СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены некоторые формы работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Просмотр содержимого документа
««Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку»»

«Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку»

Обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Каждый ребенок имеет право на образование и дети с ОВЗ не исключение. С введением ФГОС дети с ОВЗ могут обучаться и уже обучаются в классах общеобразовательных школ, а им свойственны специфические особенности такие, как:

- расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения;

- нарушения развития речи, отсутствие собственной речевой инициативы;

- нарушение внимания, снижение работоспособности, чрезмерная двигательная активность;

- неспособность к целенаправленному организованному поведению;

- рассеянность, импульсивность;

- повышенная возбудимость;

- проблемы вербальной коммуникации;

- ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире.

Среди таких детей большое количество тех, кто имеет нарушения речи, вследствие которых даже родной язык вызывает затруднения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Как учить таких детей английскому языку..?»

Выход мне подсказали дети, они сами изъявили желание творить, и тогда я подумала, а почему бы нам урок английского языка не превратить в творческую мастерскую?

На уроках английского языка мы занимаемся многим.... Отрабатывая лексику или грамматический материал по той или иной теме, мы делаем аппликации, большие коллективные работы (будь то стенгазеты, кластеры), делаем оригами, собираем 3 D пазлы.

Games

Игры, другие занимательные упражнения и приемы также должны присутствовать на занятиях. Так называемые, игровые задания помогают детям расслабиться, и при этом каждое такое задание может иметь четкую цель. При использовании дидактических игр происходит тренировка различных речевых навыков: фонетических, лексических, грамматических, что имеет важное практическое значение.

Clusters

Еще мне бы хотелось поделиться с учителями иностранных языков следующим... Согласитесь, что все мы привыкли к обязательному ведению детьми словарика. Мне захотелось это немного преобразовать: вместо словарей мы создаем кластеры по отдельным темам. Это не просто запись слов в столбик с переводом и транскрипцией, а - систематизация, классификация лексических единиц, при которой задействованы основные мыслительные процессы, такие как анализ и синтез. Более того, работать стало интереснее, например, в качестве формы контроля детям вместо словарного диктанта можно дать полупустой кластер с просьбой дописать недостающие слова.

Postcrossing

В процессе обучения необходима практическая направленность знаний, а в обучении языку - это коммуникация, общение... Но ведь общение - это и письменная речь тоже... Не так давно дети с ОВЗ присоединились в нашему школьному клубу «postcrossing». Это обмен открытками по всему миру, переписка на английском языке. Детям это нравится, т.к. за каждой открыткой - живой человек и реальное общение на английском языке.

Relax

В классе был выделен, так называемый, «Уголок релаксации» с игрушками, раскрасками, сенсорными материалами, где ребенок может провести время, если у него «нерабочее» состояние. «Уголок» способствует снижению нервно-психического напряжения и повышения способности к саморегуляции, он пользуется популярностью у детей.

Учитывая большое количество детей с ОВЗ, один уголок релаксации не всегда может выручить. Я нашла выход в музыке: во время выполнения отдельных заданий уместно включить спокойную музыку, которая позволит детям восстановить равновесие и настроиться на работу. Более того, я использую музыку известных музыкальных групп и музыкантов стран изучаемого языка, формируя тем самым социокультурную компетенцию и расширяя кругозор детей.

Используя на уроках всё вышеперечисленное, нам с детьми удалось достигнуть следующих результатов:

- дети лучше запоминают материал непосредственно во время работы;

- они учатся общаться между собой, ведь часто работа коллективная, а учитывая, что дети с ОВЗ вливаются в коллектив из разных школ, такие коллективные работы служат своеобразной профилактикой межличностных конфликтов в классе;

- деятельность детей чаще бывает успешной, что является залогом положительного отношения к учебному процессу, и, разумеется, успех в творчестве нагляден, и этот результат детей воодушевляет, формирует положительное отношение к моему предмету;

- детям доставляет огромное удовольствие видеть продукт своей работы, глядя на который, или используя его, им проще воспроизводить материал;

- творческая работа и наглядный материал, выполненный детьми во время урока, положительно сказываются на развитии мозговых функций, мыслительной деятельности, долгосрочной памяти детей с ОВЗ. Кроме того, тематические работы мы размещаем в классе, и детям проще вспомнить ту или иную тему, взглянув на свои работы.

Преимущества охарактеризованных методов работы очевидны. В известной китайской поговорке говорится: «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и я запоминаю»...Я считаю, что она наиболее точно отображает методы работы с детьми с ОВЗ.

Список литературы

1. Нестеренко М.Е. Применение ИКТ при обучении детей с ОВЗ на уроках английского языка [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tea4er.ru/forum/53--/66209--q--q (дата обращения: 18.10.2016).

2. Пасенкова Н.М. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования. - Ставрополь: СКИРО ПК и Список литературы

3. Поникарова В.Н. Диагностика готовности к осуществлению педагогической деятельности в интегрированном/инклюзивном образовании // Вестник Череповецкого государственного университета: науч. журн. - 2013. - №4 (51) Т. 1. Технические науки. Экономические науки. Филологические науки. Педагогические науки. Искусствоведение. Психологические науки - С.130-133.

4.А. В. Липатова Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку ПРО, 2012. 46 с.

5. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие. - М.: Владос, 2011. - 167 с.

6. Торсунова О.В. Коррекционная направленность уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. - URL: http://www.metod-kopüka.m/ctatya-na-temu-korrekcionnaya-napravlennost-urokov-angHyskogo-yazika-dlya-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-59609.html (дата обращения: 15.10.2016).

7. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 2005. -№8. - С. 46-50.