1 слайд. Тема моего сегодняшнего выступления: Особенности обучения иностранному языку школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
2 слайд. Хотелось бы начать с высказывания советского и российского государственного и политического деятеля – Людмилы Ивановны Швецовой : Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…. Это люди, которым судьба послала сложные испытания….Только сочувствия мало, надо развивать возможности.
Я абсолютно согласна с этим высказыванием, пожалеть и посочувствовать ребенку мало, нам, как педагогам нужно попытаться по максимуму развить способности ребенка и попытаться обучить его иностранному языку.
3 слайд. Ведь образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной задачей современного общества, значимость которой повышается в связи с увеличением числа детей с проблемами в психофизическом развитии.
Так, по данным Министерства образования и науки РФ, на начало 2013–2014 учебного года в образовательных организациях Российской Федерации обучается 467 176 детей с ОВЗ, из них только 210 194 детей обучаются в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ. Большая часть детей получают образование в коррекционных классах при общеобразовательных организациях и в общеобразовательных классах.
В нашей школе есть такие коррекционные классы именно начальной школы. В 5 классе коррекционные классы расформировывают, и дети переходят в обычный общеобразовательный класс. Я обучаю детей английскому языку во 2 и 3 коррекционных классах.
Прежде чем начать преподавать ИЯ в таких классах, учителю необходимо познакомиться с классным руководителем детей и родителями. Стоит объяснить родителям что изучения ИЯ прежде всего развивает память, мышление, фантазию, мелкую моторику.
4 слайд. Самый главный принцип обучения детей с ОВЗ – учим одному и тому же, но по-разному.
Учитель иностранного языка должен помнить, что у детей с ограниченными возможностями разные заболевания, соответственно у них возникнут разные сложности в освоении иностранного языка. Нужно выработать различные стратегии для преодоления этих сложностей у каждого «особенного» ребенка.
5 слайд.Так, исходя из собственного педагогического опыта, я поняла, что дети с ограниченными возможностями очень ранимые, легковозбудимые, многим сложно взаимодействовать с другими детьми, работать в команде. Именно поэтому процесс обучения детей с ограниченными возможностями должен оставаться творческим.
Среди детей, у которых я преподаю английский язык в начальной школе, есть дети слабовидящие, дети с задержкой психического развития, дети с расстройствами аутистического спектра, а также дети с речевой задержкой. Конечно, к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход.
Так, при изучении английского алфавита или английских слов, нужно помнить, что изучаемое слово или буква на уроке должны быть представлены по - разному: четко и крупно написаны на доске, изображены на картинке, выведена на проектор, произнесены несколько раз учителем, диктором на аудиозаписи и каждым ребенком. Это поможет слабовидящим детям, детям с ЗПР лучше разглядеть и осознать новую букву. То же касается и грамматики - все схемы должны быть четкими и понятными.
У детей с речевыми нарушениями отмечается общая и мелкая моторная недостаточность. Наибольшая несостоятельность двигательной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи проявляется в недоразвитии мелкой моторики рук, поэтому таким детям можно предложить вылепить из пластилина новую изученную букву, нарисовать ее или сделать аппликацию на новое изученное слово вместе с рисунком.
На детей с расстройствами аутистического спектра стоит обратить особое внимание, ведь в зависимости от варианта аутистических расстройств, ребенок может быть отрешенным или излишне эмоциональным, выполнять монотонно- однообразные действия или иметь аффективные вспышки. При изучении английского языка, важно не заставлять таких детей делать те задания, которые им не по душе. Лучше постараться предоставить выбор упражнений, поинтересоваться, как бы ему лучше запомнилось то, или иное слово. Если такой ребенок «витает в облаках » во время урока, не стоит все время одергивать и привлекать его внимание, ведь даже если ребенок кажется отрешенным, не факт, что он вас не слышит и не усвоит изученное на уроке. ОПЫТ
Нужно учить детей взаимодействовать друг с другом, поэтому часто на уроках у нас групповая форма работы. Причем в каждой группе есть один более сильный ученик, который поможет остальным.
В заключении, хотелось бы отметить, что учитель должен отнестись к детям с ограниченными возможностями с особым пониманием, развить по максимуму их возможности, составить индивидуальный план работы с детьми, имеющими схожий диагноз. Учитель должен непрерывно поддерживать интерес таких детей к иностранному языку, используя творческий подход и всегда помнить, что «особенные» дети хотят, чтобы учитель не замечал их недостатков и относился к ним, как к обычным детям