СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности музыкального воспитания детей 5-6 лет

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности музыкального воспитания детей 5-6 лет»

Особенности музыкального воспитания детей 5-6 лет


На шестом году жизни у ребёнка продолжается дальнейшее становление его личности, расширяются знания об окружающей жизни, о сферах общественно - полезной деятельности взрослых, о природе родного края; о предметном мире, не находящемся в непосредственной близости с дошкольником.

При правильно организованном педагогическом процессе большинство детей к этому возрастному периоду овладевают культурой слушания.

Слушание музыки, на шестом году жизни, остаётся по-прежнему интересным, дети многое помнят, просят повторить самое любимое. Легко различают не только первичные жанры музыки, но и виды музыкальных произведений, вникают в эмоционально-образное содержание музыки.


Дошкольники 5-6 лет могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамику развития музыкального образца. Они выделяют большинство средств музыкальной выразительности, некоторые интонационные ходы.


Интенсивно продолжают развиваться музыкально-сенсорные способности: дети могут различать выразительные отношения музыкальных звуков.


Активизируются такие музыкальные способности, как ладовысотный слух: дети начинают распознавать интонационно-мелодические особенности музыкального произведения.


Интенсивное развитие умственных способностей детей влияет на формирование музыкального мышления: они готовы к анализу относительно сложного музыкального произведения, его оценке, могут сравнивать, обобщать некоторые из них по какому – либо признаку (жанру, характеру, содержанию).

Легко отвечают на вопросы:

• «Какие чувства передает музыка?»,

• «Что выражает музыка?»;

• «О чем рассказывает музыка?»;

• «Как (какими средствами) рассказывает музыка?».


У 5-6-летних детей уже сформирована потребность в пении. Дети любят петь, овладевая разнообразным по тематике репертуаром.

Голос становится звонче, для большинства детей характерен диапазон в пределах ре-си первой октавы; совершенствуется вокально-слуховая координация.

В то же время голос ребёнка остаётся довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок.


Дошкольники 5-6 лет начинают осознанно следить за правильностью певческой интонации, контролировать себя, исправлять неточности своего пения (но лучше слышат пение сверстника).

Уже могут выразительно петь не только напевно, но и отрывисто, если это необходимо для отображения содержания и настроения песни.

Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни, певческая дикция у большинства детей правильная.


Хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам.


На шестом году жизни продолжается дальнейшее физическое и психическое развитие ребенка: формируется осанка, движения становятся более свободными и выразительными, а в сюжетных играх, танцах - более осмысленными и управляемыми, слаженными, уверенными.


Дети на шестом году жизни желают овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующими ритмичности и координации исполнения, стремятся пополнять имеющийся запас игровых и танцевальных умений.


Дети легко ориентируются в пространстве помещения, довольно непринуждённо выполняют основные движения. Большинство детей с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации, в свободные пляски; любят придумывать свои танцы, главным образом на основе знакомых движений.


К важнейшим показателям музыкального развития, интенсивно проявля­ющимся в старшем дошкольном возрасте, относятся:

• развитая музыкальная память, возросший уровень запоминания, произ­вольность внимания;

• умение оперировать музыкальными представлениями;

• умение произвольно управлять музыкальной деятельностью;

• качественные отличия детского исполнительства, появляющиеся на основе осознанной цели;

• возросшая творческая активность в ее индивидуальных проявлениях.


В этом возрасте ярко выявляется индивидуальность ребенка, его инициа­тивность, попытки собственной интерпретации при исполнительстве, эмоцио­нально осознанное восприятие.

Происходит дальнейшее развитие слуховых ощущений для восприятия, раз­личения, запоминания и воспроизведения музыкальных звуков различной вы­соты, тембровой окраски, организованных во временном и ладовом отношении.

Мелодический слух шестилетних детей проявляется в точном воспроизве­дении сложных интонационных оборотов мелодии (восходящая секста, малая и большая секунды, квинтовые интонации), различении и воспроизведении ин­тервалов от секунды до октавы. Певческая интонация становится более точ­ной. Дети этого возраста способны к различению устойчивых и неустойчивых звуков лада, к запоминанию и различению тоники, что свидетельствует о вос­приятии ладовых тяготений.


Развитое чувство ритма характеризуется чутким улавливанием метра, ак­центов, пульсации, ритмического рисунка, музыкальной формы, темпа произ­ведения.


Музыкальная деятельность дошкольников и ее задачи


Слушание - восприятие

Продолжать приобщение к музыкальному искусству во всех его разновид­ностях, формировать устойчивый интерес к слушанию народной и классичес­кой музыки. (Большой запас музыкальных впечатлений, хорошая память поз­воляют детям называть любимые произведения.)

Формировать умение детей давать развернутые характеристики эмоционально-образного содержания произведений различных жанров («Какие чувства передает музы­ка?»), выделять программность и изобразительность в музыке («О чем рас­сказывает музыка?»), давать характеристику средствам музыкальной вырази­тельности («Как рассказывает музыка?»).

Раскрывать детям причинно-следственные связи между музыкальными явлениями: мелодия быстрая (звуки короткие, отрывистые), музыка тревожная (подвижный темп, низкий регистр). Обсуждать с детьми разные варианты исполнительской интерпретации музыкального произведения.


Музыкально-образовательная деятельность

Побуждать ребенка к поиску новых знаний о мире прекрасного: показать связь музыки и художественной литературы, музыки и кино, музы­ки и театра, музыки и живописи.

Дать детям устойчивые знания о композиторах (зарубежные, отечествен­ные).

Расширить представления о музыке вокальной - песня, романс; инструментальной - сольная, ансамблевая, оркестровая.

Дети должны знать и назы­вать танцы (полька, вальс; народные - хоровод, камаринская, кадриль, гопак и др.), музыкальные жанры (песня, опера, балет).

Формировать умение детей сознательно подбирать нужные сложные характеристики му­зыкальным образам: веселая, радостная, игривая, резвая и т.д., пользовать­ся музыкальными терминами: темп (медленный, подвижный), характер вос­произведения мелодии (напевно, отрывисто, протяжно), динамика звучания (громко, тихо, постепенно усиливая, замедляя).



Певческая деятельность

Распевание. Формировать умение детей пропевать гласные (а, о, у, э, и), четко, но ес­тественно произносить согласные (д, т, п, р). Формировать умение распределять дыхание при пении протяжных фраз. Выразительно передавать в певческой интонации поэтический смысл текста.

Разучивание и исполнение песен. Добиваться от детей исполнения пе­сен с эмоциональным настроем: петь с любовью, гордостью, радостно, с со­жалением и т. д. Закреплять навыки выразительного исполнения.

Формировать у детей навыки слухового самоконтроля. Приучать детей к условным дирижерским жестам - начало и окончание песни, движение ру­ки, соответствующее движению звуков мелодии.

Приучать ребенка к оценке качества собственного пения и пения других детей.


Песенное творчество. Формировать умение способам песенных импровизаций: подра­жать разнообразным звукам; отвечать на музыкальные вопросы, передавать вы­разительность интонаций (просительные, жалобные, сердитые, требователь­ные); петь импровизаций на заданный текст.


Музыкально-ритмическая деятельность

Упражнения. Закреплять умение детей в передаче музыкальных основ средствами выразительных движений: передавать характерные образы, рит­мический рисунок, темп и динамику произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать движения в соответствии с музыкальной формой.


Танцы, пляски, хороводы. Разнообразить лексику танцевальных движе­ний: хороводный шаг разного характера, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, боковой галоп, переменный шаг. Овладевать элементами тан­цев. Разнообразить традиционные движения: качания с раз­личными изобразительными движениями рук, полуприседания с открыванием и закрыванием рук и др.


Танцевально-игровое творчество. Поощрять стремление детей к самостоятельным импровизациям в свободных плясках. Формировать умение пластическому выражению театрально-игровых образов. Продолжать формировать умение сочетать пантомиму, танец, пластику.

Учить отражать в плясовых импровизациях изменения в музыкальном об­разе.


Приобщение к игре на музыкальных инструментах

Развивать интерес детей к музицированию на инструментах - как дет­ских, так и на фортепиано. Научить детей правилам обращения с инструментами.


Из средств музыкальной выразительности детьми наиболее легко выделяется и усваивается ритм. Для этого в работе с дошкольниками ис­пользуются инструменты ударной группы, имеющие народное происхожде­ние, - деревянные ложки, коробочки, бубен. Они обычно исполняют пульс, акцент, слабые и сильные доли, начало и окончание фраз, ритмоформулы, переклички.


Метрическая пульсация, или пульс, преподносится детям как ровные, мерные шаги, которые слышны в музыке. Метрическую пульсацию дети на­чинают осознавать с того момента, как научатся маршировать под музыку, в такт музыке хлопать в ладоши, притопывать ногой. В зависимости от ха­рактера музыки пульс может исполняться на ложках (в русской песне), ба­рабане (в марше), маракасах (в современном танце).


Акцент в музыке - это силовое или смысловое выделение отдельного зву­ка в музыкальном материале. Педагог доступно объясняет это детям: проводит аналогию с ударениями на отдельные слова в разговорной речи, с вы­делением отдельного слова в фразе, подбирает яркие художественные при­меры. В зависимости от характера произведения акцент может прозвучать на различных ударных инструментах, но это должен быть инструмент, отличаю­щийся по тембру от того, на котором исполняется пульс. Например, в пляс­ке пульс исполняют ложки, а акцент - бубен, тарелки или треугольник.


Ритмический рисунок (ритм в узком смысле слова) - это соотношение длительностей последовательного ряда звуков, т. е. ритмическая основа мело­дии. В ритмическом рисунке мы слышим короткие и долгие звуки.


Ритмические переклички используются в виде эха, зова кукушки и дру­гих изобразительных и подражательных средств. При этом лучше использо­вать разные по тембру инструменты: коробочка - треугольник, бубен - ложки.


Фраза - это более или менее законченное по содержанию мелодическое построение. Вначале дети осознают контраст между отдельными частями музыкального произведения, затем между фразами и, наконец, различают фра­зы не только по контрасту, но и по сходству. Отмечают окон­чания фраз бесшумным ударом пальцем о палец или ударом металлической палочки по треугольнику. Мягкое звучание треугольника более всего подхо­дит для исполнения «точки» в конце фразы.


Ведущее направление в работе с шестилетними детьми - воспитание средствами музыки нравственных качеств личности ребенка.

Переживания эстетического характера обогащают опыт ребенка, в том числе развивают способность эмоционально реагировать на происходящее вокруг него.

Это значит, что он не останется безразличным к радости и горю других людей, проявит в соответствующих случаях сострадание, жалость, сочувствие или, наоборот, негодование, осуж­дение.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!