СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности написания приставок на З//С.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности написания приставок на З//С.»

Урок 68 Деряева Л.А.

Русский язык 5класс 11.12.19.

Тема: Особенности написания приставок на З//С.

Планируемые результаты:

Предметные: 1)выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;

2)формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;

3)развить умение формулировать определение понятий;

4)обогащать словарный запас учащихся;

5)совершенствовать орфографические  умения.

Метапредметные: :   1) овладение изучающим видом чтения;

2) умение воспроизводить прочитанный текст;

3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,участия  в обсуждении;

Личностные: 1) положительно относится к учению;

2) желает приобрести новые знания, умения;

3)осознает свои трудности и стремится к их преодолению.

Тип урока:урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник “Русский язык. 5 класс” под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой и др., компьютер, интерактивная доска, презентация в программе «PowerPoint», раздаточный материал для учащихся.

Ход урока

I.Организация начала урока.

Вступительное слово учителя.

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

- У нас много гостей. Чтобы вы настроились на работу, начнем с нескольких организующих строк:

Ну-ка, юный мой дружок!

Ты готов начать урок?

Все в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы получить знания,

Нам нужны старания!

Девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

( сначала про себя, затем вслух выразительно).

Внимательно слушайте – и все услышите!(слайд 1).

Внимательно смотрите – и все увидите!

Думайте – и все поймете!
Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен , уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”.

Я желаю вам успеха.

II.Актуализация опорных знаний.



1)Фонетическая минутка. (УСТНО) .(слайд 2).





Подберите парный согласный:

[ б ]

[ в ]

[ г ]

[ д ]

[ ж]

[ з ]

[ л ] [ м ] [ н ] [ р ] [ й,]

Вывод: на какие группы делятся все согласные звуки?

2)Игра «Замена звуков». Замените начальный согласный парным ему глухим или звонким. (УСТНО).

Дом - том, балка - палка, тело - дело, плеск - блеск, кости-гости, год - кот, почка-бочка, горка - корка, злой - слой, шалость - жалость, колос - голос, жар - шар, доска - тоска, точка - дочка.

3).Словарный диктант.(ПИСЬМЕННО).

Безболезненный, бесплатный, взмахнуть, испортить, бесполезный, безвредный , раздать , разменять, рассорить, распилить,беззвездный.

-Ребята, с чем вы столкнулись ,когда писали словарный диктант?

-Какие проблемы вы увидели при написании этих слов ?

-К проверке данного задания мы вернемся чуть позже

-Так, что же мы заметили? При чем здесь приставки и звонкие- глухие согласные?

Прослушайте сказку.

В некотором царстве, орфографическом государстве,

Жили-были согласные, звонкие и глухие. 

Дружно жили, не тужили. Но однажды …    

Заспорили звонкий З и глухой С…

Кто главней?

Кому стоять на конце этих приставок?

З кричал, что звучит сильнее,

С убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецу,

 Которые всё на свете знал и даже писал правила

Для жителей государства.

III. Целеполагание.

-Что нужно знать, чтобы не было споров?

-Исходя из темы, определите цели урока. (слайды 3- 4).

1.Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.

2.Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм.

- Русский язык – самый красивый и богатый язык в мире. Наш язык – живой. В нем очень много слов, правописание которых нам с вами пока еще не известно. Но с каждым новым уроком мы становимся грамотнее и мудрее. Мы уже несколько уроков работаем по теме: «Состав слова», изучили несколько орфограмм, а сегодня мы должны будем выяснить, когда в приставках - раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-) можно писать согласную З, а когда – С-, будем учиться находить слова с данными приставками, правильно их писать и употреблять их в речи.

- Чтобы достичь цели нашего урока, можно пойти разными путями: прочитать в учебнике или изобрести правило самим. Вам как интереснее? (Интереснее изобрести самим).

IV.Этап усвоения новых знаний и способов действий. (слайд 5).

А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит  разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок.

  безжалостный                расписание

   безграничный              испуг

разговор                         раскраска

излом                         вскрикнуть

-Давайте составим план исследования.

- Выделить в словах приставки.

- Подчеркнуть в словах  согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.

- Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

- Какой вывод можно сделать?

АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ(слайд 6).

З или С ?

смотри на следующий после приставки согласный

если звонкий если глухой

пиши З пиши С

БЕС

ВОС

РАС

ИС

НИС

БЕЗ

ВОЗ

РАЗ

ИЗ

НИЗ








Вывод: От чего зависит написание З, С в конце приставок? (от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного).

1.Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.(фраза про Степку). (слайд 7).

- Степка,хочешь щец?

- ФУ!

Физминутка для глаз

Крепко зажмурить глаза, считать до 3-х, открыть, посмотреть вдаль, считать до 5-ти. Повторить 4-5 раз.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, считать до 5-ти. Повторить 4-5 раз.

2.- Давайте познакомимся с правилом, которое предлагают нам авторы учебника(с.110).

Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.

Обрати внимание

На ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДАНИЕ. (слайд 8).

З нельзя в них отделить,

Чтобы смысл не повредить

V.Работа по теме урока.

1).Работа с синонимами. (выполняется устно). (слайды 9-10).

Слово учителя: перед вами слова, к каждому из которых вам необходимо подобрать синонимы с приставкой БЕС или БЕЗ.А что такое синонимы?

Глупый, дурацкий - бессмысленный

Непорядок, хаос, кавардак - беспорядок

Лентяй, лодырь, балбес, шалопай, шалопут, повеса - бездельник.

Немой, молчаливый - безмолвный.

2).Прочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл этих изречений. (слайды 11-12)

(формулировка учащихся): какая задача стоит перед нами? Что нужно сделать для того, чтобы верно выполнить задание?

Дерево без птиц – бе..плодное дерево.

У сильного всегда бе..сильный виноват.

Глупый осудит, умный ра..судит.

Спишите пословицы, графически обозначив выбор орфограммы.

!!! Объясните написание букв СС в словах бессильный, рассудит.

Вывод: на стыке приставки и корня пишется две СС и ЗЗ, если одна из них относится к приставке, а другая к корню.

Физминутка

- Если  покатать простой карандаш, то можно почувствовать тепло, потому что совершается прилив крови к рукам, а это  благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Уже давно ученые доказали, что таланты человека находятся на кончиках пальцев. Давайте и дома будем помогать развиваться  нашим талантам с помощью этой простой  гимнастики для рук. Отлично! Молодцы!

А теперь давайте дружно себе поаплодируем, а теперь потопаем. Ну, а теперь не забываем, что у нас хорошее настроение и улыбаемся.

Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?

Для этого нужно есть бананы: в их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия. А апельсины стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.

И, конечно же, наш любимый шоколад: он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.

- А когда мы с вами вдоволь объедаемся апельсинами, бананами? Когда получаем шоколадные подарки?

   На последний месяц года по  народному календарю приходится самое большое количество праздников. Недаром наши предки говорили: «В декабре что ни день, то праздник».По православному церковному календарю каждый день мы празднуем память какого-либо святого.

Однако самым почитаемым и в наше время остается День Николая Чудотворца, который православные отмечают 19 декабря.

-Ребята, а что значит «чудотворец»?

-Вот и мы совершим небольшое чудо. Попробуем исправить ошибки в словах

VI.Закрепление знаний.

1)Работа с учебником.

-Фронтальная работа.УПР 246.Распределить слова на 3 столбика.

2).«Корректор». (слайд 13).

Безшумный, расстановка, безжизненный, зжигать, восстановление, зделать, расделить, рассердиться, восдать, разпределить.

3). Творческий диктант.(УСТНО!!!!!!РЕЗЕРВ)

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

4).Работа с текстом.

-Прочитать, найти слова с приставками на З и С.

Плод долгих молитв к Господу бездетных родителей, младенец Николай, со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, Николай проявлял великое милосердие к пастве, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался делать это тайно и скрывать свои благодеяния.

-Какие слова вы выписали?

-О ком рассказывает данный текст?

-Что узнали нового о Святом Николае?

- А знаете ли вы… (слайд 14).

Николай Чудотворец – покровитель детей. Они особенно ждали праздник, посвящённый  святому. Считалось, что за хорошие поступки и послушание дети получали от Николы подарки, а за плохое поведение находили под подушкой прутик.

В этот праздник дети получают сладкие пряники и теплые варежки, шарфы, но не стоит забывать и о другой  праздничной традиции: в День Святого Николая принято помогать обездоленным – детям-сиротам, беднякам и больным. Потратьте немного времени и обязательно поздравьте с праздником тех, кому в жизни повезло меньше, чем вам. Это добро обязательно вернётся

- Что бы вы хотели попросить у святого Николая?

- Чему вас научил сегодня Николай Угодник?

(Люби Бога и людей, помогай всем нуждающимся, быть святым может каждый.)

- Ребята, какое чудо можем мы совершать ежедневно? (делать добро).

VII.Домашнее задание. (слайд 15).

1) стр.110 – выучить правило;

2) упр. 247 или 248 (на выбор);

3) Опишите природу сегодняшнего дня, используя слова с приставками на з- и с-. Составьте небольшой текст (4-6 предл.).

VIII.Подведение итогов. Рефлексия. (слайд 16).

-В чем состояла задача сегодняшнего урока?

-От чего зависит написание З, С в конце приставок?

-С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока?

-Какой вид деятельности вам показался наиболее интересным?

- Где же полученные знания каждому из вас могут пригодиться? Нужно ли изучать данную тему?

Тест.(слайд 17).(РЕЗЕРВ!!!!!!!!!!).

- Наступило время провести тест, и разобраться, как вы  поняли  тему урока.  Выбери правильное утверждение обведи букву:

П.   Приставки со словами пишутся  слитно

Г.   Приставки со словами пишутся  раздельно

Я.   Приставка служит для образования   новых слов

Л.   Приставка служит для связи слов в предложении

К.   Предлоги пишутся слитно со  словами

Т.   Предлоги пишутся раздельно со  словами

Ь.   Предлог – часть речи

Я.   Предлог – часть слова

- Какое слово получилось? (пять) (слайд 18). Вот вы сами себе поставили оценку. А у кого не получилось?

    Мелодия

 Оцените свои впечатления от сегодняшнего урока. Если вам все удалось, все понравилось, то вкладываем шарик красного цвета, а если вам всё понравилось, но не всё получилось,  ещё допускаете ошибки – синего, если у вас остались неразрешимые проблемы, вам нужна помощь -  жёлтого

Заключительное слово учителя.

    В заключение хочется пожелать, чтобы жизнь каждого из нас изо дня в день наполнялась делами добра, которые приносят чувства счастья и радости.


Спасибо за урок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!