей является формирование эмоциональной сферы ребенка во взаимосвязи с нравственной, приобщение маленького слушателя к истокам музыкальной культуры.


Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения.

Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян).

Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске. 

Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. 

Освоение основных видов движения - ходьбы, бега, прыжков - дает возможность детям  шире использовать их в играх и танцах. Одни   стремятся,   не   подражая   друг  другу,   по-своему   исполнить роль   (например,   в   сюжетной   игре),   другие   проявляют   интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого. 


Накопленный за предыдущие года обучения слуховой опыт позволяет проявлять себя в слуховой деятельности.

Детям нравится содержание музыкальных произведений, связанное с их жизнью в детском саду (а не только в семье), т.к. они способны сопереживать настроению и содержанию музыки, соответствующей их собственному опыту. Поэтому ребёнок легко устанавливает элементарные связи между знакомыми ему жизненными явлениями и музыкальными образами произведений.


В этом возрасте ребёнок, как правило, в общем виде улавливает развитие музыкального образа. Он начинает более внимательно вслушиваться и способен замечать изменения средств музыкальной выразительности, на элементарном уровне может осознавать необходимость этих изменений, что говорит о дальнейшем развитии его музыкального мышления.


Появляются первые аргументированные эстетические оценки музыки и осознанное избирательное отношение к ней.


В процессе слушания музыки продолжается активизация таких музыкальных способностей, как эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовысотный слух и чувство ритма.

Ребенок обращает более пристальное внимание на мелодию и ритмический рисунок музыкального произведения.


В отношении музыкально-сенсорных способностей можно с полным основанием утверждать, что первые пять лет - золотая пора их становления.

Поскольку в этот период интерес ребёнка к музыке велик, он способен запоминать, узнавать, называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшемся развитии музыкальной памяти.


В этом возрасте ещё продолжается процесс развития органов слуха.

Барабанная перепонка ещё нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось.

Поэтому музыка, исполняемая для детей, не должна быть громкой и продолжительной по звучанию.


На 5 году жизни дети по-прежнему проявляет большой интерес к пению. Любят петь со сверстниками и взрослыми, а так же самостоятельно (в основном поет в пределах квинты1).

Осознанно использует в пении средства выразительности: музыкальные (высота звука, динамические оттенки) и внемузыкальные (выразительная мимика).

Дети в основном правильно пропевают мелодии отдельных небольших фраз песни, контрастные низкие и высокие звуки, соблюдают несложный ритмический рисунок.

Детям 4х-5 лет доступно напевное звуковедение, они уже могут пропевать небольшие фразы песни, не прерывая дыхания.


Певческий диапазон в пределах ре-ля первой октавы, однако, в то же время в этом возрасте певческие возможности остаются по-прежнему небольшими.


Голосовой аппарат (певческий) ребенка не сформирован, связки очень тонкие, дыхание слабое и короткое, поэтому и продолжительность пения не должна превышать 5-7 минут; во время пения нельзя опускать голову, т.к. при этом гортань сдавливается, затрудняется прохождение воздуха, вследствие чего возникает перенапряжение голосового аппарата.


Дикция у многих детей остаётся нечёткой, некоторые вообще неверно произносят отдельные звуки.


Главной задачей музыкального развития детей является формирование эмоциональной сферы ребенка во взаимосвязи с нравственной, приобщение маленького слушателя к истокам музыкальной культуры.


Музыкальное воспитание предполагает обучение детей музыкально-ритмическим движениям, слушанию музыки, пению, игре на детских музыкальных инструментах, а также развитие песенного и танцевально-игрового творчества детей.


Каждый из этих разделов имеет свои задачи:


Музыкально-ритмические движения

1. Ходить друг за другом бодрым шагом.

2. Различать динамические оттенки и самостоятельно менять на них движения.

3. Выполнять разнообразные движения руками.

4. Различать двухчастную форму и менять движения со сменой частей музыки.

5. Передавать в движении образы (лошадки, медведь).

6. Выполнять прямой галоп.

7. Маршировать в разных направлениях.

8. Выполнять легкий бег врассыпную и по кругу.

9. Легко прыгать на носочках.

10. Спокойно ходить в разных направлениях.


Развитие чувства ритма. Музицирование

1. Пропевать долгие и короткие звуки.

2. Правильно называть графические изображения звуков.

3. Отхлопывать ритмические рисунки песенок.

4. Правильно называть и прохлопывать ритмические картинки.

5. Играть простейшие ритмические формулы на музыкальных инструментах.

6. Исполнять простейшие мелодии на одном, двух, трех звуках.


Пальчиковая гимнастика

1. Укрепление мышц пальцев руки.

2. Развитие чувства ритма.

3. Формирование понятия звуковысотного слуха и голоса.

4. Развитие памяти и интонационной выразительности.

5. Развитие артикуляционного аппарата.


Слушание музыки

1. Знакомиться с жанрами: марш, танец, песня. Определять их характер.

2. Замечать динамику музыкального произведения, его выразительные средства: тихо, громко, медленно, быстро.

3. Различать характерную музыку, придумывать простейшие сюжеты (с помощью педагога).

4. Знакомиться с жанрами: марш, танец, песня. Определять их характер.

5. Подбирать иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям, мотивировать свой выбор.


Распевание, пение

1. Передавать в пении характер песни.

2. Петь протяжно, спокойно, естественным голосом (пределах ре-си первой октавы).

3. Подыгрывать на музыкальных инструментах.

4. Правильно выполнять дыхательные упражнения.

_____________________

1Кви́нта (лат. quinta — пятая) - музыкальный интервал шириной в пять ступеней, обозначается цифрой 5 - от ноты "до" до ноты "соль".

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!